Творческий проект “Кладовая детского фольклора”



автор: Гусакова Татьяна Викторовна

музыкальный руководитель МБДОУ №122

Творческий проект “Кладовая детского фольклора”

Проект  « Кладовая детского фольклора».

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор”. Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры; формирование певческих навыков у дошкольников средствами музыкального фольклора.

Задачи: 

Младший дошкольный возраст

1.Способствовать формированию интереса к малым жанрам музыкального фольклора.

2.Воспитывать умение внимательно слушать и эмоционально откликаться на произведения музыкального фольклора.

3.Развивать навыки правильного дыхания, дикции и артикуляции.

4.Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Средний дошкольный возраст.

1.Обогащать музыкальный опыт, дать первые представления об

              особенностях фольклорных жанров.

2.Формировать умение петь естественным звуком, протяжно, напевно, правильно брать дыхание, четко проговаривать слова.

  1. Развивать творческие способности: желание использовать музыкальный опыт в других видах детской деятельности.
  2. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в играх, хороводах и т. д.

Старший дошкольный возраст.

1.Поддерживать интерес к фольклорным произведениям разной 

тематики.

2.Закреплять знания у детей о жанровых особенностях фольклорных произведений.

3.Формировать умение петь легким звуком, правильно брать дыхание перед началом песни, между фразами, эмоционально передавать характер мелодии, динамику.

         4.Способствовать проявлению творческих способностей,   

  самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах.

Вид проекта: творческий

Сроки: с 1.09.15- 31.05.19, долгосрочный.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель – Гусакова Т.В.

По составу участников: участвуют дети младшей, средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема: необходимость создания условий для успешного развития певческих навыков у дошкольников.

Методическая работа с кадрами по подготовке к проектной деятельности дошкольников.

1.Формирование потребности педагогов в изучении детских фольклорных произведений, мотивации к самообразованию в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

2.Повышение профессионального уровня воспитателей в области методики развития певческих навыков у дошкольников средствами фольклора.

3.Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.

4.Внедрение новых форм организации детской музыкальной деятельности, построение образовательного процесса на основе 

Ф ГОС.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

 

  1. Родители слушают дома с детьми русские народные песенки, попевки, колыбельные.
  2. Разучивают заклички, потешки, скороговорки.
  3. Участвуют в создании рукописных книг, фотоальбомов.
  4. Оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов, организации праздников.

5.Участвуют в анкетировании.

Основные направления работы с детьми.

1.Организованные формы обучения на занятиях. 

2.Совместная деятельность взрослого и ребёнка. 

3.Развитие речи. 

4.Художественная литература. 

5.Изобразительная деятельность. 

  1. Игра. 

7.Музыкальные праздники и развлечения. 

Ресурсное обеспечение проекта.

– Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 

– Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, СД – диски.

– Технические средства: телевизор, компьютер, музыкальный центр. 

– Сотрудничество с ДШИ №1. 

– Методическое сопровождение проекта.

– Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений. 

– Консультативный материал для родителей. 

– Картотека игр, дыхательных гимнастик, артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, вокальных разминок.

– Подборка музыкальных загадок. 

– Подборка стихов о музыке. 

– Рисунки. 

Ожидаемые результаты проектной деятельности.

Дети: 

1.Положительная динамика в развитии певческих навыков. 

  1. Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности, желания петь.

Родители:

Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческие достижения детей во время развлечений, утренников.

Педагоги:

Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы. 

Участие в музыкально-дидактических играх, развлечениях, утренниках.

Музыкальный руководитель: 

Освоение технологии развития певческих умений дошкольников. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приемов, способов развития певческих навыков у детей. 

 

Содержание практической деятельности по реализации проекта

Этапы. Направление работы Содержание деятельности
I этап.  Подготовительный -работа с методической литературой;

-подбор музыкального репертуара;

– разработка конспектов занятий; праздников, развлечений

-составление план совместной работы с воспитателями.

Диагностика Определение уровня развития певческих навыков (начало года).
Анкетирование Выяснение отношение родителей к произведениям музыкального фольклора.
Родительское собрание ознакомление родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы.
 

Младшая группа

II этап. Содержательный  

 

Работа с детьми  

Развитие речи, ознакомление с народным календарем

 

Беседы.

«Что нам осень принесла?», «Зимушка-зима», «К нам весна пришла», «Баюшки-баю».

Художественная литература – Ознакомление с малыми фольклорными формами, загадками, потешками.
Вокально-хоровая работа -Слушание и разучивание закличек, попевок, прибауток, колыбельных песенок. 

 «Дождик», «У кота Воркута», «Баюшки-баю», «Заинька», «Ладушки», «Мороз», «Петушок», «Солнышко», «Весна – красна».

– Проведение игр и упражнений на развитие дыхания, дикции, артикуляции.

«Котенок и шар», «Ветер – ветерок», «Снежинки», «Ежик», «Веселый язычок», «Облизнулись», «Лошадка», «Варенье».

 – пальчиковые игры

«Сорока», «Две тетери», «Кот Мурлыка», «Коза», «Прилетели гули».

– музыкально-дидактические игры

«Кто в домике живет?», «Где мои детки?», «Угадай-ка», «Кого встретил колобок?», «Угадай звук», «Птичка и птенчики».

-Разучивание игр и хороводов.

«Кот и мыши», «Яблонька», «Ветер и листочки», «Зайчики и лисичка», «Дети и медведь», «Веселый бубен», «Прятки».

-Художественно-продуктивная деятельность -Рисование «Солнышко – колоколнышко», «Разноцветные ладошки», «Платье для куклы», «Снег-снежок».

Аппликация «Зайкин огород», «Птички на дереве», «Кот и мыши».  

Музыкальные занятия (интегрированные) «Осенние хлопоты», «В гости к нам пришла матрешка», «Весна пришла»
 

– Музыкальные праздники и развлечения

 

«Чудеса – кудеса», «Шутки – прибаутки»,

«Весенняя сказка».

Работа с родителями Беседы, собрания, консультации «Знакомим детей с фольклором», «Особенности детского голоса», «Колыбельные песни», «Фольклор для самых маленьких», «Чему мы научились! ».
Оформление книжки- малышки «Моя первая колыбельная»
Выставки совместных творческих работ по темам:

Оформление фотовыставок 

«Солнышко и дождик», «Берегите елочку», «Мы на луг ходили».

 

«Как мы праздник отмечали!», « В хороводе нашем мы поем и пляшем».

-анкетирование, тесты  
Работа с воспитателями Помощь в подготовке

развлечений, праздников по теме проекта.

Помощь в подборе материала для чтения детям.

 Помощь в подборе дидактических игр.

 

 

 

 

Средняя группа
Работа с детьми Развитие речи: 

-ознакомление с народным календарем

Беседы: «Восенушка – осень», «С новым годом – с новым урожаем», « Здравствуй, зимушка-зима», «Грач на горе – весна во дворе»
– народными праздниками «Веселая Масленица», «На пороге Коляда», «Пасха».
Художественная литература – Ознакомление с малыми фольклорными формами, загадками, потешками, пословицами, поговорками.
Вокально-хоровая работа – Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.

Р.н.п.« Яблочко», «Осень», «Чики-чики, чикалочки», «Зайчик, ты зайчик», «Три синички», «Елочка», «А мы Масленицу дожидаем», «Блины», «Веснянка», «Жаворонки».

-Проведение игры и упражнений на развитие дыхания, дикции.

«Шарик», «варенье», «ладошки», «позеваем», «футбол», «часики», «гармошка».

-вокальные разминки

«Коси, коса», «Как у нашего овса», «Горка», «Дождик-дождик», «Паровоз», 

«Дверь»

-пальчиковые игры:

«Побежали вдоль реки», «Раз, два, три, четыре, пять», «Капуста», «Два ежа», «Шарик», «Замок».

-музыкально-дидактические игры:

«Музыкальные загадки», «Кто как поет?», «У кого какой голос», «Сложи песенку», «Угадай мелодию»,

«Музыкальное лукошко».

 

Инсценирование песен

 

«Как на тоненький ледок»,  «Как у наших у ворот», «Где, бывал  Иванушка?», «В хороводе были мы».
-Художественно-продуктивная деятельность Рисование «Осенние хлопоты», «Новогодние украшения», «Волшебные снежинки», « Весенний букет».

Аппликация «Осенний ковер», «Лоскутное одеяло», «Петушиный хвостик».

Музыкальные занятия (Доминантные) «Красна песня ладом»

«Надо петь учиться – всегда пригодится.

Музыкальные праздники и развлечения «Делу время, а потехе час», «Осенины», «На пороге Коляда», «Весна пришла»,

«Масленица дорогая», «В лесу родилась елочка».

Работа с родителями Беседы, собрания, консультации. «Фольклорные произведения – богатейший источник познавательного и музыкального развития», «Берегите детский голос!», «Речевые игры и упражнения», «Как можно организовать праздник!».
Выставка совместных творческих работ: «Рябиновые бусы», «Сарафан для елочки»,

«Весенние чудеса».

Оформление фотовыставки 

«Новый год – у ворот», «Как мы встречали Масленицу!»

Создание рукописной книги 

«Любимые герои потешек».

Работа с воспитателями Помощь в изготовление атрибутов и костюмов к развлечениям, праздникам.

Консультации для педагогов

 

 

Круглый стол

 

 

 

 

«Роль попевок в формировании певческих навыков», «Русский фольклор в музыкальных играх».

 

Старшая группа

Работа с детьми Развитие речи:

 – ознакомление с народным календарем;

Беседы о природе: «Будет хлеб – будет песня», « Осень – чудная пора», « Встреча зимы», «Птицы летите – весну несите», «Весной в лесу».
с народными праздниками «Кузьминки – об осени поминки»,  «Светлый праздник Рождества», «Гостюшка годовая».
Художественная литература Чтение и разучивание произведений устного народного творчества.
Вокально-хоровая работа – Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.

«Бай, качи,качи»,«Патока с имбирем», «Вейся капустка», «Прялица», «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранешенько», «Сею-вею снежок», «Здравствуй, гостья-зима», «В лесу родилась елочка», «Едет Масленица», «Во поле береза стояла».

-Разучивание игр и хороводов

«Бояре», «Золотые ворота», «Шел козел по лесу», «Заплетися, плетень», «Со вьюном я хожу».

-Проведение артикуляционных гимнастик и

дыхательных упражнений:

«путешествие язычка», «веселый язычок»,

«понюхаем – подуем», «шарик», «насос»,

«удивимся», «ветер», «часики».

– Проведение вокальных разминок, интонационно-фонетических упражнений

«Осень», «Ветер дует», «Листопад»,

«Рисуем голосом», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду».

-Пальчиковые игры

«Птички прилетели», «Зайка», «Кулачки, крючочки», «Поросята», «Дружат в нашей группе»

Музыкально-дидактические игры:

«Музыкальное лото», «Узнай по голосу»

 «Угадай название песенки», «Ступеньки»,

«Куда идет мелодия?», «Три поросенка»,

«Поющие тропинки».

Инсценирование песен «Ворон», «Шел козел по лесу», «Ходит матушка Весна», «Ай, чу, чу», «По деревне идет Ваня-пастушок».
Цикл музыкальных занятий на тему: «Живет в народе песня».

-«Лирические песни»

-«Колыбельная»

– «Озорные частушки»

– «Хороводные песни»

– «Плясовые песни»

Праздники и развлечения «Осенние посиделки», «Новый год у ворот», «Здравствуй, Масленица!», «Семья в куче, не страшна и туча», «Весенняя карусель».
Художественно-продуктивная деятельность Рисование на тему: «В осеннем лесу»,

«Зимние забавы», «Расписные петушки», 

«Чудо- радуга».

Аппликация: «Рождественская открытка»

Оформление концертной афиши

Концерт для родителей

-Оформление приглашений на посиделки

 

«Встреча у околицы»

 

Работа с родителями -Посиделки с мамами «Гармошечка – говорушечка», «Ходит сон по лавочке».
Беседы, собрания, консультации для родителей «Народные традиции и праздники», «Учимся правильно дышать!», «Русский фольклор в музыкальных играх»,

« Необходимые условия развития музыкального слуха»

Выставки совместных творческих работ на тему: 

Оформление фотовыставки

Оформление рукописной книги

Концерт учащихся ДШИ №1.

 

 

«Праздники для души»

«Календарные песенки»

 

 

Работа с воспитателями Изготовление атрибутов к празднику и оформление зала

Консультации для педагогов.

Музыкальная викторина

 

 

 
Подготовительная группа
Работа с детьми Развитие речи:

– ознакомление с народным календарем

Беседы:

«Будет хлеб – будет песня»

«Всякому делу – своя пора»

«Зимушка-сударушка»

«Приди весна с радостью»

«Веселый скоморох»

– с народными праздниками «Рябинник»

«Кузьминки»

«Никола зимний»

«Коляда пришла»

«Как на масленой неделе»

«Сороки»

«Пасхальный перезвон»

Вокально-хоровая работа Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.

«Земелюшка – чернозем», «Во сыром бору тропина», «Ой, ты прялица», «Лиса по лесу ходила», «Я на горку шла», «Перед весной», «Долговязый журавель», «Здравствуй, гостья-зима», «Колядки-колядки», «Ой, кулики, жаворонушки».

-Проведение игр и упражнений на развитие дыхания, дикции и артикуляции

по теме проекта

– вокальные разминки, интонационно-фонетические упражнения по теме проекта.

Разучивание игр, хороводов

«Как пошли, наши подружки», «Как под наши ворота», «Ой, ты русская метелица», «Арина», «Колечко», «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Горелки», «Пахари и жнецы».

– Проведение музыкально-дидактических игр:

«Волшебный волчок»,

«Музыкальный магазин»,

«Музыкальная шкатулка»,

«Кто поет?»,

«Музыкальная карусель»

«Назови песню»

Инсценирование песен « Во, кузнице», «Тень-тень», «Светит месяц», «Веснянка», «Пошла млада за водой»
Праздники и развлечения «Осенняя ярмарка», «Проказы матушки Зимы», «Праздник валенка», «В гостях у домового», «Веселый балаганчик».
Художественно-продуктивная деятельность Рисование: «Дары щедрой осени», «Матрешки», «Любимые песни», «Пасхальное яичко», «Хохломские ложки», «Цветущая весна».

Аппликация  «Жар-птица», «Карусель».

Цикл музыкальных занятий на тему: «Малые жанры русского фольклора»

-«Дорога не ешка – дорога потешка»

-«Без песен – мир тесен»

– «Закружись наш хоровод»

– « Песню запоем – дружно мы играть начнем»

– Изготовление приглашений на концерт для родителей.

-Концерт для родителей

Концерт учащихся ДШИ №1

 

 

 

«Встреча у околицы»

 

Работа с родителями Беседы, собрания, консультации для родителей

 

Вечер «Вопросов и ответов»

«Наши музыкальные таланты», «Берегите детский голос!», «Организация музыкальной деятельности в семье»

 

Создание рукописной книги «Живет в народе песня».
Работа с воспитателями Круглый стол по теме проекта  
Изготовление игр и пособий по теме  
Ширмы консультации

Информационные листы

 
III. Итоговый этап  
Презентация проекта  
Младшая группа
Музыкальное развлечение 

Сотворчество детей и родителей

Оформление фотостенда

музыкально-дидактическая игра 

«Весенняя сказка»

«Моя первая колыбельная» 

«Как мы праздник отмечали»

«Чудесный теремок».

 

Средняя группа
Музыкальное развлечение 

Создание рукописной книги  

Оформление фотовыставки музыкально-дидактическая игра 

«В гости к бабушке Арине»

«Любимые герои потешек»

«Праздники для души»

«Музыкальное лукошко»

Старшая группа
Итоговый концерт

Сотворчество детей и родителей

Создание рукописной книги

«К нам гости пришли»,

 

«Весенняя карусель»

«Календарные песенки»

Подготовительная группа
Концерт

Создание рукописной книги

Сотворчество детей и родителей

Музыкально-дидактические игры и пособия

«У околицы»

«Живет в народе песня»

«Весенние фантазии»

«Музыкальная карусель», «Прибаутки», «Цветные дорожки», музыкальное панно «Музыкальные лучики,  «Колобок».

 

 

Творческий проект “Кладовая детского фольклора”
Пролистать наверх