Автор: Демидова Анастасия Александровна

учитель начальных классов МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова, город Рыбинск, Ярославская область, Россия

Урок по математике в 1 классе на тему «Сравнение чисел. Правила сравнения чисел.» с использованием карточек с сайта Учи.ру.

Технологическая карта урока математики

Предмет: математика, Рудницкая В.М.

Класс: 1 «А»

Учитель: Демидова Анастасия Александровна, МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова г. Рыбинска

Тема: Сравнение чисел. Правила сравнения чисел.

Цель: создание условий для сравнения чисел, используя правила сравнения чисел  

Планируемые результаты:

Предметные:

— знают расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки (левее, правее, позже, раньше, больше, меньше);

— сравнивают два числа по шкале линейки, на основе счета;

— записывают результаты сравнения чисел словами «больше», «меньше», «равно»;

— применяют правила сравнения чисел.

Метапредметные:

— умеют слушать собеседника и учителя;

— контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

— проговаривать последовательность действий при сравнении чисел с помощью линейки, на основе счета;

— проводить сравнение чисел с целью выделения их различий;

— умеют работать в паре.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма контроля и оценки
I.  Мотивация   к учебной  деятельности        

2. Устный счёт 

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

4.Постановка задач урока

5.   Решение логических задач, нацеленных на формирование умений, необходимых для работы с правилами сравнения чисел.

6.Физминутка 

7. Решение задач на применение различных способ проверки правил сравнения чисел.

8.Рефлексия. Подведение итогов.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

— Ребята, повернитесь, пожалуйста, подарите улыбку мне, друг другу.

— Посмотрите на слайд, выберите установку на урок, поднимите вверх № карточки  своей установки.

1. Узнать то, что не знаю.

2. Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы.

3. Ничего не изучать нового, решить только то, что умею.

4. Найти самому (в паре) новый способ.

Самостоятельная работа в парах:

— Предлагаю поработать в парах, повторить таблицу сложения и вычитания, и решить задание «Бомбочка». Необходимо записывать только ответы, пока не взорвалась бомбочка.

https://uchi.ru/teachers/groups/6295810/subjects/1/course_programs/1/cards/462

— Вспомните  правила работы в паре. 

— Приступаем к работе.

Рефлексия работы в паре:

— С кем было приятно работать? Почему? 

— Кто помог вам? Кому помогли вы? Кому и  за что хотите сказать спасибо?  

Расскажите свое предположение по образцу:

Я хочу сказать спасибо … за …

— При каком условии работа может быть правильна?

— Какие ошибки можно допустить при выполнении.

Сличение вариантов ответов в паре с учителем:

— Сравните свои варианты ответов с моим рядом ответов.

— Оцените свои работы на листочке, где работали по линейке успеха с критерием «правильность».

Использование приема «Яркое пятно».

На доске представлено 3 числа и ряд слов.

— Посмотрите внимательно на доску и попробуйте определить тему нашего урока. 

— Обсудите данный вопрос в паре. 

              8          17              

                    2

Считать                                         

Сравнивать                                                                        

Думать 

Делить

Решать

Умножать                                                     

—  Будем сравнивать числа.

А что ещё можно сравнивать в жизни?  

Формулирование задач:

— Если тема есть, значит, сможем сказать, какие задачи урока сегодня перед нами стоят.

— Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока. 

Работа учащихся в паре.

— Перед вами записан ряд слов, проговорите в паре каждую задачу:

  • Научиться …
  • Узнать … 
  • Быть …
  • Разобраться … 
  • Выяснить …
  • Выслушивает мнения учащихся:

— Кто готов озвучить?

Фиксация темы и задач на доску.

— Тема определена, задачи поставлены.

1. Подготовка к открытию правил:

— Мы сегодня попробуем найти способы сравнения чисел и сформулировать правила  сравнения чисел.

 — А откуда берутся правила, кто их составляет? (Ученые, исследователи)

— Значит, мы будем  — учеными – исследователями.

2.   Первое  правило сравнения чисел:

— Какие слова мы используем, сравнивая количество предметов?

      Больше          меньше

— Теперь сравним с помощью карточек, где больше, а где меньше предметов.

https://uchi.ru/teachers/groups/6295810/subjects/1/course_programs/1/cards/485

— А теперь посмотрите на  диаграмму нашего класса.

|   |   
|   |

|   |               |    |

|   |               |    |

Д                 М

— Догадайтесь, что я  показала на  схеме?

— Что обозначают буквы  Д (девочки), М (мальчики)?

— Можете ли вы  по схеме сказать  кого в классе больше, кого меньше?

— Ребята, а  как я узнала,  что девочек больше и сделала в схеме этот  участок больше?

3. Практическое (наглядное) сравнение чисел:

— Давайте проверим, посчитаем девочек. Выходите девочки.

— Девочек 13.

— Выходят  мальчики. Мальчиков 7.

На доске числа: 13       7

— А каким способом еще можно  сравнить, кого в классе больше? (построиться парами). Из кого у нас будут состоять пары? (д. м.)

4. Фиксация слов «раньше», «меньше»:

-Вернёмся к числам.

— Какое из этих чисел при счёте мы называем раньше? (7)  

— Как вы думаете больше оно или меньше 13? (Меньше)

—   Добавим это в схему на доске:

                   Меньше

                    Раньше

5. Фиксация слов «Больше», «позже»:

— Используя  слова «Больше» « позже», сформулируйте, где стоит число 13?

 — Значит, больше оно или меньше 7?   

            Сравнение чисел

        Меньше                          Больше

        Раньше                             Позже

— Закрепляем слова раньше и позже с помощью карточек учи.ру.
https://uchi.ru//teachers/cards/61811

6.  Работа учащихся в парах.

— А теперь,  пользуясь схемой (СЛОВАМИ-ПОМОЩНИКАМИ),  попробуем сформулировать правило сравнения чисел. 

— Какая группа готова озвучить правило?

— Выходите к доске. 

Где можно проверить нашу работу?

Как вы думаете,  совпадают ли наши выводы с мнением авторов учебника? 

Давайте проверим.

— Откройте учебник на с. 84, прочитайте. 

-Меньше то число, которое при счёте называют раньше, больше то число, которое при счёте называют позже.

— Совпал  ли наш  ПРОГНОЗ?

7. Использование слов – помощников № 1 с. 84.

— Какого цвета держит девочка шарики?

— Посчитайте внимательно, сколько синих шаров, красных? 

— Используя числа  3,  4  и слова-помощники, построим математическое высказывание. 

(3 меньше 4…,  4 больше 3…).

Несколько учеников вызываются к доске.

Остальные в роли жури. 

— Давайте повторим хором.

8. Закрепление первого правила сравнение чисел:

— Проверим наше правило на практике, выполнив № 3 на с. 84.

— Кто готов ответить, доказывая словами из правила №1.

— Какое число больше 13 или 19?

— 20 больше 15?

— 8 больше 5?

— Прочитайте второе предложение.

— 11 или 14?

—  13 или 9?         (9 меньше 13…)

— 17 или 20?        (17 меньше …)

9 Ребята, а знаете ли вы самое большое число? Назовите!

— А самое маленькое?

— Самого большого числа нет, какое бы вы число ни назвали, к нему можно прибавить 1 и получите большее число.

Второе правило

10. Сравнение чисел 13, 7 с помощью линейки (+РТ с.58 № 3):

А теперь   положите перед собой линейку, найдите числа 13, 7.

— Какое из этих чисел находится на шкале левее? (13)

— Оно меньше или больше? (меньше)

— Какой вывод сделаем? (То число, которое левее, оно меньше).

— Добавим в нашу  схему:

                      Левее

                Меньше

11.Где находится на числовой прямой число 7  правее, или левее? (Правее)

— Какой вывод?   (То число, которое правее, оно больше)

— Добавим в схему:     

                             Правее

                 Больше

— Давайте попробуем  сформулировать вторую часть  правила.

— Число, которое написано левее — меньше, а то, которое на шкале правее — больше.

Получилась схема

    Левее                               Правее

     Меньше                          Больше

12. Формулирование 2 правила сравнения чисел:

— Попробуем сформулировать второе правило сравнения чисел. ОБСУДИТЕ В паре.

— Кто готов озвучить правило?

 — Меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, больше то число, которое написано правее.

— Где можно проверить нашу работу?  (Спросить у учителя, в интернете, у родителей, в энциклопедии, в учебнике)

— Страница 85, прочитайте второе правило.

Нарядили ножки

В новые сапожки.

(поочередно выставлять ноги вперед)

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

(Шаги на месте)

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлепайте.

(Прыжки на месте)

В грязь не заходите,

Сапожки не порвите.

(Шаги на месте)

1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Закройте учебники, откройте рабочую тетрадь на с. 58, №1.

Спрогнозируйте: справитесь ли вы с этим заданием:

— полностью        

— частично           

— не справитесь  

— Поставьте то слово, которое считаете нужным.

— Приступаем к работе. К доске пойдут работать 2 человека (с обратной стороны).

— Проверяем по образцу.

— Оправдался ли ваш прогноз после проверки?

— Поднимите руку те, у кого результат и прогноз совпали?

— Поднимите руку те, кто сомневался,  а выполнил верно?

2. Рабочая тетрадь с.58, №2

— Запишите пропущенные числа.

— Числа в ряду, которые  больше 14, закрасьте красным цветом.

— Числа, которые меньше 12,  закрасьте синим цветом.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте, начертите шкалу «правильности» и оцените своего соседа. 

3. Самостоятельная работа в парах.

— Найдите № 4 на с. 58 рабочей тетради.

— Выполните задание в паре.

— Давайте проверим вашу работу.

— Те пары, которые сумели  договориться и записали   одно и то же  число, покажите сигналом светофора (на парте лежат 3 круга: красный, желтый, зеленый).

— Какие задачи ставили ранее, все ли выполнили?

— Какие выводы для себя сделали?

— Вспомните, каждый из вас ставил в начале урока себе цель (установку), каждый ли смог ее достичь? — Что в этом помогло?

— Оцените свой уровень по теме сравнения чисел по «дорожке успеха»:

— Не понимаю

— Знаю и понимаю

— Понимаю и могу применить

— Могу научить другого
— В качестве закрепления материала, предлагаю выполнить карточки на Учи.ру: «Необходимо подобрать к рисунку схему».
https://uchi.ru//teachers/cards/427

Приветствуют  учителя и друг друга. 

Настраиваются на работу.

Учащиеся поднимают карточку с номером своей цели на сегодняшний урок.

 

Вспоминают правила работы в паре.

Решают выражения на сложения и вычитания, помогают друг другу.

Высказывают благодарность соседу по парте по предложенному образцу.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают в паре свои варианты в выборе темы урока.

Формулируют различные варианты темы урока.

Научиться сравнивать числа.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Работают в паре, высказывают свои мнения, пытаются прийти к единым высказываниям.

Высказывают свое мнение по каждой строке, предложенных учителем, пытаясь сформулировать задачи урока.

Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске.

Создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают с помощью карточек учи.ру, где больше, а где меньше нарисовано предметов с помощью подсчет предметов.
Сравнивают наглядно, где столбец больше, а где меньше, высказывают свой аргумент. Отвечают на вопросы по диаграмме.

Делают вывод, кого в классе больше, сравнивая столбы по высоте.

Визуально сравнивают числа 13 и 7, доказывая самостоятельно, что девочек больше. По очереди выходят девочки (13), затем мальчики (7).

Предлагают свои способы сравнения чисел.

Высказывают свое мнение, какое из чисел называется раньше и больше оно или нет.

Добавляют своим мнением слова в схему: меньше, раньше.

Используют слова больше и позже, сравнивая число 13 с числом 7.

Добавляют своим мнением слова в схему: больше, позже.

Решают карточки со словами раньше и позже, используя картинки.

Обсуждение в паре первого правила сравнения чисел.

Выходят к доске по желанию, произносят несколько вариантов.

Сравнивают полученные варианты по учебнику, открывают с. 84.

Делают выводы о сравнении вариантов с учебником.

Выполняют № 1 с. 84, отвечая на вопросы учителя.

Пытают построить математическое высказывание, используя слова помощники.  

Несколько учеников отвечают у доски, затем остальные ученики анализируют успехи в освоении первого правила сравнения чисел.

Для закрепления правила, произносят хором верное высказывание. 

По очереди выполняют № 3 на с. 84, используя слова из правила № 1.

Анализируют свои успехи по таблице.  

Выполняют № 3 с. 84, закрепляют первое правило сравнения чисел.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с линейкой. Находят на линейке числа 13, 7. Сравнивают эти числа, с помощью наводящих вопросов учителя.

Делают вывод, где стоит каждое из чисел.

Добавляют в схему дополнительные слова «левее», «меньше», «правее», «больше».

Формулируют 2 часть правила.

Работают в парах.

Высказывают свои мнения, формулируют 2 правило сравнения чисел в единое целое.

Сравнивают свои варианты с ответами одноклассников.

Отвечают на вопрос, где можно найти ответ. 

Обращаются к учебнику на с. 85.

Читают правило, сравнивая вариант ответа с общим. 

Фиксируют свои высказывания по правилу № 2 в таблице требований.

Делают вывод, какое правило легче запомнить, лучше применить и т.д.

Встают и выполняют физкультминутку под контролем учителя.

Открывают рабочую тетрадь на с.58 № 1.

Прогнозируют свои действия: отмечают в таблице предполагаемый уровень выполнения задания.

Каждый работает самостоятельно у себя в тетради, 2 человека выходят к доске.

Сверяют свои варианты ответов с доской, делают самооценку своих работ. 

Фиксируют в таблице реальный уровень владения способом сравнения чисел.

Поднимают руки те, у кого в таблице результаты совпали.

Работают в рабочей тетради, выполняют № 2 вместе с учителем.

Обмениваются тетрадями, чертят шкалу «правильности» и оценивают результаты.

Выполняют работу в паре № 4 с.58.

Оценивают свои результаты работы в паре с помощью «сигнала» светофора. 

Формулируют связное высказывание, делают выводы.

Оценивают свои знания на уроке по теме  «Сравнения чисел».

Фиксация цели (установки) своей работы на уроке.

Осуществление взаимного контроля и оказывание взаимопомощи.

Словесная оценка работы товарища за работу в паре. 

Самооценка работы в паре по линейке успеха с критерием «правильность» на основе сличения с вариантом учителя.

Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.

Словесное сравнение вариантов, коррекция, фиксация согласованного варианта на доске.

                                                               

Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.

Самооценка на основе сравнения с ответом в учебнике.

Самооценка своих высказываний по таблице требований.

Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.

Самооценка на основе сравнения с ответом в учебнике.

Самооценка своих высказываний по таблице требований.

Прогностическая оценка.

Ретроспективная оценка.

Взаимопроверка по шкале «правильности».

Оценка работы в парах показ «сигналом» светофора.

Фиксируют на «Дорожке успеха» уровень своих знаний.