Автор: Денис Елена Васильевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №13 с углубленным изучением предметов»

«Повторение темы «Стили речи» и углубление уже имеющихся знаний.

Урок на тему: «Повторение стилей речи и их особенностей» 9-11 классы.

 

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

  1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

 изученное.

 

  1. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

 

  1. Воспитательные:

-воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций;

-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

 

Тип урока: урок углубления и систематизации знаний.

 

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

 

Формы: Коллективная, индивидуальная

 

Оборудование: раздаточный материал.

 

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте. Сегодня я хочу вам напомнить такое понятие, как «стиль речи». Открываем ваши памятки, и у кого не написано, записываем определение. 

Стилем называется способ выражения мысли, который определяется особенностями отправителя, получателя, цели, темы и условий общения. 

Можно сказать: «Пошел вон отсюдова, редиска!», а можно написать: «Гражданину Иванову А.А. предписано покинуть занимаемое помещение до 14 часов 12.06.09»

Стиль характеризуется наличием специфических (маркированных) слов, употребляемых преимущественно в этом стиле, частотой тех или иных частей речи, наличием и частотой тех или иных синтаксических конструкций.

Учеными выделяется 5 стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный стили речи. Перейдем к повторению. Первой мы будем повторять тему «Разговорный стиль речи».

  • Разговорный стиль.

Сфера функционирования разговорного стиля — обиходное, неформальное общение. Основные условия речи – неофициальное общение, непосредственный контакт, отсутствие времени на подготовку речи. Общаясь, люди не только сообщают сведения, но и выражают эмоции и оценку, поэтому разговорная речь, обычно, эмоциональна. 

В речи такого стиля встречается (наряду с нейтральной) лексика специфически разговорная, например: хмырь, хныкать, халтурный, ходуном, диалектизмы: «Пойду обряжусь» (т. е. поухаживаю за крупным рогатым скотом). Особенностью разговорного стиля является также использование частиц, междометий, разговорных слов в значении сказуемого (хап, хрясь, хлюп), а также слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапка, хорошенько, ладненько), разговорные фразеологизмы (хоть куда, отбросить копыта), пословицы, поговорки. В разговорном стиле наряду с полными, простыми и сложными предложениями часто используются неполные, а также вводные слова, инверсии и т.д. 

 

Текст (распечатан для каждого ученика).

На другой год весной выгоняю гусят к ветряку стеречь. Ветряк работает, гусятки мои поблизу пасутся, а над ними коршун кружит. Гусятки желтенькие, завлекательные, и хочется коршуну ухватить какого-нибудь, но я их, натурально, остерегаю и на коршуна кшикаю и шумлю: «Шу-гууу!»

 

Задание:

Выделите в тексте те языковые средства, которые характерны для разговорного стиля.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ответы учеников: 

  1. Маркированная лексика: ветряк, кшикаю, шумлю
  2. Даилектизмы: гусятки, поблизу
  3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: гусятки, желтенькие;
  4. Вводные слова: натурально
  5. Инверсия: гусятки желтенькие

 

Учитель: далее мы перейдем к повторению темы «Официально-деловой стиль речи».

 

  1. Официально-деловой стиль.

Сферы функционирования стиля — законодательная, дипломатическая, административно-канцелярская деятельность. Условия речи — официальное общение, опосредованный контакт (через документы), подготовленность. Речь воплощается преимущественно в письменной форме, часто используются стандартные формы текстов (протокол, заявление, аттестат и др.). 

Характерные свойства стиля: нейтральные и общие слова в прямом значении, термины, маркированные книжные слова (истец, удостоверяющий), развернутые наименования (отдел социального обеспечения комитета по социальным вопросам администрации города), аббревиатуры, производные предлоги (во избежание, в целях). В речи этого стиля всегда существительные и прилагательные преобладают над глаголами, отсутствуют оценочные и эмоциональные слова, качественные прилагательные, частицы, междометия, редко используются местоимения. Используются объемные предложения с обычно прямым порядком слов, распространением, цепочками родительных падежей (договор обязательного медицинского страхования граждан).

 

Текст (распечатан для каждого ученика).

Закон об образовании. Статья 14 « Общие требования к содержанию образования» 

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

 

Задание: 

Докажите, что это текст официально-делового стиля.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ Ответы учеников: 

  1. Сфера функционирования: законодательная: это  статья закона.
    2. Воплощается в письменной форме, так как это закон.
  2. Термины: образовательное учреждение, образовательная программа, аккредитация.
  3. Развернутое наименование: федеральные государственные образовательные стандарты.

5.Цепочка родительных падежей: достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ

  1. Предложения простые, распространенные, порядок слов прямой.

 

Учитель: Мы с вами уже вспомнили два стиля речи, перейдем к повторению третьей темы «Научный стиль речи».

  1. Научный стиль.

Речь используется в научной и учебной деятельности, чтобы фиксировать информацию, описывать созданные и передаваемые знания. Как и в официально-деловом стиле, условия речи — официальное общение, опосредованный контакт (через документы), подготовленность, речь воплощается преимущественно в письменной форме. Речь этого стиля должна обладать точностью, отвлеченностью, обобщенностью, объективностью, логичностью изложения. 

Характерные свойства стиля подобны свойствам официально-делового стиля: нейтральные и общие слова в прямом значении, маркированные книжные слова, термины, выраженные словом (часто сложным словом), словосочетанием, аббревиатурой; отсутствуют оценочные слова, частицы, междометия, минимально используются местоимения. Отвлеченность создается с помощью существительных с суффиксами: —ция, -ость, -ени(е) и др. (субстантивация, склонение). Имена преобладают над глаголами. Прямой порядок слов; сложные часто предложения, большой объем предложений. 

 

Текст.

Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт
алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую
получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин
применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол.

 

Задание:

Как вы думаете, почему это текст относится к научному стилю речи? 

Ответы учеников:

  1. Сфера функционирования – наука, образование. Данный текст — научное определение, вероятно, из энциклопедии или учебника. Мысль воплощена в письменной форме. 
  2. В этом тексте нет оценочных слов, частиц, междометий.
  3. Использование терминов: глицерин, алимфатический ряд, сиропообразная бесцветная жидкость, взрывчатые вещества и синтетические смолы.
  4. В этих предложениях всего 2 глагола (получают и применяется).
  5. В предложениях прямой порядок слов, большой объем предложений.

 

Учитель: Далее я хочу вам напомнить о публицистическом стиле речи.

  1. Публицистический стиль.

Публицистический стиль нужен, чтобы передавать актуальную информацию, комментировать эту информацию, популяризовать знания, формировать общественное мнение. Условиями речи являются – официальное общение, опосредованный (через третье лицо, которым может быть газета, журнал, радио, телевидение) контакт. Качества речи: точность, объективность, субъективность, которые характерны для научного и официально-делового стиля, но также  эмоциональность, образность, ясность, которые характерны для стиля разговорного. Это обычно подготовленная речь, имеет устную форму  (радио и телевидение) и письменную: газеты, журналы, в том числе и в сети Интернет. Общие свойства публицистической речи: 1) авторское «Я», которое обеспечивает доверительность, убедительность, эмоциональность (Приходилось ли вам плавать в сухом бассейне? Нет? А вот я, ваш покорный слуга, будучи не корреспондентом, а мирным гражданином, как-то поехал в санаторий…), 2) стандартизированность — наличие устойчивых выражений, а также употребление «деформированных» устойчивых выражений; 3)стилистический контраст — соседство разговорных средств с книжными, в т.ч. терминами, номенклатурными обозначениями (Накануне выборов Центризбирком заткнул социологам рты). Употребляемые синтаксические конструкции бывают книжные и разговорные. Также используются различные тропы и фигуры. 

 

Текст.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
(По С. Гиацинтовой)

 

Задание:

Докажите, что это текст публицистического стиля.

Ответы учеников: 

    1. В этом тексте дается актуальная информация с использованием сведений об известном артисте Василии Ивановиче Качалове.
    2. Наличие авторского «Я»: мне представляется.
    3. Устойчивые выражения: удостоится похвалы.
  • Риторические фигуры: Что значит быть воспитанным? Так что же такое воспитанность? (риторические вопросы).

Учитель: далее я вам напомню про художественный стиль речи.

 

  1. Художественный стиль речи.

Целью художественного стиля является создание художественного образа, выражение авторского отношения к нему, пробуждение определенного чувства у читателя. Художественный стиль — это использование всего богатства лексики, грамматики языка, а также возможностей других стилей, характеризуется образностью, конкретностью речи, эмоциональностью. Характерные свойства художественного стиля во многом совпадают со свойствами публицистического стиля: употребление тропов и фигур, звукописи, наличие повествователя или лирического героя. Но главное отличие художественного стиля от всех иных в том, что  этот используется для выражения вымысла. 

Текст: 

Дамблдор вошел в прихожую с полом, выложенным черной и белой плиткой. Все здесь было бедное, но безукоризненно чистое. Гарри и постаревший Дамблдор тоже вошли. Не успела за ними закрыться парадная дверь, как в прихожую торопливо вышла очень худая, явно захлопотавшаяся женщина. Ее лицо с резкими чертами казалось не злым, скорее изнуренным от множества забот.

 

Задание: По каким признакам можно определить принадлежность этого текста к художественному стилю?

Предположительный ответ ученика: 

Использование  эпитетов: «безукоризненно чистое», «очень худая, явно захлопотавшаяся женщина», «лицо с резкими чертами казалось не злым, скорее изнуренным от множества забот».

 

Закрепление материала: 

Каждому ученику раздается лист с напечатанными 6-ю текстами, перед этим ученики делятся на группы по 4 человека (в классе 24 человека (6 групп)). Детям дается следующее задание: определить к публицистическому или художественному типу речи относятся приведенные тексты.

 

  1. Хочу я где-то, хоть в дали, подружку верную найти. В которой мог нуждаться я и, не щадя карандаша. Делиться всем. О чем болит моя душа. На этом я писать кончаю и шлю огромный вам привет. И с нетерпеньем ожидаю от вас решительный ответ! В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 7 отряд, Земскову Алексею.

Ошибочный ответ: стихотворная форма – значит это художественный стиль речи.

Правильный ответ: так как представленный текст – это брачное объявление, то это уже не вымысел. Художественный стиль речи нужен нам для того, чтобы представлять вымысел, поэтому – это публицистический стиль речи.

  1. Зинуля – 70 лет, Ниночка и Галинка – по 40 лет. Три красотки под окном женихов ждут вечерком. Срочно письма напишите и ответа сразу ждите! В. Новгород, п. Григорово, д/в Матвеевой А. В.

Ошибочный ответ: использование текста из художественного стиля речи. Текст слегка видоизменен, но это объявление о знакомстве тоже относится к художественному стилю речи.

Правильное рассуждение: использование текста из художественного стиля речи – это цитирование, в данном примере (это деформированное устойчивое выражение), а деформированное цитирование очень часто используется в публицистике. 

 

  1. Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности. (В. Ларин «Нейронный шок»).

Ошибочный ответ: использование терминов «астраханские биндюжники», «Революционный вихрь», «паровозный тамбур» доказывает то. что этот текст преимущественно научного стиля речи.

Правильный ответ: использование диалектизма «биндюжники» (просторечное название портового грузчика), метафорические словосочетания («Революционный вихрь выдул <…>, проволок<…>, закинул <…>, использование слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом «городишко» (слово носит отрицательный характер) доказывает то, что это текст художественного стиля. Тем более, что этот текст – вымысел.

 

  1. К чему банальные слова? Ты напиши, а я отвечу. Быть может, стоим мы друг друга. Быть может, ты найдешь в моей душе своего друга, а я найду в твоей душе подругу. 173526, В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 1 отряд, Битрякову Александру.

Ошибочный ответ: риторические вопросы – это признак художественного стиля речи.

Правильный ответ: хотя риторические вопросы – это и признак художественного стиля, но художественный стиль – это вымысел, а брачное объявление это действительность, только приукрашена она именно в этом объявлении.             

     

  1. Мечта одна: найти, любить. Могу и сердце подарить. Я молодой, в душе романтик, душа завязана на бантик. 173526. В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 1 отряд, Иванову Аркадию.

Ошибочный ответ: стихотворная форма – признак художественного стиля речи.

Правильный ответ: даже если это объявление в стихотворной форме, оно не принадлежит к художественному стилю речи, так как он предполагает вымысел действительности, а это брачное объявление – это приукрашенная действительность.

 

  1. «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер… Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву?.. Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю… Чистый ампир-с… Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать». (Окуджава Б. «Похождения Шипова»). 

Ошибочный ответ: Этот текст был выбран из произведения Б. Окуджавы «Похождения Шипова», поэтому – это художественный стиль речи.

Правильный ответ: даже если этот отрывок выбран из произведения Б. Окуджавы «Похождения Шипова», то это не обязательно художественный стиль речи. В этом отрывке используются разговорные слова и словосочетания: «будя», «грязнецо», «пондраву», «здеся», «господин студент», «как вам сдается этот трактир». Это говорит нам о том, что этот отрывок принадлежит к тексту разговорного стиля.