Автор: Денисова Анастасия Сергеевна
Педагог-психолог ГБУ КРОЦ
Путешествие в страну эмоций.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Открытое занятие: «Путешествие в страну эмоций»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ДЕНИСОВА А.С.
МОСКВА 2019
ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста, учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние.
ЗАДАЧИ: Познакомить с эмоцией гнева; Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние. Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами. Обучать приемам саморегуляции.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети знакомятся с эмоций гнева, учатся понимать собственное эмоциональное состояние.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: баночка для криков, коврик, письмо в конверте, свеча, картинки гномов с разными эмоциями;
Продолжительность занятия 30-35 минут. Оптимальное количество детей в группе 6- 10человек.
Рекомендуется проводить занятия, рассаживая детей в круг. Использовать помещение, где можно было бы быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных игр и упражнений.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
- Вводная часть. Игровой разогрев.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!»
Игра-приветствие «Здравствуй».
Цель: Обеспечить для каждого ребенка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу.
Время: 5минут
Техника проведения: Учащимся предлагается поприветствовать друг друга, необычным способом. необходимо назвать имя соседа справа и сказать, Остальные учащиеся должны будут сказать «здравствуй», но имя произнести ласково. и так пока все не поприветствуют друг друга.
Инструкция: «Сначала, давайте поприветствуем друг друга. Я буду передавать игрушку рядом стоящему ребенку и говорить: «Здравствуй, Лена!», а вы все вместе повторить слово ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка побывает у каждого ребенка и окажется у психолога).
Анализ:
Понравилось ли упражнение?
Испытывали ли вы затруднения?
Можем ли продолжать работу?
- Основная часть.
Педагог-психолог: Правильно. Верные подданные королевы — разные эмоции. С некоторыми из них вы уже знакомы.. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной эмоцией это гнев Нам предстоит необыкновенное путешествие. Мы отправляемся в «Волшебную страну». Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим, какие вы внимательные?»
Игра “Да” и “Нет” Цель: Развитие внимания у детей, снятие напряжения Время: 7минут Техника проведения: Дети встают в круг и берутся за руки, педагог — в центре, объясняет задание: если они согласны с утверждениями, то поднимают руки вверх и кричат “Да”, если не согласны, опускают руки вниз и кричат “Нет”. Инструкция: Будьте внимательны, мы начинаем. Есть ли в небе птицы? Есть ли шерсть у львицы? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли капля у воды? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли рифма у стиха? Есть ли глаз у скрипки? Есть ли тут ошибки?
Педагог-психолог: «Ребята, я убедилась, что вы все очень смелые и внимательные! Ну что, ребята, отправляемся в путь? Для этого я вам предлагаю пройти и присесть на стульчики. Вот мы и в Волшебной стране.
Педагог-психолог: Как мы с вами видим жители волшебной страны живут в разный домиках, в зелёном домике живёт- грусть, в красном –радость, но здесь ещё есть один домик который мы с вами раньше не встречали ломик серого цвета , как вы думаете кто там живет (ответы детей) Давайте вместе посмотрим (открывают окошко дома и видят злого гнома) А теперь я вам хочу прочитать стихотворение Я – страшный гнев, Я – злостный гнев! От гнева на моих губах Всегда вскипает пена!. Когда я злюсь – я так кричу Дрожат вокруг все стены.!
Педагог-психолог: Если мы с вами внимательно посмотрим на человечка живущего в этом домике, то заметим что, у того кто разгневан, кричит , брови сведены вместе, глаза широко раскрыты. Он может сильно размахивать руками и топать ногами. пальцы рук сжимать в кулаки. Давайте попробуем это изобразить.для этого я вам предлагаю выполнить :
Упражнение “Рычи лев” Цель: снятие напряжения Время:5минут Техника проведения: Дети принимают позу львов и по команде психолога начинают рычать друг на друга кто громче. Инструкция: Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали.
Педагог-психолог: Молодцы. Ребята, скажите, а как часто вы капризничаете? Как вы себя при этом ведете? А как это выглядит со стороны? Давайте мы поучимся с ними справляться? Ответы детей
Игра «Дождик» Цель: снятие мышечного напряжения с кистей, развитие мелкой моторики рук. Время:5минут Техника проведения: Дети получают по листу цветной бумаги, и им предлагается в течение трех минут мелко нарвать эту бумагу (звучит музыка). Инструкция:: Я вам предлагаю взять по листу цветной бумаги и разорвать его на мелкие кусочки». Друзья, куда же выбросим наши капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорное ведёрко». Педагог-психолог: Наши ручки немного устали им нужно помочь расслабиться , давайте сделаем полезное упражнение для рук
Физкультминутка. Цель: снятие напряжения с рук Время:5минут Техника проведения: психолог читает стихотворение, а дети выполняют те действия, о которых говориться в тексте. Инструкция::«Весёлые ручки» Мы похлопаем в ладоши хлоп-хлоп-хлоп По коленям хлопнем тоже хлоп-хлоп-хлоп Постучим мы кулачками Повторяем вместе с нами Сбросим напряженье
Педагог-психолог: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы? (Предполагаемые ответы детей: «Готовы!»).
Педагог-психолог: Ребята посмотрите у меня есть картинки с разными гномами как вы думаете на какой из них изображен злой гном (Детям предлагается три картинки с изображенными на них гномами, каждый из которых изображает определенную эмоцию. Задача детей определить где какая эмоция изображена)
Педагог-психолог: Ребята, а как вы думает гному нравиться быть злым. Ответы детей . А давайте его научим справляться со своим гневом
Педагог-психолог: Посмотрите, что я нашла в нашей волшебной стране, вот такую необычную аптечку давайте посмотрим что же там есть
«Аптека «Ну и ну!»
Педагог-психолог достаёт из аптечки рекламный буклет и читает: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения. Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски».
Упражнения «Чудо-таблетка» и «Баночка для криков». Цель: снятие эмоционального напряжения, разрядка чувства фрустрации, гнева, ярости и т. д. Время:15 минут Техника проведения: Детям предлагается сесть в круг. Ведущий открывает баночку для криков и ставит ее посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики. Затем психолог показывает «чудо-таблетку» и говорит, что она лечит капризки и грустинки. Он сильно стучит руками по модулю, громко выкрикивая: «Не хочу! Не буду!». Дальше модуль передается сидящему рядом ребенку. Ему предлагается проделать тоже самое. И так модуль дальше переходит из рук в руки до последнего ребенка Инструкция: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Бывает, иногда). Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять»
.
3.Заключительный этап.
Вот и кончилось занятье, Наступил прощанья час. Вы скажите откровенно Вам понравилось у нас? Ответы детей
Педагог-психолог: Давайте вспомним, с какой эмоцией мы с вами познакомились в волшебной стране? По каким признакам мы можем её отличить от других эмоций? (Дети вспоминают.) – Гневаться может каждый, но гнев не дает человеку правильно себя вести и каждый человек может усмирить свой гнев, как? (ответы детей)
Педагог-психолог: Подошло к концу наше приключение. Королева эмоций дает вам наставление: Быть добрым, без каприз И дарит вам сюрприз. (Детям раздаются подарки) Пора нам возвращаться Осталось попрощаться!
«До свидания!» Цель: ритуал прощания Время:2 минуты Техника проведения: ученики с психологом берутся за руки и хором говорят друг другу «До свидания!» Инструкция: Давайте возьмёмся за руки и скажем «До свидания!» на этом наше занятие с вами окончено мне было приятно с вами работать.
Список литературы
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Минск, АСАР, 2003.
- С.О. Грунина «Экотерапия».
- Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
- С. Д. Забрамная, О. В. Боровик Методические рекомендации к пособию.
Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей – М.: ЛАДОС, 2002.
- Крюкова С.В. «Давайте жить дружно».
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
- Н.Л. Кряжева «Кот и пёс спешат на помощь»;
- Н.Л. Кряжева Радуемся вместе».
- Н.Огненко «Работа с образами животных».
- Слободяник Н.П «Я учусь владеть собой».
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
- К.Фопель «Групповая сплоченность».
- О.В.Хухлаева «Практикум по сказкотерапии».
- О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я»
- О.В.Хухлаева Терапевтические сказки «Лабиринт души»
- О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9лет.