автор: Данилова Лиана Александровна
педагог дополнительного образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Центр детского творчества”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Музыка”
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Музыка»
Возраст учащихся: 4 – 6 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Данилова Лиана Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2016
Пояснительная записка
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.
Обучение музыке – воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Задача педагога – ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Пение – основной и наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыка» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008).
Данная программа имеет художественную направленность и способствует развитию художественно-эстетического вкуса, музыкальных способностей и познавательного интереса у детей.
Программа отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к музыкальному искусству. Предлагаемый практический материал доступен всем учащимся, независимо от их возможностей и способностей, но главное – эффективен при формировании певческой интонации детей.
Актуальность разработки данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании условий для развития творческой личности ребенка через освоение музыкальной культуры, формировании у учащихся музыкальных способностей, что способствует более полному раскрытию себя и успешной реализации своего творческого потенциала. Поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Важно, чтобы уже в раннем детстве перед ребенком смогли раскрыть всю красоту музыки, дали возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте и жизни, что является педагогически целесообразным.
Цель программы – развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста путем введения в мир музыкального искусства. формирование эстетической и певческой культуры ребенка.
Задачи программы:
образовательные:
- познакомить учащихся с элементарными музыкальными понятиями,
- обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
- формировать и воспитывать исполнительскую культуру;
развивающие:
- содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
- развивать эмоциональную отзывчивость, ладово-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос;
воспитательные:
- воспитывать правильное понимание содержания музыкальных образов, проявлять свои чувства в пении, в музыкально-ритмических движениях;
- воспитывать готовность и потребность к музыкальной деятельности.
Решение поставленных задач базируется на следующих принципах:
- гуманизации, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений;
- личностно-ориентированного и дифференцированного обучения;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- учета музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта;
- субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации музыкальной деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности;
- систематичности и последовательности в организации процесса обучения музыки, предполагающий планомерную работу, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с учащимися на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы;
- продуктивности образовательной деятельности;
- сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное взаимодействие педагога, учащихся, родителей в процессе всего музыкального воспитания и развития дошкольников.
Отличительной особенностью программы «Музыка» является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная творческая деятельность. Такая разнонаправленность способствует более многогранному и полному раскрытию себя в будущем.
Срок реализации программы: 1 год обучения – 28 часов в год, 2 год обучения – 36 часов в год. Групповые занятия проводятся один раз в неделю для детей 4 лет по 20 минут, для детей 5-6 лет по 25 минут. Наполняемость групп – не менее 12 человек. Программа адресована учащимся дошкольного возраста. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41.
Формы организации занятий
В работе с детьми дошкольного возраста применяют следующие формы работы: музыкальные игры, игры-драматизации, викторины, концерты, которые являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Музыкальные игры и игры-забавы – это своеобразные формы обучения и развлечения, позволяющие педагогу создавать непринужденную обстановку на занятии.
Использование педагогом игр-забав способствуют переключению внимания учащихся, снятию утомления. Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным прохлопыванием, притопыванием интересны для детей и могут выполняться вместе с педагогом или самостоятельно. Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы.
Игры-драматизации – наиболее распространенная форма развлечения. Учащиеся сами обыгрывают песни, разыгрывают действия сказок. Педагог помогает детям осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на музыкальных инструментах. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Урок – концерт, это итоговое мероприятие, которое позволяет выявить уровень музыкальной культуры учащихся:
– развитие эмоционального восприятия музыкального произведения;
– усвоение материала по программе;
– исполнительский уровень и репертуар учащихся.
Структура занятия
1 год обучения | 2 год обучения |
Подготовительная часть:
Основная часть:
Заключительная часть:
|
Подготовительная часть:
Основная часть:
|
Условия реализации программы
Музыкальные занятия должны проводиться в просторном, светлом помещении. Для оформления кабинета используются портреты композиторов, рисунки детей и т. д.
Для фортепиано следует выбрать такое место, чтобы сидя за инструментом, возможно, было видеть всех детей.
Организация процесса музыкального воспитания предполагает оснащение его всем необходимым оборудованием – музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, специальной мебелью.
Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр, пособий, активизирует детей и позволяет в доступной, интересной форме приблизить ребенка к музыке.
Музыкальная запись может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дать наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, познакомить со звучанием хора и оркестра, значительно обогатить педагогический процесс.
Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, музыкально-литературную композицию для развлечений, детских праздников. Музыкальный центр дает возможность фиксировать удачное или менее удачное исполнение детьми песен, и прослушивая их с учащимися, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки.
Предполагаемый конечный результат реализации программы
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Ключевые:
Ценностно-смысловые:
- способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные:
- умение организовать свободное время;
- наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;
- проявление интереса к собственной деятельности.
Учебно-познавательные:
- готовность к восприятию информации;
- умение отличать реальные события от домыслов.
Информационные:
- умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).
Коммуникативные:
- приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования:
- владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
- развитие личностных качеств, саморегуляции.
Специальные:
- владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией.
- развитие слуха, памяти, чувства ритма;
- владение простейшими приемами игры на музыкальных инструментах; умение играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп.
Механизм промежуточной и итоговой аттестации
в ходе реализации программы
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год.
Начальный контроль ЗУН – в начале освоения программы для 1 года обучения с 1 по 10 октября.
Стартовый контроль ЗУН – в начале второго года обучения, с 15 по 25 сентября.
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря и с 20 по 30 апреля.
Итоговая аттестация – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на практических занятиях.
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Критерии оценивания начального контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, выразительное исполнение репертуара.
Критерии оценивания стартового и промежуточного контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, певческие навыки, художественное исполнение репертуара.
Методы контроля: опрос, наблюдение, выполнение практической работы.
Формы проведения контроля:
На начальном и стартовом этапе:
- практическое занятие;
- занятие-игра;
На промежуточном этапе:
- открытое занятие;
- контрольное занятие.
Программа итоговой аттестации содержит проверку теоретических знаний и практических знаний и умений учащихся.
Критерии итогового контроля:
- элементарные теоретические знания;
- певческие навыки;
- художественное исполнение репертуара.
Формы итогового контроля:
- итоговое занятие, концертное прослушивание.
Методы контроля: опрос, наблюдение, беседа.
Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения ими дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на основе диагностики личностного развития. В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества).
Первый год обучения
Задачи:
– выработать свободное, естественное положение корпуса, рук, ног и головы во время пения, сидя и стоя;
– развить музыкальные способности: музыкальный слух, певческий голос, ритм, память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
– приобщить детей к музыке.
Учебно-тематический план:
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
||
всего
|
теория
|
практика
|
||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | – |
2. | Вокальная установка | 3 | 1 | 2 |
3.
|
Вокальные упражнения, попевки. Исполнение произведений | 14
|
5
|
9
|
4.
|
Слушание музыки | 9 | 4 | 5 |
5.
|
Заключительное занятие
|
1
|
–
|
1
|
Итого: | 28
|
11
|
17 |
К концу I-го года обучения дети умеют:
– правильно держать корпус во время пения, правильное положение головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя;
– пользоваться во время пения правильным дыханием: бесшумный, легкий вдох и правильный расход дыхания на музыкальную фразу;
– соблюдать правильное формирование гласных и согласных;
– слушая произведение переживать гамму чувств, постепенно переходя от одного эмоционального настроя к другому;
– чувствовать различия характера музыки в двух контрастных произведениях.
Знают:
– элементарные музыкальные понятия;
– основные выразительные средства музыки (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, тембр).
Содержание программы
Тема №1. Организационное занятие
Теория: Беседа-сообщение «Где можно встретиться с музыкой…». Знакомство с понятием музыка. Инструктаж.
Формы и методы: беседа.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Тема № 2. Вокальная установка
Теория: Сообщение о важности правильной вокальной установки в процессе обучения пению. Правила положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Практические занятия: Соблюдение правильной певческой установки во время пения: положение корпуса и головы должны быть прямым, естественным, ненапряженным. Плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. При пении сидя, ноги стоят под прямым углом к полу, руки лежат свободно, при пении стоя – руки свободно опущены. Голову держать прямо, не вытягивая шею, не напрягаясь. Рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.
Формы и методы: беседа, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.
Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее, контрольное занятие.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано).
Тема № 3. Вокальные упражнении, попевки. Исполнение произведений
Теория: Освоение трех общих правил певческого дыхания:
- вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто дуем на зажженную свечу).
Образное доступное раскрытие сущности каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития. Беседы о разучиваемых произведениях, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств, в яркой, образной для детей форме. Средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамические оттенки. Понятие ансамбль, строй. Пояснение о важной роли ансамбля и строя в процессе исполнения музыкальных произведений.
Практические занятия: Соблюдение правильной певческой установки во время пения. Привитие звуковой культуры. Работа над вокальными упражнениями:
– упражнения, развивающие музыкальный слух (координация слуха и голоса);
– музыкально-ритмические упражнения (прохлопывание ритмического рисунка с
ритмо – слогами, ритмическое «эхо»);
– упражнения на формирование гласных звуков;
– упражнения, развивающие подвижность языка, губ, нижней челюсти;
– упражнения на формирование певческого дыхания через образ (взяли цветок, понюхали его: быстро и тихо, и немного затаили дыхание).
Разучивание музыкального материала с сопровождением. Показ исполнительских приемов в пении. Работа над музыкально-выразительными средствами музыки: мелодия, текст, ритм, темп, динамические оттенки. Работа над правильной передачей художественного образа произведения. Выразительное, яркое, художественное исполнение музыкальных произведений. Эмоциональное восприятие, сопереживание музыке. Работа над ансамблем, строем. Отработка одновременного вступления и окончания исполнения музыкальных фраз. Слушание себя и других, умение сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, практический.
Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер.
Тема №4. Слушание музыки
Теория: Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств, композиторах и исполнителях. Формирование умения грамотно охарактеризовать музыкальные произведения.
Практические занятия: Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, как в вокально-хоровом исполнении, так и в инструментальном; формирование культуры восприятия. Расширение музыкального кругозора учащихся, активное введение их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Пояснения музыкальных произведений.
Формы и методы: беседа, рассказ, объяснение; словесный, наглядно-слуховой, практический.
Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, аудиозаписи.
Тема № 5. Заключительное занятие
Практические занятия: Исполнение разнообразных по характеру и содержанию произведений. Показ уровня знаний, умений, навыков и исполнительского уровня, учащихся в произведениях, выученных в течение года.
Формы и методы: концертное выступление; практический.
Форма подведения итогов: итоговые занятия, концертные выступления.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), магнитофон, аудиозаписи.
Второй год обучения
Задачи:
– закрепить навыки певческой установки;
– продолжать развитие музыкально-творческих способностей;
– совершенствовать полученные знания, практические умения и навыки, художественное
мышление через исполнение музыкальных произведений;
– развивать музыкальную фантазию;
– продолжать воспитывать любовь к музыке.
Учебно-тематический план:
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
||
всего
|
теория
|
практика
|
||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | – |
2. | Вокальная установка | 3 | 1 | 2 |
3.
|
Вокальные упражнения, попевки. Исполнение произведений |
13
|
5
|
8 |
4.
|
Слушание музыки | 10
|
4
|
6
|
5.
|
Музыкальные инструменты | 8 | 3 | 5 |
6.
|
Заключительное занятие
|
1
|
–
|
1
|
Итого: | 36
|
14
|
22 |
К концу II-го года обучения дети умеют:
– держать правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног во время пения;
– слушать и контролировать себя во время пения;
– петь с сопровождением и без него;
– владеть певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией;
– различать отдельные части произведения: вступление, заключение, запев, припев;
– передать художественный образ исполняемого произведения;
– определять жанровую основу песни: вальс, пляска, марш, песня;
– охарактеризовать прослушанное произведение, применяя элементарные музыкальные понятия и выразительные средства музыки;
– владеть простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;
– играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру
Знают:
– выразительные средства музыки;
– популярные жанры в музыке (песня, танец, марш);
– названия музыкальных инструментов;
– характер звучания инструментов;
– приемы игры на них.
Содержание программы
Тема №1. Организационное занятие
Теория: Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем году обучения. Инструктаж.
Формы и методы: беседа, репродуктивный, наглядно-зрительный, практический.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Тема № 2. Вокальная установка
Теория: Закрепление правил правильной вокальной установки в процессе обучения пению. Положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Практические занятия: Соблюдение правильной вокальной установки во время пения, сидя и стоя. Положение корпуса, головы, рук и ног. Рот открывается вертикально, нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.
Тема № 3. Вокальные упражнении, попевки. Исполнение произведений
Теория: Раскрытие сущности каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития. Рассказ о стилевых, жанровых особенностях произведений. Беседа о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Анализ музыки и текста. Закрепление понятия ансамбль, строй; роли ансамбля и строя в процессе исполнения музыкальных произведений.
Практические занятия: Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством исполнения. Пение с использованием мягкой атаки, умение пользоваться твердой атакой звука естественно, легко. Использование усложненных дикционных скороговорок, с постепенным увеличением темпа. Интонационно устойчивый унисон. Чувство ансамбля и строя. Показ-исполнение стабильной группы вокальных упражнений и периодически обновляющейся группы, в которую включаются новые упражнения в зависимости от поставленных задач:
– упражнения, формирующие певческое дыхание;
– упражнения формирующие гласные и согласные звуки;
– вокальные упражнения помогающие овладеть навыками художественной
выразительности голоса;
– упражнения, развивающие регистровые особенности голоса, диапазон;
– упражнения, помогающие овладеть постепенным изменением силы звука;
– упражнения формирующие темповые организации.
Показ-исполнение или показ произведения в записи. Разбор содержания каждой исполняемой песни. Разучивание музыкального материала. Показ исполнительских приемов в пении. Работа над музыкально-выразительными средствами музыки: мелодия, текст, ритм, темп, динамические оттенки. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация. Достижения единства в ансамбле: интонационная слаженность; единообразие манеры звукообразования; ритмическая и темповая слитность; динамическая одноплановость; одновременное, точное, в интонационном плане, начало и окончание исполнения музыкального произведения целиком и отдельных его частей. Анализ, контроль качества исполнения. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Выразительное исполнение произведений с сопровождением и без него. Передача художественного образа.
Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра; репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, практический.
Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер.
Тема № 4. Слушание музыки
Теория: Беседа о прослушанных произведениях, с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства и литературы. Формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, сведений о музыке.
Практические занятия: Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, как в вокально-хоровом исполнении, так и в инструментальном; углубление восприятия музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Привитие навыков культуры слушания музыки. Пояснения музыкальных произведений. Накопление музыкальных впечатлений. Расширение музыкального кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Формы и методы: беседа, рассказ, объяснение; словесный, наглядно-слуховой, практический.
Форма подведения итогов: итоговое, обобщающее занятие.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, аудиозаписи.
Тема № 5. Музыкальные инструменты
Теория: Знакомство с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Характеристика музыкальных инструментов. Рассказ о возникновении первых музыкальных инструментов. Типы, виды и группы инструментов.
Практические занятия: Показ способов и приемов игры на инструментах. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, необходимых для музыкальной деятельности. Игра в ансамбле.
Формы и методы: беседа, сообщение, объяснение, музыкальная игра, концертное выступление; практический.
Форма подведения итогов: итоговое занятие, концертные выступления.
Дидактический материал: музыкально-дидактические пособия.
Техническое оснащение занятия: музыкальные инструменты.
Тема №6. Заключительное занятие
Практические занятия: Исполнение разнообразных по характеру и содержанию произведений. Игра на музыкальных инструментах. Показ уровня знаний, умений, навыков и исполнительского уровня обучающихся в произведениях, выученных в течение года.
Формы и методы: концертное выступление; практический.
Форма подведения итогов: итоговые занятия, концертные выступления.
Техническое оснащение занятия: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальные инструменты, магнитофон, аудиозаписи.
Примерный репертуар
Первый год обучения
- А.Обилян «Петь приятно и удобно»
- Е. Тиличеева «Солнышко», «Дождик», «Гроза», «Мама поет», «3арядка», «Осень»
- И. Арсеев «Слон и моська», «Красная шапочка и серый волк», «Три медведя»
- Е. Тиличеева «Качели», «Бубенчики», «Лесенка», «Я иду с цветами», «Снегири», «Буду летчиком»
- И. Арсеев «Поезд», «Дедушка и внук»
- Л. Бакалова «Мама»
- В. Карасева «Елочка»
Второй год обучения
- В. Карасева «В огороде заинька»
- Н. Френкель «Би-би-би», «Ладушки», «Петушок»
- А. Филиппенко «Дед мороз», «Елочка», «3има», «Маму поздравляют малыши»
- Т. Попатенко, В. Иванникова «Кто как кричит», «Кто умеет чисто мыться», «Колыбельная», «Осень»
- М. Скребкова «На зеленом лугу»
- А. Пахмутова «Кто пасется на лугу»
- В. Шаинский «Про папу»
- В. Шаинский «Улыбка»
Список используемой литературы:
- Гонторенко Н.Б. Сольное пение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 315
- Громова Д.А. Времена года: сборник детских песен. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2008. – С. 52
- Данилова Л.А. Музыкальный мир: дид. Пособие. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2006. – С. 34
- Данилова Л.А. Вокальные упражнения: учебно-методическое пособие. – Надым: МОУ ДОД ЦДТ, 2010. – С. 29
- Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: Астрель, 2006. – С. 195
- Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 183
- Маркуот Л. Самоучитель по пению. – М.: Астрель, 2006. – С.115
Интернет-ресурсы:
- www.all-2 music.com
- http://www.all-2music.com/solfegio.html
- http://www.musicteachers.at.ua/