Работа над музыкальным произведением в классе гитары

Автор: Джелилова Алена Александровна

преподаватель Детская школа искусств п. Полетаево (Челябинская область, Сосновский район)

Работа над музыкальным произведением в классе гитары

Работа над музыкальным произведением в классе гитары.

Работа над музыкальным произведением – одно из важных

составляющих урока. В процессе этой работы у учащегося постепенно

формируется представление о музыкальном произведении как о

произведении едином, цельном, имеющем свой художественный замысел.

Приступая к работе над сочинением, педагог должен познакомить учащегося

с основными особенностями творчества композитора, с характерными

чертами его стиля. Совместно с учеником, преподавателю необходимо

разобраться с особенностями формы, мелодии, гармонии, фактуры, ритма,

полифонии. Определить размер, тональность произведения, его характер,

наметить динамический план. Аппликатура должна быть проставлена

педагогом в обязательном порядке. Правда, в отдельных случаях, учителю

стоит дать задание учащемуся самостоятельно найти верное решение в

выборе аппликатуры (это касается небольшого отрезка музыкальной ткани

произведения или, к примеру, сочетания 2-3 нот). Такая совместная работа

учителя и ученика способствует развитию у юного гитариста

самостоятельного, интеллектуально – творческого мышления.

Хочется подробнее остановиться на проблеме художественного

исполнения произведения. Работа над художественным образом начинается с

первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Необходимо с

самого начала приучать учащегося играть выразительно, передавать

соответствующий характер исполняемого произведения. К примеру, если это

произведение из тех, которые ученики обычно называют «грустными», то его

необходимо играть «грустно». Если оно «веселое», то, соответственно,

играть его нужно «весело», если «торжественное» – «торжественно», и так

далее. Очень важно, чтобы юный музыкант исполнял произведение с

динамикой, соблюдая цезуры, оформляя фразы.

Что же такое художественный образ музыкального произведения? Это

художественно – поэтический замысел композитора, это смысл произведения

(например, содержание народной песни определяет характер всей музыки,

программное название произведения определяет его содержание), это и

возникающие ассоциации, представления. Знаменитый скрипач и педагог Д.

Ойстрах советовал ученикам искать ассоциативные связи с жизнью, другими

искусствами, но неуклонно идти от непосредственных аналогий к более

28

глубоким представлениям, пробуждать инициативность мышления. По его

мнению, «есть произведения, где програмность выражена, в других она

скрыта или ее нет. В одних легче найти ассоциативные связи с жизнью,

культурой, в других – возникают скорее эмоциональные ощущения, которые

трудно выразить словом или найти им содержательную ассоциацию». Из личного опыта можно привести пример в отношении этого

вопроса.

Дано произведение О. Зубченко «Прелюд-мимолетность» (см.

приложение). Название понятно. А вот содержание, видимо, определяет сам

исполнитель. Так, у одного ученика эта музыка ассоциируется с образом его

мамы. Причем ее качества в целом (внешность, голос, характер), а также

отношение и чувства к ней учащегося. Все это представление преобразуется

в целостное чувство, и отражается (как мимолетное ощущение этого

большого, крепкого и светлого чувства) в этом произведении. Замечательно.

Еще один момент, о котором хочется упомянуть. Большой интерес

возникает у учащегося при разучивании произведения, если педагог даст ему

творческое задание – нарисовать тот образ, который возникает у него в связи

с конкретной музыкой. Дети, особенно в младших классах, с удовольствием

выполняют это задание. Все это еще раз указывает на то, что музыка имеет

свойство передавать настроения, содержание, смысл. В настоящее время,

репертуар для гитары настолько богат, что возможности педагога

значительно расширяются.

Что же касается методов работы над музыкальным произведением в

классе, то у педагога есть целый ряд профессиональных приемов, которые он

может успешно применять и сочетать в процессе занятий с учащимися.

Значимым моментом в работе над музыкальным произведением

является исполнение его педагогом. Это исполнение должно быть

высокохудожественным и отвечать всем требованиям произведения. Часто

преподаватели играют ученикам все приблизительно и поверхностно, без

должной ответственности и понимания всей значимости этого процесса.

Ученик все слышит и запоминает. Также некоторые педагоги используют

метод показа «как не нужно играть». Да, несомненно, этот метод отчасти

полезен, но только в том случае, когда ученик не понимает в чем его ошибка.

В основном, лучше использовать положительные образцы исполнения, ввиду

известных причин, это дает большую результативность в работе.

Кроме метода показа на инструменте, педагог объясняет все свои

требования и пожелания в словестной форме. Словесные пояснения должны

быть близки и понятны ученику. Речь педагога на занятии –

профессиональная в лучшем смысле слова. Однако, замечания преподавателя

при всей их логичности и целенаправленности должны носить и

художественный характер. Живой диалог между учителем и учеником также

необходим в занятиях. Педагогу стоит всегда помнить, что от большого

количества слов у учащихся значительно снижается уровень внимания и

творческой активности. Порой ученик приходит неподготовленным на урок,

или у него никак не получается исполнить какое-либо сложное место в

произведении. И тогда педагог начинает читать различные поучительные

лекции, обвиняет его в том, что он не занимается, а иногда начинает кричать

на этого ученика. Для начала стоит разобраться в причине возникшей

ситуации, а затем (если это необходимо) обратить внимание учащегося на его

безответственность, сказать пару осторожных, сдержанных слов и сразу

приступить к работе. Ведь ученик приходит в школу получать знания, новые

впечатления, приобретать все самое необходимое для его личностного и

исполнительского роста, а не выслушивать постоянные нравоучения

педагога. Известно также, что последнее значительно снижает интерес к

занятиям. Но стоит отметить, что иногда полезно провести с отдельными

учащимися разъяснительные беседы, это может дать определенные

результаты в процессе обучения.

Кроме словесных пояснений в работе над музыкальным произведением

некоторые педагоги применяют метод «дирижирования». Этот метод может

быть очень эффективным, так как дает более ясное представление ученика о

темпе, динамике, ритме, штрихах, характере произведения. Известно, что

музыка и движения неразрывно связаны между собой. Поэтому

преимущество такой работы в том, что она дает возможность педагогу

непосредственно влиять на ученика в момент исполнения. Отдельные

педагоги заменяют (или дополняют) метод дирижирования методом

«подпевания», что тоже целесообразно. Однако, здесь есть небольшая

особенность. Важно, чтобы педагог чисто интонировал мелодию, стараясь

исполнить голосом как можно точнее все необходимые нюансы, штрихи. Но

даже если у него этого (по каким-то причинам) не получается, то лучше

ограничиться небольшим отрезком музыкальной ткани, мотивом, фразой или

показать на инструменте. Не в осуждение сказано, но приходится часто

слышать, когда на протяжении всего урока педагог старается «помогать»

подпеванием своему ученику во время игры. В итоге получается, что так

чистого звучания инструмента не происходит. Ученик не слышит ни своих

ошибок, ни свое исполнение, ни музыку в целом. Эти два метода работы,

несомненно, могут дать высокие результаты в процессе обучения. Но

необходимо с особой осторожностью применять их, поскольку это может

привести к снижению активности ученика, подавлению его инициативы.

В процессе работы над музыкальным произведением, как правило,

возникают различные трудности и сложности. Учитель и ученик должны

совместно работать над их преодолением. «Добиваться в работе, чтобы

незнакомое стало знакомым, неудобное – удобным, трудное – легким». Необходимо приучать учащихся рационально работать над

устранением каких-либо недостатков исполнения, над преодолением

трудностей. Если художественные и технические трудности так велики, что

на уроке нельзя их сразу преодолеть, педагог обязан подсказать, как работать

над этим самостоятельно.

В вопросе о работе над музыкальным произведением необходимо

упомянуть и о том, что принято называть словом техника. Только не узком

ее понимании, а более широком, глубоком. Как известно, слово «техника»

происходит от греческого слова «технэ» (искусство). Получается, что любое

усовершенствование техники – есть усовершенствование самого искусства.

Технические навыки, необходимые гитаристу, учащийся преобразует,

главным образом, на упражнениях и этюдах, а во время разучивания

музыкального произведения только закрепляет их. Но работа над техникой

не должна сводиться к механическим занятиям. Поскольку этюд – это

музыкальное произведение, а гаммы можно тоже играть выразительно,

упражнения – красивым звуком. Везде нужен творческий подход. Не правы

те педагоги, которые требуют от ученика выполнения задач, тормозящих

полноценное развитие юного музыканта. К примеру, задачи эти

ограничиваются только тем, чтобы сыграть хотя бы нотный текст и не важно,

какой аппликатурой, в каком звуковом качестве. Такие преподаватели ставят

перед учащимися такие неопределенные, узкотехнические задачи, что работа

над музыкальным произведением становится совершенно бессмысленной и

неинтересной. Когда ученик приносит на урок произведение, играет его

крайне невыразительно, а целью его исполнения является сыграть нотный

текст, мы должны понимать, что в музыкальной школе мы занимаемся не

нотами, а музыкой.

Итак, работа над музыкальным произведением в классе гитары –

значимый момент в деле обучения и воспитания юного музыканта. Только в

условиях целенаправленной, грамотной, творческой работы учителя и

ученика можно достигнуть больших успехов в этой области. Всегда нужно

помнить, что заниматься «музыкой без музыки» невозможно, как

невозможно строить дом без соответствующих материалов и инструментов.

Понимание неисчерпаемой глубины художественных образов сочинения –

это путь к формированию широты художественных идеалов,

исполнительского мышления. Такой процесс проникновения в суть

играемого сочинения имеет особое значение, служит развитию творческой

инициативы, индивидуальности учащегося, помогает самостоятельно найти

дорогу, которая ближе к его стремлениям, музыкальным представлениям.

Кроме того, это значительно улучшает качество исполнения, вызывает

интерес к произведению и работе над ним, способствует наиболее быстрому

усвоению приемов и способов игры. Совместная работа учителя и ученика в

работе над музыкальным произведением необычайно важна. В творческий,

профессиональный подход педагога, выступающего в роли помощника –

наставника, обеспечит необходимую почву для дальнейшего роста молодого

гитариста, откроет ему дорогу к новым открытиям и достижениям в области

музыкального исполнительства.

Работа над музыкальным произведением в классе гитары
Пролистать наверх