автор: Гусакова Татьяна Викторовна
музыкальный руководитель МБДОУ №122
Творческий проект “Кладовая детского фольклора”
Проект « Кладовая детского фольклора».
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор”. Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры; формирование певческих навыков у дошкольников средствами музыкального фольклора.
Задачи:
Младший дошкольный возраст
1.Способствовать формированию интереса к малым жанрам музыкального фольклора.
2.Воспитывать умение внимательно слушать и эмоционально откликаться на произведения музыкального фольклора.
3.Развивать навыки правильного дыхания, дикции и артикуляции.
4.Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Средний дошкольный возраст.
1.Обогащать музыкальный опыт, дать первые представления об
особенностях фольклорных жанров.
2.Формировать умение петь естественным звуком, протяжно, напевно, правильно брать дыхание, четко проговаривать слова.
- Развивать творческие способности: желание использовать музыкальный опыт в других видах детской деятельности.
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в играх, хороводах и т. д.
Старший дошкольный возраст.
1.Поддерживать интерес к фольклорным произведениям разной
тематики.
2.Закреплять знания у детей о жанровых особенностях фольклорных произведений.
3.Формировать умение петь легким звуком, правильно брать дыхание перед началом песни, между фразами, эмоционально передавать характер мелодии, динамику.
4.Способствовать проявлению творческих способностей,
самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах.
Вид проекта: творческий
Сроки: с 1.09.15- 31.05.19, долгосрочный.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель – Гусакова Т.В.
По составу участников: участвуют дети младшей, средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема: необходимость создания условий для успешного развития певческих навыков у дошкольников.
Методическая работа с кадрами по подготовке к проектной деятельности дошкольников.
1.Формирование потребности педагогов в изучении детских фольклорных произведений, мотивации к самообразованию в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
2.Повышение профессионального уровня воспитателей в области методики развития певческих навыков у дошкольников средствами фольклора.
3.Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.
4.Внедрение новых форм организации детской музыкальной деятельности, построение образовательного процесса на основе
Ф ГОС.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Родители слушают дома с детьми русские народные песенки, попевки, колыбельные.
- Разучивают заклички, потешки, скороговорки.
- Участвуют в создании рукописных книг, фотоальбомов.
- Оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов, организации праздников.
5.Участвуют в анкетировании.
Основные направления работы с детьми.
1.Организованные формы обучения на занятиях.
2.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3.Развитие речи.
4.Художественная литература.
5.Изобразительная деятельность.
- Игра.
7.Музыкальные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
– Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
– Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, СД – диски.
– Технические средства: телевизор, компьютер, музыкальный центр.
– Сотрудничество с ДШИ №1.
– Методическое сопровождение проекта.
– Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
– Консультативный материал для родителей.
– Картотека игр, дыхательных гимнастик, артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, вокальных разминок.
– Подборка музыкальных загадок.
– Подборка стихов о музыке.
– Рисунки.
Ожидаемые результаты проектной деятельности.
Дети:
1.Положительная динамика в развитии певческих навыков.
- Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности, желания петь.
Родители:
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческие достижения детей во время развлечений, утренников.
Педагоги:
Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы.
Участие в музыкально-дидактических играх, развлечениях, утренниках.
Музыкальный руководитель:
Освоение технологии развития певческих умений дошкольников. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приемов, способов развития певческих навыков у детей.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Этапы. Направление работы | Содержание деятельности | ||
I этап. Подготовительный | -работа с методической литературой;
-подбор музыкального репертуара; – разработка конспектов занятий; праздников, развлечений -составление план совместной работы с воспитателями. |
||
Диагностика | Определение уровня развития певческих навыков (начало года). | ||
Анкетирование | Выяснение отношение родителей к произведениям музыкального фольклора. | ||
Родительское собрание | ознакомление родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы. | ||
Младшая группа |
|||
II этап. Содержательный |
|
||
Работа с детьми |
Развитие речи, ознакомление с народным календарем |
Беседы. «Что нам осень принесла?», «Зимушка-зима», «К нам весна пришла», «Баюшки-баю». |
|
Художественная литература | – Ознакомление с малыми фольклорными формами, загадками, потешками. | ||
Вокально-хоровая работа | -Слушание и разучивание закличек, попевок, прибауток, колыбельных песенок.
«Дождик», «У кота Воркута», «Баюшки-баю», «Заинька», «Ладушки», «Мороз», «Петушок», «Солнышко», «Весна – красна». – Проведение игр и упражнений на развитие дыхания, дикции, артикуляции. «Котенок и шар», «Ветер – ветерок», «Снежинки», «Ежик», «Веселый язычок», «Облизнулись», «Лошадка», «Варенье». – пальчиковые игры «Сорока», «Две тетери», «Кот Мурлыка», «Коза», «Прилетели гули». – музыкально-дидактические игры «Кто в домике живет?», «Где мои детки?», «Угадай-ка», «Кого встретил колобок?», «Угадай звук», «Птичка и птенчики». -Разучивание игр и хороводов. «Кот и мыши», «Яблонька», «Ветер и листочки», «Зайчики и лисичка», «Дети и медведь», «Веселый бубен», «Прятки». |
||
-Художественно-продуктивная деятельность | -Рисование «Солнышко – колоколнышко», «Разноцветные ладошки», «Платье для куклы», «Снег-снежок».
Аппликация «Зайкин огород», «Птички на дереве», «Кот и мыши». |
||
Музыкальные занятия (интегрированные) | «Осенние хлопоты», «В гости к нам пришла матрешка», «Весна пришла» | ||
– Музыкальные праздники и развлечения |
«Чудеса – кудеса», «Шутки – прибаутки», «Весенняя сказка». |
||
Работа с родителями | Беседы, собрания, консультации | «Знакомим детей с фольклором», «Особенности детского голоса», «Колыбельные песни», «Фольклор для самых маленьких», «Чему мы научились! ». | |
Оформление книжки- малышки | «Моя первая колыбельная» | ||
Выставки совместных творческих работ по темам:
Оформление фотовыставок |
«Солнышко и дождик», «Берегите елочку», «Мы на луг ходили».
«Как мы праздник отмечали!», « В хороводе нашем мы поем и пляшем». |
||
-анкетирование, тесты | |||
Работа с воспитателями | Помощь в подготовке
развлечений, праздников по теме проекта. Помощь в подборе материала для чтения детям. Помощь в подборе дидактических игр. |
|
|
Средняя группа | |||
Работа с детьми | Развитие речи:
-ознакомление с народным календарем |
Беседы: «Восенушка – осень», «С новым годом – с новым урожаем», « Здравствуй, зимушка-зима», «Грач на горе – весна во дворе» | |
– народными праздниками | «Веселая Масленица», «На пороге Коляда», «Пасха». | ||
Художественная литература | – Ознакомление с малыми фольклорными формами, загадками, потешками, пословицами, поговорками. | ||
Вокально-хоровая работа | – Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.
Р.н.п.« Яблочко», «Осень», «Чики-чики, чикалочки», «Зайчик, ты зайчик», «Три синички», «Елочка», «А мы Масленицу дожидаем», «Блины», «Веснянка», «Жаворонки». -Проведение игры и упражнений на развитие дыхания, дикции. «Шарик», «варенье», «ладошки», «позеваем», «футбол», «часики», «гармошка». -вокальные разминки «Коси, коса», «Как у нашего овса», «Горка», «Дождик-дождик», «Паровоз», «Дверь» -пальчиковые игры: «Побежали вдоль реки», «Раз, два, три, четыре, пять», «Капуста», «Два ежа», «Шарик», «Замок». -музыкально-дидактические игры: «Музыкальные загадки», «Кто как поет?», «У кого какой голос», «Сложи песенку», «Угадай мелодию», «Музыкальное лукошко».
|
||
Инсценирование песен
|
«Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот», «Где, бывал Иванушка?», «В хороводе были мы». | ||
-Художественно-продуктивная деятельность | Рисование «Осенние хлопоты», «Новогодние украшения», «Волшебные снежинки», « Весенний букет».
Аппликация «Осенний ковер», «Лоскутное одеяло», «Петушиный хвостик». |
||
Музыкальные занятия (Доминантные) | «Красна песня ладом»
«Надо петь учиться – всегда пригодится. |
||
Музыкальные праздники и развлечения | «Делу время, а потехе час», «Осенины», «На пороге Коляда», «Весна пришла»,
«Масленица дорогая», «В лесу родилась елочка». |
||
Работа с родителями | Беседы, собрания, консультации. | «Фольклорные произведения – богатейший источник познавательного и музыкального развития», «Берегите детский голос!», «Речевые игры и упражнения», «Как можно организовать праздник!». | |
Выставка совместных творческих работ: | «Рябиновые бусы», «Сарафан для елочки»,
«Весенние чудеса». Оформление фотовыставки «Новый год – у ворот», «Как мы встречали Масленицу!» Создание рукописной книги «Любимые герои потешек». |
||
Работа с воспитателями | Помощь в изготовление атрибутов и костюмов к развлечениям, праздникам.
Консультации для педагогов
Круглый стол
|
«Роль попевок в формировании певческих навыков», «Русский фольклор в музыкальных играх». |
|
Старшая группа |
|||
Работа с детьми | Развитие речи:
– ознакомление с народным календарем; |
Беседы о природе: «Будет хлеб – будет песня», « Осень – чудная пора», « Встреча зимы», «Птицы летите – весну несите», «Весной в лесу». | |
– с народными праздниками | «Кузьминки – об осени поминки», «Светлый праздник Рождества», «Гостюшка годовая». | ||
Художественная литература | Чтение и разучивание произведений устного народного творчества. | ||
Вокально-хоровая работа | – Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.
«Бай, качи,качи»,«Патока с имбирем», «Вейся капустка», «Прялица», «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранешенько», «Сею-вею снежок», «Здравствуй, гостья-зима», «В лесу родилась елочка», «Едет Масленица», «Во поле береза стояла». -Разучивание игр и хороводов «Бояре», «Золотые ворота», «Шел козел по лесу», «Заплетися, плетень», «Со вьюном я хожу». -Проведение артикуляционных гимнастик и дыхательных упражнений: «путешествие язычка», «веселый язычок», «понюхаем – подуем», «шарик», «насос», «удивимся», «ветер», «часики». – Проведение вокальных разминок, интонационно-фонетических упражнений «Осень», «Ветер дует», «Листопад», «Рисуем голосом», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду». -Пальчиковые игры «Птички прилетели», «Зайка», «Кулачки, крючочки», «Поросята», «Дружат в нашей группе» Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай по голосу» «Угадай название песенки», «Ступеньки», «Куда идет мелодия?», «Три поросенка», «Поющие тропинки». |
||
Инсценирование песен | «Ворон», «Шел козел по лесу», «Ходит матушка Весна», «Ай, чу, чу», «По деревне идет Ваня-пастушок». | ||
Цикл музыкальных занятий на тему: | «Живет в народе песня».
-«Лирические песни» -«Колыбельная» – «Озорные частушки» – «Хороводные песни» – «Плясовые песни» |
||
Праздники и развлечения | «Осенние посиделки», «Новый год у ворот», «Здравствуй, Масленица!», «Семья в куче, не страшна и туча», «Весенняя карусель». | ||
Художественно-продуктивная деятельность | Рисование на тему: «В осеннем лесу»,
«Зимние забавы», «Расписные петушки», «Чудо- радуга». Аппликация: «Рождественская открытка» |
||
Оформление концертной афиши
Концерт для родителей -Оформление приглашений на посиделки |
«Встреча у околицы»
|
||
Работа с родителями | -Посиделки с мамами | «Гармошечка – говорушечка», «Ходит сон по лавочке». | |
Беседы, собрания, консультации для родителей | «Народные традиции и праздники», «Учимся правильно дышать!», «Русский фольклор в музыкальных играх»,
« Необходимые условия развития музыкального слуха» |
||
Выставки совместных творческих работ на тему:
Оформление фотовыставки Оформление рукописной книги Концерт учащихся ДШИ №1. |
«Праздники для души» «Календарные песенки»
|
||
Работа с воспитателями | Изготовление атрибутов к празднику и оформление зала
Консультации для педагогов. Музыкальная викторина
|
||
Подготовительная группа | |||
Работа с детьми | Развитие речи:
– ознакомление с народным календарем |
Беседы:
«Будет хлеб – будет песня» «Всякому делу – своя пора» «Зимушка-сударушка» «Приди весна с радостью» «Веселый скоморох» |
|
– с народными праздниками | «Рябинник»
«Кузьминки» «Никола зимний» «Коляда пришла» «Как на масленой неделе» «Сороки» «Пасхальный перезвон» |
||
Вокально-хоровая работа | Слушание и разучивание календарных песен, закличек, попевок, прибауток.
«Земелюшка – чернозем», «Во сыром бору тропина», «Ой, ты прялица», «Лиса по лесу ходила», «Я на горку шла», «Перед весной», «Долговязый журавель», «Здравствуй, гостья-зима», «Колядки-колядки», «Ой, кулики, жаворонушки». -Проведение игр и упражнений на развитие дыхания, дикции и артикуляции по теме проекта – вокальные разминки, интонационно-фонетические упражнения по теме проекта. Разучивание игр, хороводов «Как пошли, наши подружки», «Как под наши ворота», «Ой, ты русская метелица», «Арина», «Колечко», «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Горелки», «Пахари и жнецы». – Проведение музыкально-дидактических игр: «Волшебный волчок», «Музыкальный магазин», «Музыкальная шкатулка», «Кто поет?», «Музыкальная карусель» «Назови песню» |
||
Инсценирование песен | « Во, кузнице», «Тень-тень», «Светит месяц», «Веснянка», «Пошла млада за водой» | ||
Праздники и развлечения | «Осенняя ярмарка», «Проказы матушки Зимы», «Праздник валенка», «В гостях у домового», «Веселый балаганчик». | ||
Художественно-продуктивная деятельность | Рисование: «Дары щедрой осени», «Матрешки», «Любимые песни», «Пасхальное яичко», «Хохломские ложки», «Цветущая весна».
Аппликация «Жар-птица», «Карусель». |
||
Цикл музыкальных занятий на тему: | «Малые жанры русского фольклора»
-«Дорога не ешка – дорога потешка» -«Без песен – мир тесен» – «Закружись наш хоровод» – « Песню запоем – дружно мы играть начнем» |
||
– Изготовление приглашений на концерт для родителей.
-Концерт для родителей Концерт учащихся ДШИ №1
|
«Встреча у околицы»
|
||
Работа с родителями | Беседы, собрания, консультации для родителей
Вечер «Вопросов и ответов» |
«Наши музыкальные таланты», «Берегите детский голос!», «Организация музыкальной деятельности в семье»
|
|
Создание рукописной книги | «Живет в народе песня». | ||
Работа с воспитателями | Круглый стол по теме проекта | ||
Изготовление игр и пособий по теме | |||
Ширмы консультации
Информационные листы |
|||
III. Итоговый этап | |||
Презентация проекта | |||
Младшая группа | |||
Музыкальное развлечение
Сотворчество детей и родителей Оформление фотостенда музыкально-дидактическая игра |
«Весенняя сказка»
«Моя первая колыбельная» «Как мы праздник отмечали» «Чудесный теремок».
|
||
Средняя группа | |||
Музыкальное развлечение
Создание рукописной книги Оформление фотовыставки музыкально-дидактическая игра |
«В гости к бабушке Арине»
«Любимые герои потешек» «Праздники для души» «Музыкальное лукошко» |
||
Старшая группа | |||
Итоговый концерт
Сотворчество детей и родителей Создание рукописной книги |
«К нам гости пришли»,
«Весенняя карусель» «Календарные песенки» |
||
Подготовительная группа | |||
Концерт
Создание рукописной книги Сотворчество детей и родителей Музыкально-дидактические игры и пособия |
«У околицы»
«Живет в народе песня» «Весенние фантазии» «Музыкальная карусель», «Прибаутки», «Цветные дорожки», музыкальное панно «Музыкальные лучики, «Колобок». |