автор: Губенкова Любовь Николаевна
учитель математики
МОУ «Зимитицкая ООШ»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Тема урока «Умножение дробей»
1-й урок в разделе «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока (деятельностная): формировать у обучающихся умения нового способа действия – умножение дробей.
Цель урока (содержательная): расширение понятийной базы- правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число и на обыкновенную дробь.
Цель (методическая): создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
навыки умножения дробей, учить использовать в вычислениях правила умножения дробей.
Задачи урока.
- Повторить темы «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Сокращение дробей».
- Сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и на обыкновенную дробь.
- Формировать умение умножать обыкновенные дроби, используя правило.
- Расширить понятийную базу обучающихся по теме «Обыкновенные дроби».
- Провести первичное закрепление изученного материала.
Планируемые результаты.
Предметные: знакомство с правилом умножения обыкновенной дроби на натуральное число, правилом умножения обыкновенных дробей.
Метапредметные:
Регулятивные
планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные
анализировать представленную информацию, сравнивать, делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные
способствовать формирование навыков общения при совместной работе; развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
Личностные:
формирование познавательного интереса к изучению нового, воспитание культуры учебного труда.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование и дидактический материал:
учебник для 5 класса «Математика», И. Я. Виленкин, 2023 год, часть 2., стр. 74-75. изд. «Просвещение»,
мультимедийная презентация «Умножение дробей»,
Ход урока.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 2 мин | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность необходимых принадлежностей к уроку.
Напоминает о том, что изучение каждой темы завершается контрольной работой, и что успех зависит от старания и активности каждого ученика на уроке. Сообщает сроки контрольной работы. |
Слушают, задают вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | 10 мин | Организует повторение изученного материала. Темы
Сокращение дробей, Выделение целой части из неправильной дроби, Сложение и вычитание смешанных чисел. Дает инструкцию к выполнению:
Задание записано на доске до начала урока: 1.Сократите дроби: 6/9; 15/20; 11/33; 30/80; 150/5. 2.Выделите целую часть из неправильной дроби: 3/2; 10/3; 9/4; 7/1; 15/5. 3.Вычислите: 1. 1 6/9+ 2 1/38 2. 8 3/11 – 5 1/22 3. 1 6/15 – 2/4 4. 3 – 1 4/7 5. 1 3/8 + 2 1/4 |
Действуют по инструкции:
Получают задание, Самостоятельно выполняют задание. Обмениваются тетрадями с соседом по парте. Проверяют работу, соотнося ответы с эталоном на доске. Записывают количество правильных ответов в лист самооценки. Оценивают свои знания, соотнося количество верных ответов с установленной шкалой: 14-15 баллов – отметка «5» 13-12 баллов – отметка – «4» 11-8 баллов – отметка «3» Менее 8 баллов – отметка «2» Образец листа самооценки:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 4 мин | Создает проблемную ситуацию:
Решите задачу. В бутылке ¾ л сока. Сколько сока в 5 таких бутылках? (использует ТСО: рисунок к задаче) Организует работу по решению проблемы, задает вопросы, оценивает правильность предложенных вариантов. |
Знакомятся с задачей, рассматривают рисунок,
Высказывают свои предположения, как можно решить задачу. Варианты решения: – сложением дробей – умножением дробей Сталкиваются с проблемой, что умножать дроби не умеют. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Формулировка цели урока, темы урока | 1 мин | Совместно с обучающимися формулирует цель урока: научиться умножать дроби. | Записывают тему урока в тетрадь: Умножение дробей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап «открытия» нового знания. | 7 мин | А) Предлагает изучить материал в учебнике
(Стр. 74) – умножение дроби на натуральное число. Организует запоминание правила. (первичное закрепление с проговариванием правила во внешней речи) Организует применение правила, дает задание для первичного закрепления. № 5.459 (8 заданий) |
Обучающиеся читаю правило в учебнике, записывают правило в тетрадь.
Рассказывают правило друг другу. Обучающиеся комментируют решение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | 1 мин | Дежурный проводит физкультминутку
Выполняют упражнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б) Создание проблемной ситуации для выведения правила- умножение обыкновенных дробей.
(использует ТСО: рисунок к задаче) Задача: найти площадь прямоугольника, длина которого 4/5 дм, а ширина 2/3 дм. Чему равна площадь прямоугольника? |
Знакомятся с задачей, рассматривают рисунок,
Высказывают свои предположения, как можно решить задачу. Варианты решения: – вспоминают формулу для вычисления площади прямоугольника, предлагают умножить 4/5 на 2/3. Обнаруживают «незнание»: не умеют умножать дробь на дробь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель выдает каждому обучающемуся квадрат со стороной 1 дм, предлагает разделить его на части: длину на 5 одинаковых частей, ширину на 3 равные части.
Как не выполняя рисунка, можно получить такой же результат? (8/15) Организует обсуждение. |
Выполняют построения: делят прямоугольник на части: длину на 5 одинаковых частей, ширину на 3 равные части.
Считают, на сколько равные части (долей) разделили прямоугольник. (15) Закрашивают 4 части из 5 (по длине) и 2 части из 3 (по ширине) Считают количество закрашенных долей. (8)
Закрашенных долей 8 от 15. Делают вывод, что площадь закрашенной фигуры 8/15 дм2 Высказывают свои предположения. Обсуждают проблему. Делают вывод. Подтверждают правильность своего предположения, читая правило в учебнике (стр. 74). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Ребята, давайте вспомним, чему равна площадь прямоугольника?
8. 9. Оказывается, что можно найти площадь данного прямоугольника и не используя данную формулу. Для этого возьмём квадрат со стороной 1дм и разделим одну сторону квадрата на 5 одинаковых частей и возьмём 4 такие части, а другую сторону на 3 одинаковые части и возьмём 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник из 8 таких частей. Как вы думаете, чему будет равна площадь прямоугольника? 10. Что вы заметили? 11. Попробуем сформулировать правило умножения двух обыкновенных дробей. Примечание: обычно вначале обозначают произведение числителей и произведение знаменателей, затем производят сокращение и только потом выполняют умножение. В ответе, если это возможно, из дроби исключают целую часть. 12.Теперь закрепим правило. №5.463 (выборочно) с учебника. 4.Физкультминутка. Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть, сменив вид деятельности. 5.Самостоятельная работа с взаимоконтролем. Учитель предлагает проверить свои знания. Вариант 1 . 1. 3* 2/7 2. 4* 5/24 3. 3* 5/6 4. 3/8 *4/15 5. 11/12 * 8/9 Вариант 2. 1. 7* 2/3 2. 8* 1/16 3. 4*5/8 4. 2/3*7/4 5. 15/16 *8/2 6. Итог урока. Подводит итог урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения. 7. Домашнее задание. Стр.75. правило. №5.486, 5.487 (по выбору)
|
Сверяют свои ответы с ответами на слайде и ставят себе оценку по повторению.
Записывают решение задачи. Для решения задачи надо найти произведение ¾*5. Надо умножить ¾ на натуральное число 5. Найти правило, которое нам поможет. Формулируют тему. Записывают тему урока. Познакомимся с правилом умножения дробей Оценивают себя Заменяют, отвечают на вопросы. Найти сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно ¾. Представляют произведение обыкновенной дроби на натуральное число через сумму нескольких слагаемых, каждое из которых равно данной дроби. 3/4*5= 3/4+3/4+3/4+3/4+3/4 = 3+3+3+3+3/4=3*5/4 = 15/4 = 3 ¾ . 3 ¾ л сока в 5 бутылках. Формулируют правило и записывают в тетрадь: чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения. Решают и делают соответствующие записи в тетради. Произведению длины и ширины. Пытаются, но сталкиваются с проблемой. Строят квадрат, длину и ширину делят на равные части. Находят площадь прямоугольника. Площадь прямоугольника равна 8/15дм в кВ. Что площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины. 4/5* 2/3=4*2/5*3=8\15 Формулируют правило и записывают в тетрадь: при умножении дроби на дробь надо: 1) перемножить числители этих дробей и результат записать в числитель 2) перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель. Решают, записывая в тетрадь. Учащиеся выполняют некоторые физические упражнения. Уч-ся выполняют задания с последующим взаимоконтролем. Рисуют улыбку смайлику. Записывают домашнее задание в тетрадь. |