автор: Губанова Анжелика Юрьевна

Воспитатель МАДОУ №22 «Тополёк»

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

УДК 37.0

А.Ю. Губанова

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

«Любое детское открытие, умозаключение

является полноценным тогда,

когда достигнуто через творчество».

В.А. Сухомлинский

В статье рассматривается применение салфеточной аппликации для развития личности и познавательных процессов детей дошкольного возраста, развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Представлена методика работы с детьми и родителями, этапы обучения дошкольников салфеточной аппликации.

Ключевые слова: творчество, дошкольник, ФГОС дошкольного образования, мелкая моторика, салфеточная аппликация.

Творчество! Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов и радости новых открытий. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

А.В. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев, поэтому в своей работе я большое внимание уделяю развитию у детей мелкой моторики рук. Положительный результат будет лишь тогда, когда дети выполняют задания с интересом и желанием [1; 9].

Согласно требованиям ФГОС ДО, одним из условий развития творческой активности и самостоятельности является возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Бумажная пластика это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.

Бумага в жизни человека играет не мало важную роль , хотя и является привычным атрибутом повседневности. Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Создавая поделки из бумаги, дошкольники не только овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, но и учатся рационально использовать благодатный материал [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Одним из эффективных видов деятельности для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является аппликация. Через бумажную пластику можно  развивать такие качества как память, наблюдательность, восприятие и мышление, внимание и воображение. связную речь. Ведь дошкольный возраст — это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована и происходит ее дозревание в процессе деятельности ребенка [1].

Техника салфеточной аппликации является эффективным способом реализации идеи интеграции образовательных областей в совместной деятельности педагога и детей. Именно салфеточная аппликация может помочь развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений пальцев. Дети видят результат своего труда, повышается самооценка.

Цель работы применение салфеточной аппликации для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Работа с салфетками решает сразу несколько задач:

  1. Познакомить детей с основными приемами салфеточной аппликации.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, умение делать комочки из салфеток, наклеивать на шаблоны.
  3. Развивать художественный вкус, творческие способности, инициативу, фантазию у детей.
  4. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук.
  5. Воспитывать интерес к салфеточной аппликации, уважительное отношение к своему и чужому труду.
  6. Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Аппликацией из салфеток я начала заниматься с детьми с первой младшей группы. Работая с малышами, я  поэтапно вводила в деятельность детей игры с салфетками. Сначала мы делали массаж для пальчиков, затем   мяли пальчиками кусочки салфеток, делали из комочков забавные игрушки, всё это способствовало развитию мелкой моторики рук.

На первом этапе  рисунки было коллективным, так как у детей не хватало усидчивости. Они с большой радостью приклеивали шарики из  салфеток на готовый контур или раскраску , стараясь плотно прижать их друг к другу. Вначале промазывала клейстером сама, затем, когда  малыши взрослели, они самостоятельно наносили клей. Вначале поделки брала одного цвета: облако, солнышко. В этот период дети выучили основные цвета: зеленый, синий, красный, желтый.  Видя результат детям хотелось делать разноцветные картины. они с большим восторгам стали включать оттенки цветов. Постепенно усложнялся рисунок, кусочки салфеток брались меньшего размера, комочки становились более плотными, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Приклеивание тонких линий, мелких деталей  способствует развитию мелкой моторики.

Когда дети освоили эту технику, я стала добавлять усложнённый способ — торцевание. У детей появился большой интерес к созданию поделок, и вызывало радость, гордость за свой труд.

Положительные результаты в работе с детьми были достигнуты и благодаря работе с родителями. В группе были проведены беседы на тему: «Развитие мелкой моторики рук ребенка», родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», оформлена папка – передвижка «Салфеточная аппликация в детском саду и дома».

Родителям было рекомендовано, что можно изготовить дома, как организовать совместную деятельность, какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Дома дети сами проявляли интерес к изготовлению поделок. Родители тоже очень серьезно относились к выполнению домашнего задания с детьми. Работая в тесном контакте с родителями и детьми, мы добились хороших результатов в творчестве детей.

Салфеточная аппликация – это интересный и простой, а самое главное полезный вид творчества. Выполнить поделку своими руками смогут как малыши, так и дети постарше. Главное, что это доступно и занимательно, а подготовка не потребует много времени и финансовых затрат.

Таким образом, у детей развивается художественное и пространственное воображение, фантазия, образное и конструктивное мышление, творческие способности, мелкая моторика и тактильные ощущения. Воспитывается аккуратность, усидчивость, коллективность, взаимопомощь, проявляется индивидуальность, инициатива и самостоятельность во всех видах деятельности.

Вначале ребёнку нужна будет огромная  помощь от взрослого — первое время он будет прикладывать много усилий для сминания и скручивания салфеток. Но постепенно процесс перестанет утомлять ребёнка, и он с удовольствием будет показывать свои творческие работы, испытывая при этом чувство радости и гордости за свой труд!

И кто знает, может быть, интерес к работе с бумагой, пробуждённый в детском саду, с возрастом не угаснет, и кто-либо из ребят станет дизайнером, инкрустатором, создаст шедевр прикладного искусства. Ведь основа заложена…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Новосибирск, 2002. 107с.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2002. 192 с.
  3. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 34-38
  4. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 64 с.
  5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. СПб.: Литера, 2007. 32 с.
  6. Синицина Е.И. Умные пальчики. М.: Лист, 1999. 166 с.
  7. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // Дошкольное воспитание. 2008. №7. С. 67-70.
  8. Моисеева Р. Пальчиковые игры – упражнения // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 42-53.
  9. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Ч. 1. М.: ВО «Совэкспорткнига», ИГ «Истоки», 1991. 64 с.

A.Y. Gubanova

OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN THROUGH APPLICATIONS IN ENGINEERING PAPER PLASTIC

The article describes application salfetočnoj applications for development of personality and cognitive processes of preschool children, the development of fine motor skills and coordination of movements of fingers. The technique of working with children and parents learning steps preschool salfetočnoj application.

Keywords: creativity, preschooler, GEF pre-school education, fine motor skills, salfetochnaya applique.