АВтор: Давид Наталья Альбертовна

Ст воспитатель БДОУ Црр-детский сад 341 г. Омск

Статья «Модель управления профессиональным развитием педагогов в ДОУ»

Модель управления профессиональным развитием педагогов в ДОУ

Давид Наталья Альбертовна,

Магистрантка 2 курса  ЧУОО ВО ОмГА

Научный руководитель — д.п.н., доцент Матюшенко С.В.

 

Данная статья посвящена модели управления профессиональным развитием педагогов в ДОУ. В рамках этой модели одним из направлений профессиональным развитием педагога дошкольного образовательного учреждения   является организация самообразования педагогов.

Ключевые слова: модель управления профессиональным развитием педагогов в ДОУ, самообразование, управление.

Model of management of professional development of teachers in preschool educational institution

David Natalya Albertovna,

This article is devoted to model of management of professional development of teachers in preschool educational institution. Within this model one of the directions professional development of the teacher of preschool educational institution is the organization of self-education of teachers.

Keywords: model of management of professional development of teachers in preschool educational institution, self-education, management.

 

Воплощение в жизнь  Федерального государственного образовательного стандарта ведет к преобразованиям трудовой деятельности педагога детского сада: изменениям отношений педагога дошкольного образовательного учреждения взаимодействия  с участниками образовательного процесса, так и в организационной и проектировочной деятельности: организации воспитательного взаимодействия, планировании учебных занятий с воспитанниками детского сада.

Уместно происходят изменение фундаментальных направлений, цели и сути профессиональной переподготовки воспитателя  и требования к педагогическому труду. В настоящее время педагог, который будет готов сознательно делать изменения в своей педагогической деятельности, который будет готов учиться в течение всего времени.  Учитывая социальный заказ общества педагогический профессионализм и образовательные потребности воспитателей, можно говорить, что сейчас появилась потребность в осуществлении гуманистического подхода к управлению педагогов. Именно в этом и проявляется необходимость  создания модели управления профессиональным развитием педагога дошкольного образовательного учреждения. В современной науке под моделью понимается «аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой теоретического образования и т.п. — оригинала модели»[1] 

Понятие «управление» прочно вошло в обиход многих областей знаний. Управление как теория зародилась в начале ХХ века. Основоположниками ее были американский инженер Ф.Тейлор и французский менеджер А.Файоль. началом признания управления как науки. А. Файоль выделил пять функций управления, которые легли в основу принципов управления. По его словам, «управлять» означает: предсказывать, распоряжаться и контролировать

В 60-70-е годы ХХ века термин начал  использоваться в социально-гуманитарном знании: социологии, а затем и педагогике. В современной педагогике он анализируется со следующих мнений:

  1. Управление – это деятельность использованию инноваций с целью организации (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.А.Сластёнин). Акцент в данном случае делается на получение результата[4].
  2. Управление – это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или группу с целью изменения последнего Н.С.Сунцов). В этом определении эффективность рассматривается с позиции управляющего, который воздействует, являются пассивными исполнителями[5].

3.Управление – это взаимодействие субъектов П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). Это сложный многообразный процесс, который предполагает взаимосвязанное взаимообусловленное изменение сторон, предполагающее изменение не только управляемой, но и управляющей стороны [6].

Целью конструирования модели управления профессиональным развитием воспитателя детского сада  является разработка необходимых условий для понимания каждым педагогом развиваться профессионально в условиях  системных преобразований профессионально-педагогической деятельности.

В рамках этой модели одним из направлений профессиональным развитием педагога дошкольного образовательного учреждения   является организация самообучение педагогов.

Конструируя план   методической работы в данном направлении  в детском саду необходимо исходить из категорий педагогов, которые нуждаются в нем:

  • Воспитатели, которые только начали свою деятельность педагога;
  • Педагоги, перемещенные на новые должности, молодые специалисты;
  • Участники инновационной деятельности;
  • Педагоги, имеющие  замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации.

Так, для вновь поступивших педагогов целесообразно организовать руководящую помощь в выборе темы самообразовательной деятельности, составлении плана по самообразованию, подборе необходимой методической и научно-методической литературы. 

С категорией педагогов, имеющих опыт работы, проводятся индивидуальные консультации по теме самообразования, оказывается помощь  в выборе темы самообразования, оказывается помощь в выборе форм отчета по самообразовательной деятельности. К ним относят: открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, выступления на семинарах и педагогических советах.

С группой педагогов, активно реализующих свои потребности в саморазвитии, проводятся беседы по теме самообразования, помощь в разработке квалификационных работ на первую и высшую категории, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта в виде опубликования статей, разработок модифицированных программ.

Осуществление  самообразовательной деятельности педагогов во многом зависит от той информации, которую получают воспитатели и которой они могут воспользоваться в инновационной деятельности. Для этого необходимо  создание технических и социальных ресурсов: постоянное обновление сайта ДОУ, доступ в сети Интерната, а также систематическое повышение уровня ИКТ-компетентности педагогами детского сада (создание сайтов групп и персональный сайт старшего воспитателя.

В рамках модели управления профессиональным развития педагогов в ДОУ на наш взгляд целесообразно спроектировать для каждого педагога детского сада   персональный путь профессионального развития, отражающую самооценку учителем собственных достижений и недостатков, поэтому принимающуюся педагогом  как собственный выбор.

  Помимо этого необходимо создание рабочей  модели системы компетентностей современного педагога ДОУ, включающая: предметно-методологическую компетентность, психолого-педагогическую компетентность, компетентность в области валеологии образовательного процесса, коммуникативную компетентность, компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, компетентность в области управления системой «педагог – воспитанник», компетентность в сфере трансляции собственного опыта, исследовательскую компетентность, акмеологическую компетентность.

Таким образом, в данной статье нами была охарактеризована модель профессиональным развитием педагогов в ДОУ. Одним из направлений профессиональным развитием педагога дошкольного образовательного учреждения   является организация самообразования педагогов, для каждой из категорий педагогов выделяют формы самообразования.

Список литературы

 

  1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 2008.-150 с.

2.Катышева Н.М. Организационно-педагогические условия управления инновационным развитием педагогического колледжа : автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01/ Катышева Н.М. ; Нижний Новгород : 2014 — 29 с.

3.Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ/ Кузнецова Е.Б. // Управление ДОУ.-2014.-  № 2.-. С. 8-14.

4.Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. — М., 1994.-61 с.

5.Сунцов, Н. С. Управление общеобразовательной школой [Текст] : вопросы теории и практики / Н. С. Сунцов; Ред. Н. А. Мясникова. — Москва : Педагогика, 2015. — 144 с. : 

6.Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.-125 с.