автор: Дергунова Нина Алексеевна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экологической тропы». Рекомендации для воспитателей по работе на тропе».

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экологической тропы».

Рекомендации  для воспитателей по работе на тропе»

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!…

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

Дергунова Нина Алексеевна– воспитателя Лзазейского детского сада.

Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Можно выделить следующие функции экологической тропы:

  • познавательная,
  • оздоровительная,
  • развивающая,
  • ознакомительная.

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».

Экологическая тропа — это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.

 

Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. В роли воспитателей и одновременно воспитуемых здесь выступает молодежь разного возраста, в первую очередь дошкольного.

Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.

Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят –организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из  интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы — «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители. Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.

Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

  • Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
  • Составление рекомендацийпо использованию объектов тропинки для работы с детьми.

В целом можно обозначить основные виды работ по созданию экологической тропы.

Следующий этап — открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ. На торжество приходят родители, представители охраны природы, шефы.

В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:

  1. Встречи с интересными людьми; членами организацийобщества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.
  2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.
  3. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.

Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ — паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними.

 

Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.

Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по — особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок:

  1. Экологическая тропинкана территории детского сада.
  2. Экологическая тропинкав естественных условиях.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.

Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ.

В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и сухие участки. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными — это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.

Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать. Точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием Главный принцип организации экологической тропинки в естественных условиях такой же, как и для тропинки на территории ДОУ. Как можно больше разнообразия.

В естественных условиях разнообразие растений и животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок необходимо включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить

оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

 

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.

Для организации работы на необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема — для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

На основе выше изложенного можно сказать следующее:

— в экологической культуре мы можем выделить сведущие составляющиеэкологическое сознания, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которое в свою очередь трансформируются в отношение — конечный результат экологического образования — на основе чего человек осуществляет свою деятельность;

— содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе — это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем;

— экологическая культура рассматривается как культура единения чело-века с природой гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, получает все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования заботиться об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения;

— при формировании экологической культуры дошкольников используются большое разнообразие средств и методов экологического образования при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществится в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является базой для их рационального использования;

— создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса — взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.

Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов.

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное — следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в

 

условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.

Вашему вниманию мы предлагаем рекомендации по организации экологической тропы ДОУ.

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
  2. Составление карты-схемы тропы.
  3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.
  4. Описание всех видов точек, ознакомление паспорта экологической тропы.
  5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.
  6. Составление рекомендацийпо использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Изучив и проанализировав различные подходы теоретиков и практиков дошкольного образования к перечню видовых точек составила свой перечень и попытались указать роль и значение каждой точки (см приложение П).

Таким образом экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Видовыми точками могут стать:

— отдельные растения — старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол); растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими)листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).

— Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.

— Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности — естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы», муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками», обитателей пруда или озера, реки.

— Участки 9 интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки(для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

— Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения). — Птичья столовая с кормушками.

— Клумбы — обычные и особого назначения (с растениями — часами, растениями-барометрами).

— Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля», в северных районах — теплицы.

— Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.

На этих видовых точках могут иметь место различные объекты, с которыми осуществляется эколого-педагогическая работа (см приложение Р).

Особое внимание уделяется созданию видовых точек на экологической тропе находящейся на территории ДОУ. Более подробно мы предлагаем остановиться на оформлении альпийской горки, метеоплащадки, овощном огороде, аптекарском, живые часы и цветочные часы, уголок для привлечения птиц и т. д. (см приложение С). Следует обратить внимание на то, что, например Баранникова Э. Описывая площадки для привлечения птиц называет это место «Участие для привлечение птиц» (см приложение Т). А Рыжова П. А. — «Птичий городок» (см приложение У).

Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:

  1. Фитонцидные растения
  2. Сад редких растений
  3. Пень

 

— Так как фитонциды — это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке детского сада устроены площадки таких растений. Здесь произрастают черемуха, можжевельник, хвойные деревья (сосна кедровая, обыкновенная, веймутова; пихта, лиственница, туя).

— Знакомство с хвойными растениями (елью и сосной) начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех финтоцидных растений участка.

На одном из участков детского сада высажены кедр, бархат амурский, белая акация, миндальник, элеутерококк колючий, курильский чай, морозник кавказский, пион узколистный, адонис (горицвет) весенний, чистяк весенний, хохлатка, первоцвет (баранчики, сон-трава, ветреница дубравная и другие редкие в данной местности виды трав, деревьев и кустарников.

— Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков.

грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

Это объект исследования для детей старшего дошкольного

возраста.

Следует отметить, что Николаева С. Н. говорит:

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

  1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.
  2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту.

Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

  1. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности)древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т. д.
  2. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40—50см, а рядом на земле положить часть ствола (1—1,5м, тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников)— оба явления интересны детям для наблюдения.
  3. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).
  4. Посадить редкие, исчезающие или охраняемые растения, занесенные в Красную книгу.
  5. Под старой елью (если такая есть)устроить «барометр»: на

пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными

делениями — место пересечения ветки и стойки в момент средней

влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деление показывающие сухость воздуха, вниз—его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз наоборот, в сухую погоду

поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает

повод сделать такой «барометр».

  1. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети)— пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть

еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать,

кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут

быть различные объекты, например:

  1. Под березой или сосновый в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо организоватьэто место и пометить его на картосхеме.
  2. На лужайке или клумбе теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.)— это тоже объект для наблюдения детей. Один — два больших камня станут прибежищем жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

 

  1. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли, но обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти место можно пометить на картосхеме.
  2. Хорошим объектом экологической тропы являются места,

посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда

или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где

устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

  1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место

хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за

растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

  1. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

Во время походов и экскурсий по экологической тропе можно проводить и это будет эффективно различные меры.

Организация «Метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

  1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.
  2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
  3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения — исследования за растениями и животными в уголке природы.
  4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
  5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.
  6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.
  7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.
  8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
  9. Знакомство с живыми «барометрами»способствует формированию бережного отношения к природе.
  10. Благодаря этому методудети учатся понимать язык природы.
  11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.
  12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.
  13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.
  14. Этот методпомогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологическихзакономерностей и для жизни вообще.

 

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

 

Воспитатель Ховрина Т.А.