автор: Джичоная Марина Викторовна

Педагог ГБОУ «Школа № 806»

Роль дополнительного образование в современной системе образования

Роль

дополнительного образования в современной модели образования

педагог ГБОУ «Школа № 806» ДО Джичоная М.В.

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

       Первое определение дополнительного образования было предложено в Законе «Об образовании». Содержание определенных статей Закона позволяет, по мнению М.О. Чекова, определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования (4): по классификации образовательных программ, по типам образовательных учреждений и по месту реализации дополнительных образовательных программ.

       Однако приведенное в законе понятие не разделяет дополнительное образование детей и взрослых и более ориентировано на последних. В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Согласно этому законопроекту дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (5, с.2). В этом же законопроекте определяется, что дополнительное образование — это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

  Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно  в значительной мере осуществляется профессионалами, специалистами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

 Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

 Конституция РФ гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и в системе дополнительного образования;

— создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;

— сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;

— расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках профильного обучения;

— обеспечение   детям равных возможностей в получении дополнительного образования;

— расширение возможностей получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— повышение эффективности профилактики асоциальных явлений среди детей и подростков.

Задачи системы дополнительного образования

      Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:

1.Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.

2.Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.

3.Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.

4.Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка. 

Основная цель

       Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

       Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.

Направленность

      Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений: техническое творчество, естественнонаучное, художественное; туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

     На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет. 

    Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику   не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна.  И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.

 

Система дополнительного образования    помогает выстраивать

    • межличностные отношения,
    • улучшает состояние эмоциональной сферы,
    • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал   детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является:

      -индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,

        -немногочисленным группам  

       Что ещё даёт дополнительное образование?

      Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику   интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее  у ребёнка не было возможности найти занятие  в связи со своим интересом, душевной потребностью.  И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют   и результаты.

       Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.  Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки.

      

Функции дополнительного образования

 

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

 

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

 

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

 

4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

 

5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

 

6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

 

7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

 

8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

 

9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

 

    Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов основного и дополнительного образования.

Коллективные работы

учеников ГБОУ «Школа № 806» выполненные на уроках ДО

Кружок «Мир в котором мы живем»

Статья ДО

SELRES_0.3768265961564925SELRES_0.3768265961564925

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *