Автор: Денисова Анастасия Сергеевна

Психолог ГБУ КРОЦ

Особенности индивидуального и группового психологического консультирования on-line.

Особенности индивидуального и группового  психологического консультирования on-line

Россия, город Москва

Денисова Анастасия Сергеевна

Психолог-консультант

 

   «Кто владеет информацией, тот владеет миром» Н. Ротшильд так высказался однажды известный немецкий банкир. Современный мир стал мобильный, высокоскоростной! Люди перемещаются городам и странам, командировки и туризм. Люди привыкли получать свежую информацию и быть в курсе событий. Это позволяет им быть принимать стратегически важные решения, быть более уверенными и эффективными. Непрерывный, круглосуточный поток информации, огромное количество стрессов в мегаполисах, позотоническое напряжение (стенозная поза, синдром Барре-Льеу, синдром «компьютерной шеи «и т.п.)  — возникла колоссальная психофизическая нагрузка на организм. Первым делом конечно страдает центральная нервная система и психика. Определяется много запросов по тревожным, пароноидальным, фобическим состояниям, как следствие нарушения межличностных отношений, внутрисемейных конфликтов и т.д. 

В настоящем мировое сообщество столкнулось с ситуацией, которая не оставила нам выбора перед использованием мобильных устройств. Всемирная пандемия в 2020 году, covid-19. Весь мир перешёл на «удалёнку» -дистанционную форму работы. И если раньше ко мне на On-line консультацию, сессии и группы, попадали определённые группы людей, то в условиях карантина и самоизоляции в эту группу попали все. 

    С развитием мобильного интернета, различных гаджетов и ресурсов появилась возможность использовать высокотехнологичные формы и методы работы. В своей профессиональной деятельности использую все доступные программы и приложения: WhatsApp, Skype, Viber, Zoom (другие доступные видеоконференции и мессенджеры). Работаю уже около десяти лет в формате on-line. Конечно приходится иметь дорогостоящее оборудование: камера и компьютерная гарнитура для стационарного компьютера, ноутбук, планшет, смартфон. За чем же так много? Практика показала, что необходимо иметь вот такой арсенал гаджетов, потому что комфорт клиента – это основа. Клиент ограничен в разнообразие гаджетов, сейчас это как правило смартфон. При работе через смартфон, есть свои особенности (устойчивый интернет, гарнитура и наличие сети 220, например), выбирает комфортную для себя программу (приложение). А десять лет назад это были только стационарные компьютеры, для работы с которыми необходима камера и гарнитура. Потом было время ноутбуков и планшетов. И сегодня есть клиенты, которым комфортнее работать «по старинке», и профессионально поддержать привычную зону комфорта.

  У практикующего психолога на сегодняшний день есть две основные формы работы с клиентами. Традиционная «кабинетная» — реальная встреча, консультация. И дистанционная – это консультация с использование высокотехнологичных средств связи. Как практик, могу сказать, что первичную сессию нужно организовывать очно, реально. Это важно. Но, сегодня мы оказались в ситуации, когда это невозможно, к примеру. И я вынужденно провожу и первичную консультацию on-line. Теперь становятся очевидны достоинства и недостатки этих двух практик. 

Есть важное определение в работе психолога — это конфиденциальность информации. Это означает, что специалист не разглашает персональную информацию о клиенте. Записи он ведёт с разрешения клиента, выносит «случай» на супервизию так же с разрешения клиента. Но в on-line консультировании появляется некий «посредник» между психологом и клиентом. Интернет провайдер плюс программа или приложение в которой проходит встреча. Тут психолог обязан предупредить и объяснить клиенту, что со своей стороны он обязуется сохранять конфиденциальность, но на сколько Не «прозрачен» например браузер, программа, приложение и мобильный интернет гарантий нет. Это один из самых важных недостатков on-line консультирования, на мой взгляд. На сколько устойчив клиент к внешним факторам, чтобы данное «поле» стало для него комфортным? Ну и конечно самый важный и очевидный плюс такого консультирования – это мобильность. Можно проводить в любое время, в любом месте. Это экономит время и средства клиента и специалиста. Не нужно стоять в пробках и снимать кабинет. В условиях мегаполиса это не маленькие бонусы, как для специалиста, так и для клиента. Тем более не забываем, что мир стал мобилен. 

Всё же не стоит забывать, что работа психолога — это всё же в первую очередь работа с человеком. С его внутренними переживаниями, травмами и душевными ранами. И непосредственный контакт с клиентом очень важен. Поэтому на мой взгляд более качественная и эффективная работа в реальном времени и пространстве. Есть и обратная сторона медали. Сегодняшний клиент как правило не выбирает между той или иной формой. Скорее вопрос стоит о посещении в целом психолога. И on-line форма для многих просто открывает такую возможность получения психологической помощи. Для людей, проживающих не в крупных городах и мегаполисах – это просто возможно единственный выход. Все эти аспекты одинаковы как для групповой, так и для индивидной формы работы. 

Получается, что on-line консультирование одновременно открывает и безграничную географию и сохраняет важные ресурсы для обеих сторон процесса. Но при этом рабочее «поле» становится не вполне безопасным, и утрачивается тот самый очень важный контакт психолога и клиента. В отличии от традиционной формы работы психолога с клиентом. 

Для практикующего психолога важно владеть и традиционной и on-line формой консультирования. Выбирать оптимальный вариант опираясь на особенности клиента, запроса и совокупности внешних факторов. 

 

Рекомендуемые приложения и программы для on-line консультирования

  • Zoom .  Программное обеспечение с лёгкостью устанавливается на любой гаджет бесплатно. Срок ограничения одной бесплатной видео конференции 40 минут. При желании есть платный контент, который расширяет возможности использования.  Скачать можно тут  https://zoom-com.ru/
  • Skype. Одно время интенсивно пользовалась этой программой. Устанавливается так же бесплатно на любой гаджет, срок ограничения видеоконференции: до 10 часов в сутки, до 4 часов на групповую видеоконференцию, не более 100 часов групповой видеосвязи в месяц. Но с учётом того, что индивидуальная сессия от 50 до 90 минут, групповая до 120 минут (у меня) – вполне хватает. Так же есть платные расширения, скачать можно тут  https://www.skype.com/ru/get-skype/
  •     WhatsApp. Это уже мессенджер (быстрые сообщения), но в котором есть возможность и аудио звонков и видео звонков. Мессенджер доступен только на смартфоне или планшете с подключенным мобильным интернетом не ниже 4G (более низкий интернет, не позволит связи быть устойчивой).  Время звонков не ограничено, но необходима гарнитура для комфорта и качества. Устанавливается бесплатно, платных расширений не имеет. Скачать можно стандартно где и все приложения через  Google Play или   App Store (если вы обладатель iPhone). Но есть возможность сопряженного использования этого приложения с стационарном компьютером\ноутбуком\планшетом. Достаточно на сопряженном устройстве войти на сайт https://web.whatsapp.com/ и отсканировать QR-код через WhatsApp, вся переписка окажется на сопряженном устройстве, пока вы принудительно её не отключите. Но с сопряженного устройства (стационарный компьютер, ноутбук и планшет) нет возможности звонков.                                   
  • Viber. Аналогичный мессенджер, что и WhatsApp. Но менее по популярен в данный момент время.

 

Список литературы

  1. Алан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линк Саймэн-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия. — М., 2009. — 487 с.
  2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. — М.: Феникс, 2006. — 283 с.
  3.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: «Академический проект», 2009. — 154с.
  4. Немов P. C. Психологическое консультирование. — М., 2003.
  5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М.: Смысл, 2005. — 182 с.
  6. Скоробогатова Н.А. Tеоретические аспекты исследования образа процесса психологического консультирования у психолога-консультанта. // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1. С.31-33.