автор: Данилова Лиана Александровна

педагог дополнительного образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной  направленности

«Музыка»

Возраст учащихся: 4 — 6 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы:

Данилова Лиана Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2016

 

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

   Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Задача педагога — ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Пение — основной и наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.

Дополнительная общеразвивающая программа «Музыка» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008).

Данная программа имеет художественную направленность и способствует развитию художественно-эстетического вкуса, музыкальных способностей и познавательного интереса у детей.

Программа отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к музыкальному искусству. Предлагаемый практический материал доступен всем учащимся, независимо от их возможностей и способностей, но главное — эффективен при формировании певческой интонации детей.

Актуальность разработки данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании условий для развития творческой личности ребенка через освоение музыкальной культуры, формировании у учащихся музыкальных способностей, что способствует более полному раскрытию себя и успешной реализации своего творческого потенциала. Поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Важно, чтобы уже в раннем детстве перед ребенком смогли раскрыть всю красоту музыки, дали возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте и жизни, что является педагогически  целесообразным.

Цель программы — развитие  музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста путем введения в мир музыкального искусства. формирование эстетической и певческой культуры ребенка.

 

Задачи программы:

образовательные:

  • познакомить учащихся с элементарными музыкальными понятиями,
  • обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
  • формировать и воспитывать исполнительскую культуру;

развивающие:

  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, ладово-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос;

воспитательные:

  • воспитывать правильное понимание содержания музыкальных образов, проявлять свои чувства в пении, в музыкально-ритмических движениях;
  • воспитывать готовность и потребность к музыкальной деятельности.

Решение поставленных задач базируется на следующих  принципах:

  • гуманизации, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений;
  • личностно-ориентированного и дифференцированного обучения;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
  • учета музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта;
  • субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации музыкальной деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности;
  • систематичности и последовательности в организации процесса обучения музыки, предполагающий планомерную работу, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с учащимися на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы;
  • продуктивности образовательной деятельности;
  • сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное взаимодействие педагога, учащихся, родителей в процессе всего музыкального воспитания и развития дошкольников.

Отличительной особенностью программы «Музыка» является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная творческая деятельность. Такая разнонаправленность способствует   более многогранному и полному раскрытию себя в будущем.

Срок реализации программы: 1 год обучения – 28 часов в год, 2 год обучения — 36 часов в год. Групповые занятия проводятся один раз в неделю для детей 4 лет по 20 минут, для детей 5-6 лет по 25 минут. Наполняемость групп – не менее 12 человек. Программа адресована учащимся дошкольного возраста. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41.  

Формы организации занятий

    В работе с детьми дошкольного возраста применяют следующие формы работы: музыкальные игры, игры-драматизации, викторины, концерты, которые являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Музыкальные игры и игры-забавы – это своеобразные формы обучения и развлечения, позволяющие педагогу создавать непринужденную обстановку на занятии.

Использование педагогом игр-забав способствуют переключению внимания учащихся, снятию утомления. Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным прохлопыванием, притопыванием интересны для детей и могут выполняться вместе с педагогом или самостоятельно. Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы.

Игры-драматизации — наиболее распространенная форма развлечения. Учащиеся сами обыгрывают песни, разыгрывают действия сказок. Педагог помогает детям осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на музыкальных инструментах. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.

   Урок – концерт, это итоговое мероприятие, которое позволяет выявить уровень музыкальной культуры учащихся:

— развитие эмоционального восприятия музыкального произведения;

— усвоение материала по программе;

— исполнительский уровень и репертуар учащихся.

Структура занятия

1 год обучения 2 год обучения
Подготовительная часть:

  • организационный момент – 2 мин.;
  • распевание, вокальные упражнения, попевки – 3 мин.

Основная часть:

  • объяснение нового и повторение пройденного материала – 10 мин.;
  • слушание музыки – 3 мин.

Заключительная часть:

  • подведение итогов  занятия – 2 мин.
Подготовительная часть:

  • организационный момент – 2 мин.;
  • распевание, вокальные упражнения, попевки – 3 мин.

Основная часть:

    • объяснение нового и повторение пройденного материала – 12 мин.;
    • слушание музыки – 3 мин.;
  • игра на музыкальных инструментах – 3 мин. Заключительная часть:
  • подведение итогов  занятия – 2 мин.

Условия реализации программы

    Музыкальные занятия должны проводиться в просторном, светлом помещении. Для оформления кабинета используются портреты композиторов, рисунки детей и т. д.

    Для фортепиано следует выбрать такое место, чтобы сидя за инструментом, возможно, было видеть всех детей.

Организация процесса музыкального воспитания предполагает оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, специальной мебелью.

Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр, пособий, активизирует детей и позволяет в доступной, интересной форме приблизить ребенка к музыке.

Музыкальная запись может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дать наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, познакомить со звучанием хора и оркестра, значительно обогатить педагогический процесс.

Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, музыкально-литературную композицию для развлечений, детских праздников. Музыкальный центр дает возможность фиксировать удачное или менее удачное исполнение детьми песен, и прослушивая их с учащимися, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки.

Предполагаемый конечный результат реализации программы

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Ключевые:

Ценностно-смысловые:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.

Общекультурные:

  • умение организовать свободное время;
  • наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;
  • проявление интереса к собственной деятельности.

Учебно-познавательные:

  • готовность к восприятию информации;
  • умение отличать реальные события от домыслов.

Информационные:

  • умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).

Коммуникативные:

  • приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;
  • умение  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Личностного самосовершенствования:

  • владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
  • развитие личностных качеств, саморегуляции.

Специальные:

  • владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией.
  • развитие слуха, памяти, чувства ритма;
  • владение простейшими приемами игры на музыкальных инструментах; умение играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп.

Механизм промежуточной и итоговой аттестации

в ходе реализации программы

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год.

Начальный контроль ЗУН – в начале освоения программы для 1 года обучения с 1 по 10 октября.

Стартовый контроль ЗУН – в начале второго года обучения, с 15 по 25 сентября.

Промежуточная аттестация  — с 20 по 26 декабря и  с 20 по 30 апреля.

Итоговая аттестация – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на практических  занятиях.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются  по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Критерии оценивания начального контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, выразительное исполнение репертуара.

Критерии оценивания стартового и промежуточного контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, певческие навыки, художественное исполнение репертуара.

Методы контроля: опрос, наблюдение, выполнение практической работы.

Формы проведения контроля:

На начальном и стартовом этапе:

  • практическое занятие;
  • занятие-игра;

На промежуточном этапе:

  • открытое занятие;
  • контрольное занятие.

Программа итоговой аттестации содержит проверку теоретических знаний и практических знаний и умений учащихся.

Критерии итогового контроля:

  • элементарные теоретические знания;
  • певческие навыки;
  • художественное исполнение репертуара.

Формы итогового контроля:

  • итоговое занятие, концертное прослушивание.

Методы контроля: опрос, наблюдение, беседа.

Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения ими дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на основе диагностики личностного развития. В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества).

 

 

 

 


 

Первый год обучения

 

Задачи:

— выработать свободное, естественное положение корпуса, рук, ног и головы во время пения, сидя и стоя;

— развить музыкальные способности: музыкальный слух, певческий голос, ритм, память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

— приобщить детей к музыке.

 

Учебно-тематический план:

 

п/п

 

Тема

 

Количество часов

 

всего

 

теория

 

практика

 

1. Организационное занятие 1 1
2. Вокальная установка 3 1 2
3.

 

Вокальные упражнения, попевки. Исполнение произведений 14

 

5

 

9

 

4.

 

Слушание музыки 9 4 5
5.

 

Заключительное занятие

 

1

 

 

1

 

  Итого: 28

 

11

 

17

 

К концу I-го года обучения дети умеют:

— правильно держать корпус во время пения, правильное положение головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя;

— пользоваться во время пения правильным дыханием: бесшумный, легкий вдох и правильный расход дыхания на музыкальную фразу;

— соблюдать правильное формирование гласных и согласных;

слушая произведение переживать гамму чувств, постепенно переходя от одного эмоционального настроя к другому;

чувствовать различия характера музыки в двух контрастных произведениях.

Знают:

— элементарные музыкальные понятия;

— основные выразительные средства музыки (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, тембр).

 

 


Содержание программы

Тема №1. Организационное занятие

Теория: Беседа-сообщение «Где можно встретиться с музыкой…». Знакомство с понятием музыка. Инструктаж.

Формы и методы: беседа.

Форма подведения итогов:  практическое занятие.

 

Тема № 2. Вокальная установка

Теория: Сообщение о важности правильной вокальной установки в процессе обучения пению. Правила положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.

Практические занятия: Соблюдение правильной певческой установки во время пения: положение корпуса и головы должны быть прямым, естественным, ненапряженным. Плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. При пении сидя, ноги стоят под прямым углом к полу, руки лежат свободно, при пении стоя —  руки свободно опущены. Голову держать прямо, не вытягивая шею, не напрягаясь. Рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

Формы и методы: беседа, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее, контрольное занятие.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано).

Тема № 3. Вокальные упражнении, попевки. Исполнение произведений

Теория: Освоение трех общих правил певческого дыхания:

  1. вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто дуем на зажженную свечу).

Образное доступное раскрытие сущности каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития. Беседы о разучиваемых произведениях, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств, в яркой, образной для детей форме. Средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамические оттенки. Понятие ансамбль, строй. Пояснение о важной роли ансамбля и строя в процессе исполнения музыкальных произведений.

Практические занятия: Соблюдение правильной певческой установки во время пения. Привитие звуковой культуры. Работа над вокальными упражнениями:

—  упражнения, развивающие музыкальный слух (координация слуха и голоса);

— музыкально-ритмические упражнения (прохлопывание ритмического рисунка с

  ритмо — слогами, ритмическое «эхо»);

— упражнения на формирование гласных звуков;

— упражнения, развивающие подвижность языка, губ, нижней челюсти;

— упражнения на формирование певческого дыхания через образ (взяли цветок, понюхали его: быстро и тихо, и немного затаили дыхание).

Разучивание музыкального материала с сопровождением. Показ исполнительских приемов в пении. Работа над музыкально-выразительными средствами музыки: мелодия, текст, ритм, темп, динамические оттенки. Работа над правильной передачей художественного образа произведения. Выразительное, яркое, художественное исполнение музыкальных произведений. Эмоциональное восприятие, сопереживание музыке. Работа над ансамблем, строем. Отработка одновременного вступления и окончания исполнения музыкальных фраз. Слушание себя и других, умение сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, практический.

Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер.

Тема №4. Слушание музыки

Теория: Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств, композиторах и исполнителях. Формирование умения грамотно охарактеризовать музыкальные произведения.

Практические занятия: Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, как в вокально-хоровом исполнении, так и в инструментальном; формирование культуры восприятия.  Расширение музыкального кругозора учащихся, активное введение их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Пояснения музыкальных произведений.

Формы и методы: беседа, рассказ, объяснение; словесный, наглядно-слуховой, практический.

Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, аудиозаписи.

 

Тема № 5. Заключительное занятие

Практические занятия: Исполнение разнообразных по характеру и содержанию произведений.  Показ уровня знаний, умений, навыков и исполнительского уровня, учащихся в произведениях, выученных в течение года.

Формы и методы: концертное выступление; практический.

Форма подведения итогов: итоговые занятия, концертные выступления.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), магнитофон, аудиозаписи.

 

 


Второй  год обучения

 

Задачи:

— закрепить навыки певческой установки;

— продолжать развитие музыкально-творческих способностей;

— совершенствовать полученные знания, практические умения и навыки, художественное

  мышление через исполнение музыкальных произведений;

— развивать музыкальную фантазию;

— продолжать воспитывать любовь к музыке.

Учебно-тематический план:

п/п

 

Тема

 

Количество часов

 

всего

 

теория

 

практика

 

1. Организационное занятие 1 1
2. Вокальная установка 3 1 2
3.

 

Вокальные упражнения, попевки. Исполнение произведений  

13

 

 

5

 

 

8

4.

 

Слушание музыки 10

 

4

 

6

 

5.

 

 

Музыкальные инструменты 8 3 5
6.

 

Заключительное занятие

 

1

 

 

1

 

  Итого: 36

 

14

 

22

 

К концу II-го года обучения дети умеют:

— держать правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног во время пения;

— слушать и контролировать себя во время пения;

— петь с сопровождением и без него;

владеть певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией;

различать отдельные части произведения: вступление, заключение, запев, припев;

— передать художественный образ исполняемого произведения;

— определять жанровую основу песни: вальс, пляска, марш, песня;

— охарактеризовать прослушанное произведение, применяя элементарные музыкальные понятия и выразительные средства музыки;

— владеть простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;

— играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру

Знают:

— выразительные средства музыки;

— популярные жанры в музыке (песня, танец, марш);

— названия музыкальных инструментов;

— характер звучания инструментов;

— приемы игры на них.

 


Содержание программы

Тема №1. Организационное занятие

Теория: Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем году обучения. Инструктаж.

Формы и методы: беседа, репродуктивный, наглядно-зрительный, практический.

Форма подведения итогов:  практическое занятие.

 

Тема № 2. Вокальная установка

Теория: Закрепление правил правильной вокальной установки в процессе обучения пению. Положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.

Практические занятия: Соблюдение правильной вокальной установки во время пения, сидя и стоя. Положение корпуса, головы, рук и ног. Рот открывается вертикально, нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

 

Тема № 3. Вокальные упражнении, попевки. Исполнение произведений

Теория: Раскрытие сущности каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития. Рассказ о стилевых, жанровых особенностях произведений. Беседа о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Анализ музыки и текста. Закрепление понятия ансамбль, строй; роли ансамбля и строя в процессе исполнения музыкальных произведений.

Практические занятия: Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством исполнения. Пение с использованием мягкой атаки, умение пользоваться твердой атакой звука естественно, легко. Использование усложненных дикционных скороговорок, с постепенным увеличением темпа. Интонационно устойчивый унисон. Чувство ансамбля и строя. Показ-исполнение стабильной группы вокальных упражнений и периодически обновляющейся группы, в которую включаются новые упражнения в зависимости от поставленных задач:

— упражнения, формирующие певческое дыхание;

— упражнения формирующие гласные и согласные звуки;

— вокальные упражнения помогающие овладеть навыками художественной

выразительности голоса;

— упражнения, развивающие регистровые особенности голоса, диапазон;

— упражнения, помогающие овладеть постепенным изменением силы звука;

— упражнения формирующие темповые организации.

Показ-исполнение или показ произведения в записи. Разбор содержания каждой исполняемой песни. Разучивание музыкального материала. Показ исполнительских приемов в пении. Работа над музыкально-выразительными средствами музыки: мелодия, текст, ритм, темп, динамические оттенки. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация. Достижения единства в ансамбле: интонационная слаженность; единообразие манеры звукообразования; ритмическая и темповая слитность; динамическая одноплановость; одновременное, точное, в интонационном плане, начало и окончание исполнения музыкального произведения целиком и отдельных его частей. Анализ, контроль качества исполнения. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Выразительное исполнение произведений с сопровождением и без него. Передача художественного образа.

Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, практический.

Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер.

 

Тема № 4. Слушание музыки

Теория: Беседа о прослушанных произведениях, с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства и литературы. Формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, сведений о музыке.

Практические занятия: Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, как в вокально-хоровом исполнении, так и в инструментальном; углубление восприятия музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Привитие навыков культуры слушания музыки. Пояснения музыкальных произведений. Накопление музыкальных впечатлений. Расширение музыкального кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.

Формы и методы: беседа, рассказ, объяснение; словесный, наглядно-слуховой, практический.

Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, аудиозаписи.

 

Тема № 5. Музыкальные инструменты

Теория: Знакомство с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Характеристика музыкальных инструментов. Рассказ о возникновении первых музыкальных инструментов. Типы, виды и группы инструментов.

Практические занятия: Показ способов и приемов игры на инструментах. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, необходимых для музыкальной деятельности. Игра в ансамбле.

Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра, концертное выступление; практический.

Форма подведения итогов: итоговое занятие, концертные выступления.

Дидактический материал: музыкально-дидактические пособия.

Техническое оснащение занятия: музыкальные инструменты.

 

Тема №6. Заключительное занятие

Практические занятия: Исполнение разнообразных по характеру и содержанию произведений. Игра на музыкальных инструментах. Показ уровня знаний, умений, навыков и исполнительского уровня обучающихся в произведениях, выученных в течение года.

Формы и методы: концертное выступление; практический.

Форма подведения итогов: итоговые занятия, концертные выступления.

Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальные инструменты, магнитофон, аудиозаписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный репертуар

 

Первый год обучения

  1. А.Обилян «Петь приятно и удобно»
  2. Е. Тиличеева «Солнышко», «Дождик», «Гроза», «Мама  поет», «3арядка», «Осень»
  3. И. Арсеев «Слон и моська», «Красная шапочка и серый волк», «Три медведя»
  4. Е. Тиличеева «Качели», «Бубенчики», «Лесенка», «Я   иду с цветами», «Снегири», «Буду летчиком»
  5. И. Арсеев «Поезд», «Дедушка и внук»
  6. Л. Бакалова «Мама»
  7. В. Карасева «Елочка»

 

 

Второй год обучения

  1. В. Карасева «В огороде заинька»
  2. Н. Френкель «Би-би-би», «Ладушки», «Петушок»
  3. А. Филиппенко «Дед   мороз», «Елочка», «3има», «Маму поздравляют малыши»
  4. Т. Попатенко, В. Иванникова «Кто как кричит», «Кто умеет чисто мыться», «Колыбельная», «Осень»
  5. М. Скребкова «На зеленом лугу»
  6. А. Пахмутова «Кто пасется на лугу»
  7. В. Шаинский «Про папу»
  8. В. Шаинский «Улыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Гонторенко Н.Б. Сольное пение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 315
  2. Громова Д.А. Времена года: сборник детских песен. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2008. – С. 52
  3. Данилова Л.А. Музыкальный мир: дид. Пособие. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2006. – С. 34
  4. Данилова Л.А. Вокальные упражнения: учебно-методическое пособие. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2010. – С. 29
  5. Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: Астрель, 2006. – С. 195
  6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 183
  7. Маркуот Л. Самоучитель по пению. – М.: Астрель, 2006. – С.115

 

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. www.all-2 music.com
  2. http://www.all-2music.com/solfegio.html
  3. http://www.musicteachers.at.ua/