Автор: Данчук Тамара Викторовна

Учитель — логопед г. Томск МАДОУ 45

«Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Особенности развития лексики  детей дошкольного возраста с  речевыми нарушениями.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. 

Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу. 

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию — называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия.

Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.

Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Дети с речевой патологией используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.

 

В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса дошкольников.

Ребенок, обогащает свой словарный запас и развивает речь, познавая окружающий мир, и называя словами то, с чем он соприкасается. От жизненного опыта и словарного запаса ребенка зависит, насколько многогранным будет его представление об окружающем мире. Ребенок с бедным словарным запасом напоминает плохо слышащего и плохо видящего, т.к. он не может точно выразить свои мысли.

Обогащение словарного запаса

В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение  с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.

Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении. 

Основные направления работы:

О Обогащение словаря именами существительными — дети должны уметь  назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан — это посуда. Пила, топор, молоток, дрель — это инструменты. »  и  т.д.  Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких  и домашних животных и птиц : « У курицы — цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т.д.». Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня башенка, круг-кружок и т.д.»

О  Обогащение словаря глаголамиумение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают. Рыбы, утки, киты плавают. Змеи, черви, гусеницы ползают. Лягушки, зайцы прыгают.». Ребенок должен  уметь назвать действия, которые совершает тот или иной пред мет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т.д.». Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит, змея шипит, собака лает, лошадь ржет и т.д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?». Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок:  входит,  выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т.д.

О Обогащение словаря именами прилагательными ребенок должен уметь назвать вкус продукта: « Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.». Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? — Небо синее.». В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи  наоборот»): «Дерево высокое, а куст низкий. Река широкая, а ручей узкий. Береза белая, а черника черная.». Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их то-же надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный.». Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру « Чей? Чья? Чьё?»: « У оленя голова чья? Оленья. У белки хвост чей? Беличий. У зайца уши чьи? Заячьи

О  Обогащение словаря наречиями можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т.д.

 

И вовсе необязательно обогащать словарь ребенка, сидя в комнате за столом. Этим можно заниматься и по дороге из детского сада, идя по тропинке на дачу, совершая длительную поездку на машине или на поезде. Где бы вы ни играли со своим малышом в речевые игры – всегда от них будет только большая польза.

Все эти занятия не только значительно обогатят словарный запас вашего ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку. Это сослужит великую службу ребенку в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.

 

Список литературы.

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –159 с. 
    2. Гризик, Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 47 с. 
    3. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2004г -73с.