Автор: Денисова Анастасия Сергеевна

Психолог ГБУ КРОЦ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ОСП «МАРЬИНО» 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                 Педагог-психолог Денисова А.С.

 

МОСКВА 2020

 

В настоящее время мировое сообщество столкнулось с ситуацией, которая не оставила нам выбора перед использованием мобильных устройств. Всемирная пандемия в 2020 году, covid-19. Весь мир перешёл на «удалёнку» -дистанционную форму работы. Дистанционное обучение детей стало не простым испытанием для всех участников образовательного процесса. 

    С развитием мобильного интернета, различных гаджетов и ресурсов появилась возможность использовать высокотехнологичные формы и методы работы. В своей профессиональной деятельности использую все доступные программы и приложения: WhatsApp, Skype, Viber, Zoom (другие доступные видеоконференции и мессенджеры). Конечно приходится иметь дорогостоящее оборудование: камера и компьютерная гарнитура для стационарного компьютера, ноутбук, планшет, смартфон. За чем же так много? Практика показала, что необходимо иметь вот такой арсенал гаджетов, потому, что нет определённого стандарта. Родители и педагогические работники, оказались в ситуации, когда каждый ограничен в разнообразии гаджетов, сейчас это как правило смартфон. 

Для того, чтобы оптимизировать дистанционный процесс обучения, необходимо было проанализировать и проблемы, с которыми столкнулись педагоги, и на основе анализа разработать и систематизировать ряд рекомендаций для них. 

  1. Как правильно подготовить учеников и родителей к переходу на удалённый режим обучения: 

— Технические вопросы

При переходе на дистанционное обучение дети растеряны, поэтому важно, чтобы родители были рядом и помогли. Чем лучше они обучат ребенка, тем меньше потребуется их участие в будущем.

Необходимо рассказать родителям, какие инструменты и сервисы вы будете использовать. Для полноценной учебы может хватить двух-трех инструментов. У каждого сервиса есть подробная инструкция. Найдите ее и отправьте родителям ссылку. Если платформа вам хорошо знакома, можно провести видеоконференцию и дать инструкции самостоятельно. Родители получат представление о том, как именно будут проходить занятия на «удалёнке», и их тревожность снизится.

Зоны ответственности

Дети учатся под присмотром родителей, у них появилось больше возможностей участвовать в их развитии. Разделите с родителями зоны контроля. В начале родители выступают в роли организатора: помогают ребенку со всеми средствами, устанавливают программы, настраивают интернет. Затем контролируют, чтобы дети не опаздывали на уроки, не пропускали занятия, и помогают в трудных ситуациях. Содержательную сторону обучения полностью контролирует педагог. 

Возрастные особенности детей

Необходимо донести до родителей, что при обучении важно учитывать психолого-возрастные особенности ребенка. Для детей начальной школы нужно обеспечить двигательную активность и смену деятельности. Объясните родителями, что каждый день дети между уроками и делать пальчиковую гимнастику или комплекс упражнений. 

Правила общения и переписки с родителями

Чтобы избежать напряжения между педагогами и родителями, нужно установить новые правила взаимодействия. Помните, что переписки в чатах, телефонные переговоры — это часть вашей работы. Обозначьте сразу границы. Например, с 9 до 16. 

Не забывайте о том, что родители, так же как и вы, оказались в ситуации тревоги и стресса. Постарайтесь сохранять спокойствие. Если вдруг родитель в переписке выразился некорректно, не пишите ответ сразу. Дайте эмоциям успокоится, отвечайте рассудительно и профессионально. Постарайтесь при контакте избегать личностных тем, не стоит начинать «дружить» с родителем. 

Письменная речь менее выразительна по сравнению с устной. Родители могут истолковать короткие и сухие фразы как проявление негативных эмоций. Чтобы показать эмоции, используйте смайлики. Не пишите на бегу, лучше отложите на потом. 

Лучше с родителями общаться классных, общих чатах, на веду у всех. Избегайте личных переписок.

  1. Как правильно выстроить режим дня, чтобы не перезагрузить, но и не расслабить ребёнка:

Формат работы

Доступно донесите до родителей, что дистанционное обучение — такое же обучение, только в другом формате. Не нужно думать, что ребенок ничего не делает, раз сидит за компьютером. 

Расскажите, что ребёнок будет медленно адаптироваться к новому формату обучения. Попросите не судить строго ребёнка первое время за оценки. Главная задача для всех справится с техническими сложностями на первых этапах дистанционного обучения. 

— Правила работы за ноутбуком или компьютером

 Удалённое обучение неизбежно увеличивает время, проведенное с компьютером или планшетом. Настоятельно рекомендуйте родителям сократить другие медиа: игры, видео, социальные сети. Для детей, у которых есть противопоказания к работе с мониторами\дисплеями, например, патология зрения или эпилепсия, необходимо получить рекомендации у врача. 

Обязательно, расскажите родителям о нормах, которым вы обязаны подчиняться. И что это не Ваше личное решение или решение администрации, а рекомендации САНпин и министерства Просвещения. Длительность онлайн-уроков — 15 минут в начальной школе, 20 минут в средней и 30 минут для старшеклассников. В перерывах дети должны вставать, делать небольшую зарядку и гимнастику для глаз. Соблюдать режим проветривания помещения.

— Режим дня для детей

Дом – привычная среда обитания для ребёнка. Много отвлекающих факторов : любимые игрушки, книги, младшие браться и сестры и т.д. Для любого детского возраста это не простое испытание. Поэтому как правило выполнение домашнего задания становится целым семейным делом! А тут ежедневное обучение. Волевой компонент находится на стадии формирования у ребёнка. Рекомендуйте составить режим дня, и придерживаться его на протяжении всего периода дистанционного обучения. Пробуждение и отдых должны происходить в одно и тоже время. В начале уровень родительского контроля должен быть высоким, в идеале он должен сойти на нет через несколько недель. Дисциплина вырабатывается постепенно. Напомните родителям, что у ребёнка должно оставаться время и силы на отдых и уединение. 

  1. Как правильно помочь ребёнку организовать рабочее место:

Рабочее пространство

Расскажите родителям, что из себя должно представлять рабочее место для дистанционного обучения. Каким требованиям оно должно отвечать. Стол на котором умещается не только ноутбук\компьтер, но и есть место для записей. Необходимо хорошее освещение рабочей зоны.  Родитель должен  не позволять ребёнку приходить на он-лайн занятия лёжа в постели., не должно быть еды, чтобы не отвлекался во время видеоурока. Напомните, что ставить воду рядом с техникой опасно — есть риск ее опрокинуть. 

Не редкая ситуация, что нет отдельной комнаты для занятий. Обратите внимание родителей что бытовой шум (телевизор, пылесос, радио и т.д) могу мешать не только их ребёнку, классу и педагогу. 

  1. Как правильно поддерживать позитивный микроклимат в семье: 
  • Уважаемые родители, сохраняйте спокойствие! В организации обучения вашего ребенка важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых.
  • В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий.
  • Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.
  • Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как развлекательные гаджеты – вне рабочей зоны. 
  • В свободное от обучения время займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что то делает вместе с ним — это снимает тревогу. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения. 
  • Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.  Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»). 
  • Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. Д.), то все будут здоровы!».Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости. 
  • Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. Е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила». 

Список литературы

 

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. — N 3. — С. 85-92.
  2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 322-329.
  3. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. — N 2. — С. 40-42.
  4. Андрюшин В. Не выходя из дома : информационные технологии в современных системах обучения // Бухгалтер и компьютер. – 2005. — N 7. — С. 16-20.

 

  1. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. — 2009. — N 11. — С. 124-125.
  2. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. — N 1. — С. 53-61.
  3. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. — N 2. — С. 6-7.
  4. Генне О. В. Дистанционное обучение — новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. — N 3. — С. 36-39.
  5. Гомулина Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2011. — N 10. — С. 50-61.
  6. Гриневич Е. А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей //Информатизация образования. — 2011. — N 1. — С. 36-44.

 

  1. Громова Т. В. Формирование готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. – М. : ТЕЗАРУС , 2006. — 32 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2272737-КХ

 

  1. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 307-315.

 

  1. Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2009. — N 8. — С. 10-22.
  2. Мациевский С. В. Развитие научных основ ИТ-образования //Дистанционное и виртуальное обучение. — 2007. — N 9. — С. 13-17.
  3. Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. – 2000. — N 2. — С. 89-90.

 

  1. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. — 2011. — N 1. — С. 96

 

  1. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование : управление, методика, инновации. — 2012. — № 1. — С. 71-77.
  2. Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. — 2009. — N 5. — С. 84-88.

 

  1. Селемнев С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — N 1. — С. 94-104.

 

  1. Слободчикова А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2008. — N 8. — С. 41-46.

 

  1. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2012. — № 2. — С. 31-42.

 

  1. Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. — 2011. — N 4. — С. 81-88.
  2. Шевчук В. П. Методика дистанционного обучения // Информатика и образование. — 2007. — N 12. — С. 118-119.