автор: Гюльмамедова Наталья Витальевна
учитель русского языка и литературы МБОУ “Алексеево- Тузловская СОШ”
Рабочая программа кружка
План- конспект занятия кружка
Составитель Гюльмамедова Н.В.
Тема раздела: «Основы изобразительного искусства»
Тема занятия: «Орнамент»
Тип занятия: Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Цели занятия: Формирование умений по выполнению орнаментальных композиций. (На примере орнамента).
Дидактическая (обучающая):
∙€Обучить учащихся составлению орнаментальных композиций и привить навыки их применения.
Задачи:
∙€объяснить содержание понятия «орнамент»;
∙€проиллюстрировать примерами;
∙€отметить актуальность орнамента в композиции рисунка;
∙€показать образец выполнения орнамента;
∙€организовать самостоятельную работу;
∙€объяснить последовательность выполнения орнамента.
Развивающая цель:
познакомить учащихся с орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента развивать познавательный интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного творчества, орнаменту.
а технологиях Яндекса
развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам прикладного искусства;
Воспитывающая цель:
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.
Воспитывать патриотическое и духовно – нравственное отношение к истории, традициям, национальному богатству русского народа.
Задачи:
∙€Совершенствовать эстетическое воспитание;
∙€Воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.
∙€Воспитывать аккуратность и точность в работе
∙€Воспитывать умение работать в группе
∙€Воспитывать чувство ответственности за выполнение задания
Материально – техническое оснащение урока:
классная доска, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, образцы творческих работ, бумага, карандаши, ластики.
– наглядные: демонстрационный материал по основным элементам орнаментальных композиций (образцы изделий, проектные и творческие работы обучающихся:
План – конспект занятия, авторская презентация.
– раздаточный материал: задания для обучающихся, образцы выполнения работы.
План занятия:
- Организационный момент. 3 мин.
- Вводная беседа. (Сообщение об орнаменте, ее видах, особенностях о орнамента)мин.
- Практическая часть. (Выполнение орнамента). – 20 мин.
- Заключительная часть. – 3 мин.
Ход занятия:
- 1. Организационный момент: (2 мин)
∙€Взаимное приветствие
∙€Проверка присутствующих
∙€Проверка готовности к занятию.
- Тема и цель занятия: (1 мин.) Слайд 1,2. Тема занятия «Орнамент».
Цель занятия: «Формирование умений по выполнению орнаментальных композиций» (на примере орнамента).
Сегодня на занятии нам предстоит поближе познакомиться с одним из древних видов изображений – орнаментом. В подготовке данного занятия непосредственное участие принимали кружковцы совместно с мастером п/о : готовили материал, презентацию, выступления, костюм, украшения из бересты с национальными узорами. Я очень благодарен вам за активную помощь в подготовке занятия.
- Вводная беседа.
(Сообщение об орнаменте, ее видах, особенностях орнамента). Руководитель кружка. Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».м
История возникновения орнамента. (2 мин.) Слайд 5,6.
❖▪Орнамент – древнейший язык человечества.
❖▪Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать.
❖▪Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы.
❖▪Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.
❖▪Орнаменты с давних времён использовались людьми для украшения одежды, посуды, жилищ и храмов. Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле, декоративно – прикладном творчестве
Виды орнамента. (6 мин.) Слайд 7 – 16.
❖▪Геометрический орнамент
❖▪Растительный орнамент
❖▪Животный (зооморфный орнамент)
❖▪Буквица
❖▪Геральдический орнамент
По форме композиции орнамент бывает:
❖▪Композиционно – замкнутый
❖▪Полосовой (ленточный)
❖▪Сетчатый
- Построение орнамента (4 мин.) Слайд 25 – 28
Руководитель кружка. Поясняю алгоритм построения орнамента.
❖▪В основе любого орнамента лежат простейшие геометрические фигуры
❖▪Орнамент с комбинацией оси переноса с двумя плоскостями симметрии – продольной и поперечной, причем поперечный след располагается перпендикулярно оси переноса, а продольный совпадает с ней
❖▪основной узор чувашской вышивки – узор «кеске».
❖▪Орнамент можно нарисовать графическим материалом,
написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или можно сплести в виде кружева, циновки.
❖▪Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности
❖▪произведения к данному времени и к данной стране.
Орнамент можно нарисовать графическим материалом,
написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или можно сплести в виде кружева, циновки.
Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности
произведения к данному времени и к данной стране.
В подготовке внеклассного занятия по теме «Орнамент» (конструирование занятия, подготовка презентации, изготовление образцов
III. Практическая часть. (20 мин.)(Выполнение орнамента).
Предлагаю обучающимся выполнить карандашом орнамент с использованием основных символов.
- Подведение итогов занятия. (3 мин.)