Автор: Денисюк Алена Сергеевна

Воспитатель МАДОУ №71 «Радость»

Статья: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 

Денисюк Алена Сергеевна,

воспитатель, 

МАДОУ города Нижневартовска 

детского сада №71 «Радость»

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общностиГ.Н. Волков, академик РАО

 

Духовно-нравственное воспитание — это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательное развитие, формирование ценностных ориентаций и субъектной позиции по отношению к природе, обществу, родителям, семье, народу, другим людям и самому себе, своим жизненным целям, связи с окружающим миром на принципах гуманизма. 

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности к проявлению основных добродетелей таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.

 

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности, что приводит к высокому уровню преступности среди несовершеннолетних.

В нравственном воспитании в детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. Родители покупают детям красочные и интересные книги, водят на занятия в детские клубы, не жалея на это ни времени, ни денег. Свободного времени у родителей не остаётся ни на чтение для детей книг, ни на изготовление поделок, ни на совместные игры.

Деформация функций семьи, которая постепенно осуществлялась в последнее время путем социальных и культурных реформ, привела к нарушению связей в ней. Особенно это сказалось на воспитательной функции, которая проявилась в отчуждении родителей и детей, а так же духовном и моральном обнищании. 

Другим основанием особого внимания к проблеме являются благоприятные возможности и необходимость начинать воспитание в этой сфере в раннем и дошкольном возрасте. В период дошкольного детства, особо значимым является период вхождения ребенка в большой, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая определяет отношение человека к миру. Сложившееся положение ставит задачу духовно-нравственного воспитания в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. Кроме того, появился социальный заказ на духовно-нравственное воспитание со стороны государства и общества. 

 

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. В Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

1.Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. 

2.Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3.Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении:

— словесно-образный:

  • чтение литературных произведений воспитателем;
  • беседы с элементами диалога;
  • рассказы по схемам, иллюстрациям;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

— наглядно-действенный:

  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • показ сказок;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин;
  • дидактические игры;
  • целевые прогулки и т.д.

— практический:

  • игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,
  • инсценировки и др.;
  • оформление коллекций на различную тематику;
  • конкурсы, викторины;
  • вечера с родителями, для родителей и детей;
  • изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

Таким образом, нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

 

Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери. Психологические особенности ребенка, его духовная, моральная и эмоциональная сфера формируются условиями жизни, которые создают для него родители. Семья отвечает за организацию досуга, духовную поддержку, воспитание детей. Если нарушается хотя бы одна из этих функций, это может повлечь изменения в психическом состоянии ребенка.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Так как первые 3-5 лет весь мир человека — это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности — быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию — именно родители и первые воспитатели закладывают основу духовно-нравственного воспитания маленького человека.

Стоит отметить, что в семейном кругу развивается вся палитра детских эмоций и чувств, благодаря которым он усваивает социальный опыт, перенимает семейные традиции. Благодаря бытовым и праздничным традициям, ребенок получает пример определенных моральных поступков, приобщается к труду, учится налаживать себя на содружество и сотрудничество с другими, прислушиваться к взглядам и оценкам других. Психологи уверены, что именно в семье у ребенка развиваются чувства доброты, отзывчивости, правдивости, справедливости, любви ко всему живому. Поэтому семейные отношения, психологическая атмосфера и эмоциональный настрой служит для ребенка социальным образцом нравственного поведения.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спросить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др.), хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть потому, что он родился, что живет!

Отечественная концепция: воспитывая ребенка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. — станешь счастливым человеком! А американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу. Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми — взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т. д. 

Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей!