Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»



автор: Губенкова Любовь Николаевна
учитель математики
МОУ «Зимитицкая ООШ»

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Тема урока «Умножение дробей»

1-й урок в разделе «Умножение и деление обыкновенных дробей» 

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока (деятельностная): формировать у обучающихся умения нового способа действия – умножение дробей.

Цель урока (содержательная): расширение понятийной базы- правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число и на обыкновенную дробь.

Цель (методическая): создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

навыки умножения дробей, учить использовать в вычислениях правила умножения дробей.

Задачи урока

  1. Повторить темы «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Сокращение дробей».
  2. Сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и на обыкновенную дробь.
  3. Формировать умение умножать обыкновенные дроби, используя правило.
  4. Расширить понятийную базу обучающихся по теме «Обыкновенные дроби».
  5. Провести первичное закрепление изученного материала.

Планируемые результаты. 

Предметные: знакомство с правилом умножения обыкновенной дроби на натуральное число, правилом умножения обыкновенных дробей. 

Метапредметные: 

Регулятивные

планировать свою деятельность, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

Познавательные

анализировать представленную информацию, сравнивать, делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные

способствовать формирование навыков общения при совместной работе; развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Личностные: 

формирование познавательного интереса к изучению нового, воспитание культуры учебного труда. 

 

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и дидактический материал: 

учебник для 5 класса «Математика», И. Я. Виленкин, 2023 год, часть 2., стр. 74-75. изд. «Просвещение», 

мультимедийная презентация «Умножение дробей», 

Ход урока.

 

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин Приветствует обучающихся. Проверяет готовность необходимых принадлежностей к уроку. 

Напоминает о том, что изучение каждой темы завершается контрольной работой, и что успех зависит от старания и активности каждого ученика на уроке. 

Сообщает сроки контрольной работы.

Слушают, задают вопросы.
2. Актуализация знаний  10 мин Организует повторение изученного материала. Темы

Сокращение дробей,

Выделение целой части из неправильной дроби,

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Дает инструкцию к выполнению:

  1. Выполнить задание
  2. Поменяться работами с соседом по парте.
  3. Проверить работы друг друга.
  4. Записать количество правильных ответов в Лист самооценки
  5. Подсчитать количество правильных ответов.
  6. Оценить свои знания.

Задание записано на доске до начала урока:

1.Сократите дроби: 

6/9;  15/20;  11/33;  30/80;  150/5.

2.Выделите целую часть из неправильной дроби: 

3/2; 10/3; 9/4;  7/1;  15/5.

3.Вычислите:

1.  1 6/9+ 2 1/38 

2.  8 3/11 – 5 1/22

3.  1 6/15 – 2/4

4. 3 – 1 4/7

5.  1 3/8 + 2 1/4

Действуют по инструкции:

Получают задание,

Самостоятельно выполняют задание.

Обмениваются тетрадями с соседом по парте.

Проверяют работу, соотнося ответы с эталоном на доске.

Записывают количество правильных ответов в лист самооценки.

Оценивают свои знания, соотнося количество верных ответов с установленной шкалой:

14-15 баллов – отметка «5»

13-12 баллов – отметка – «4»

11-8 баллов – отметка «3»

Менее 8 баллов – отметка «2»

Образец листа самооценки:

№1 №2 №3
1 1 1
2 2 2
3 3 3
4 4 4
5 5 5
Баллов Баллов Баллов
Всего баллов:                    Отметка:
Эталон для организации контроля знаний (при взаимопроверке)

№1 №2 №3
1 2/3 1 1 1/2 1

13/38

2 3/4 2 3 1/3 2

5/22

3 1/3 3 2 1/4 3 9/10
4 3/8 4 7 4 1

3/7

5 30 5 3 5 3

5/8

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 4 мин Создает проблемную ситуацию:

Решите задачу. В бутылке ¾ л сока. Сколько сока в 5 таких бутылках?

(использует ТСО: рисунок к задаче)

Организует работу по решению проблемы, задает вопросы, оценивает правильность предложенных вариантов.

Знакомятся с задачей, рассматривают рисунок,

Высказывают свои предположения, как можно решить задачу.

Варианты решения:

– сложением дробей

– умножением дробей

Сталкиваются с проблемой, что умножать дроби не умеют.

3. Формулировка цели урока, темы урока 1 мин Совместно с обучающимися формулирует цель урока: научиться умножать дроби. Записывают тему урока в тетрадь: Умножение дробей.
4. Этап «открытия» нового знания. 7 мин А) Предлагает изучить материал в учебнике

 (Стр. 74) – умножение дроби на натуральное число.

Организует запоминание правила.

(первичное закрепление с проговариванием правила во внешней речи)

Организует применение правила, дает задание для первичного закрепления.

№ 5.459 (8 заданий)

Обучающиеся читаю правило в учебнике, записывают правило в тетрадь.

Рассказывают правило друг другу.

Обучающиеся комментируют решение.

Физкультминутка 1 мин Дежурный проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Б) Создание проблемной ситуации для выведения правила- умножение обыкновенных дробей.

(использует ТСО: рисунок к задаче)

Задача: найти площадь прямоугольника, длина которого 4/5 дм, а ширина 2/3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?

Знакомятся с задачей, рассматривают рисунок,

Высказывают свои предположения, как можно решить задачу.

Варианты решения:

– вспоминают формулу для вычисления площади прямоугольника, предлагают умножить 4/5 на 2/3.

Обнаруживают «незнание»:  не умеют умножать дробь на дробь.

Учитель выдает каждому обучающемуся квадрат со стороной 1 дм, предлагает разделить его на части: длину на 5 одинаковых частей, ширину на 3 равные части.

Как не выполняя рисунка, можно получить такой же результат? (8/15)

Организует обсуждение.

Выполняют построения: делят прямоугольник на части: длину на 5 одинаковых частей, ширину на 3 равные части.

Считают, на сколько равные части (долей) разделили прямоугольник. (15)

Закрашивают 4 части из 5 (по длине)

и 2 части из 3 (по ширине)

Считают количество закрашенных долей. (8)

 

Закрашенных долей 8 от 15.

Делают вывод, что площадь закрашенной фигуры 8/15 дм2

Высказывают свои предположения. 

Обсуждают проблему.

Делают вывод.

Подтверждают правильность своего предположения, читая правило в учебнике (стр. 74).

      7.Ребята, давайте вспомним, чему равна     площадь прямоугольника?

       8. 

        9. Оказывается, что можно найти площадь данного прямоугольника и  не используя данную формулу. Для  этого возьмём квадрат со стороной 1дм и разделим одну сторону квадрата на 5 одинаковых частей и возьмём 4 такие части, а другую сторону на 3 одинаковые части и возьмём 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник из 8 таких частей.

Как вы думаете, чему  будет равна площадь прямоугольника?

10. Что вы заметили?

11. Попробуем сформулировать правило умножения двух обыкновенных дробей.

Примечание: обычно вначале обозначают произведение числителей и произведение знаменателей, затем производят сокращение и только потом выполняют умножение. В ответе, если это возможно, из дроби исключают целую часть.

12.Теперь закрепим правило. №5.463 (выборочно)  с учебника.

4.Физкультминутка.

Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть, сменив вид деятельности.

  5.Самостоятельная работа с взаимоконтролем.

Учитель предлагает проверить свои знания. 

Вариант 1 .              

1.   3* 2/7      2.   4* 5/24      3.   3* 5/6

4.   3/8 *4/15             5.    11/12 * 8/9

Вариант 2.

1. 7* 2/3        2.  8* 1/16        3.  4*5/8

4.  2/3*7/4           5.   15/16 *8/2

6. Итог урока.

Подводит итог урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать  улыбку смайлику, в зависимости от настроения.

7. Домашнее задание. Стр.75. правило. №5.486, 5.487  (по выбору)

   

    

Сверяют свои ответы с ответами на слайде и ставят себе оценку по повторению.

    

Записывают решение задачи.

 Для решения задачи надо найти произведение ¾*5.

Надо умножить  ¾ на натуральное  число 5.

Найти правило, которое нам поможет.

Формулируют тему.

Записывают тему урока. 

Познакомимся с правилом умножения дробей

Оценивают себя

Заменяют, отвечают на вопросы.

Найти сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно  ¾.

Представляют  произведение обыкновенной дроби на натуральное число через сумму нескольких слагаемых, каждое из которых равно данной дроби.

3/4*5= 3/4+3/4+3/4+3/4+3/4 = 3+3+3+3+3/4=3*5/4 = 15/4 = 3  ¾ .

3 ¾ л сока в 5 бутылках.

Формулируют правило и записывают в тетрадь: чтобы умножить  дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.

Решают и делают соответствующие записи в тетради.

Произведению длины и ширины.

Пытаются, но сталкиваются с проблемой.

Строят квадрат, длину и ширину делят на равные части.

Находят площадь прямоугольника. Площадь прямоугольника равна   8/15дм в кВ.

Что площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины.

4/5* 2/3=4*2/5*3=8\15

Формулируют правило и записывают в тетрадь: при умножении дроби на дробь надо: 1) перемножить числители этих дробей и результат записать  в числитель

2) перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель.

Решают, записывая в тетрадь.

Учащиеся выполняют некоторые физические упражнения.

Уч-ся выполняют задания с последующим взаимоконтролем. 

Рисуют улыбку смайлику. 

Записывают домашнее задание  в тетрадь. 

 

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»
Пролистать наверх