автор: Гурченкова Наталья Анатольевна

Учитель английского языка МБОУ лицей №4 город Славянск-на Кубани

Принцип обучения и воспитания успехом

Принцип  обучения и воспитания успехом

 

«…единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться – успех в учении». В.А.Сухомлинский 

 

Принцип  обучения и воспитания успехом впервые был применен в педагогике  во второй половине 20 века. Психологи утверждают, что успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, является  залогом положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. 

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с учеником, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развивать «самые малые ростки успеха». Для этого необходимо умение учителя создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать «вкус победы».  Для этого идеально подходит проектная работа, предусмотренная в наших учебниках. Нами апробирована проектная методика на разных этапах изучения иностранного языка.  В 10-11 классах учащиеся представляют проектные работы по следующим темам: «Моя школа», «Традиции России и страны изучаемого языка», «Семейные ценности», «За и против профессионального спорта», «Проблемы окружающей среды», «Компьютер – новая форма зависимости», «Зачем мы изучаем английский язык?», «Города, которые надо посетить», «Самые популярные профессии этого десятилетия», «Тайны нашей планеты», «Неожиданные изобретения», «Выживание на необитаемом острове». Работая в группе над проектом, каждый учащийся вносит свою лепту в создание проекта: сбор информации, художественное оформление, создание презентации, защита проекта. Группы формируются с учетом способностей учеников. Один из них является ответственным за проект в целом и распределяет обязанности каждого члена группы в период работы над проектом.  Работа требует определенных затрат времени, поэтому защита проходит на нескольких уроках.

Какими методами  мы должны пользоваться, чтобы вовлечь учащихся в ситуацию успеха?         

  1. Обязательное условие: атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, понимание, интерес к каждому, приветливость, расположенность. Ребёнок чувствует позитивный настрой педагога и старается оправдать его доверие и расположение.
    2. Снятие страха авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит настроить на положительный результат заранее. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. Ребенок работает в группе и чувствует поддержку и готовность помочь со стороны группы, что придает определенную уверенность в защите проекта.

3.Высокая мотивация предлагаемых действий: для  чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм для достижения успеха. Как правило, за проект учащиеся получают высокие баллы: 4 и 5, плюс положительные отзывы от одноклассников.

  1. Реальная помощь в продвижении к успеху – своевременная и регулярная  инструкция деятельности для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения. 
    5. Педагогическая поддержка и  консультирование в процессе выполнения работы 
  2. Оценивание – оценка является «суммарной», она не произносится «сверху», она  акцентирует внимание на деталях выполненной работы.  В идеале оценивать следует совместно: как  учитель, так и сами учащиеся, выделяя особенно интересные и захватывающие моменты.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Талантливы все! Об этом говорил еще Жан Жак Руссо, знаменитый французский писатель. Но чтобы дети смогли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Важно, чтобы ребенок с раннего детства ощущал себя успешным. Если ребенок чувствует востребованность и положительную оценку своей деятельности (в семье, школе), то в нем формируется чувство успеха, а, следовательно, уверенности в своих силах и возможностях. 

Успешным может быть любой позитивный шаг, инициатива. Работая в группе над проектом, каждый учащийся может оказаться как в роли ведущего, так и в роли ведомого. Если ребенок застенчив – то это нисколько не помешает ему быть успешным. Он может выполнять функцию оформителя, координатора сбора информации, уступив право защиты проекта более раскованному ученику. Важна доброжелательная атмосфера, готовность взрослого поддержать, похвалить и оценить каждый успешный шаг.

 Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то впоследствии такому ребенку легче стать успешным и во взрослой жизни. Он приобретает такие свойства личности, необходимые в современном обществе, как  уверенность в себе, коммуникативность, самостоятельность, умение принимать собственное решение и разрешить проблему. 

Вспомним слова К.Д.Ушинского, который  считал «необходимостью дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения». 

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. 

Необходимо еще раз отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:

♦ переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

♦ появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

♦ положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самовоспитанию.