автор: Динмухаметова Венера Мударисовна
учитель-логопед МДОУ “Детский сад “Искорка” п.Пангоды Надымский район”
“В гости к сказке”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40204810000000000007 РКЦ Салехард г. Салехард
Конспект образовательной ситуации
«В гости к сказке»
по лексической теме: «Одежда»
Динмухаметова Венера Мударисовна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка»
Цель: показать теоретические и практические навыки детей в рамках разделов фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– уточнить и расширить представления детей об одежде, её элементах, материале, из которого изготавливают одежду;
– закрепить умение детей подбирать антонимы к заданным словам;
– учить детей давать характеристику звукам;
– учить детей четкости дикции при произнесении стихотворения;
– закрепить умение детей в образовании относительных прилагательных от существительных;
-познакомить детей с понятиями: надеть, одеть, формировать умение правильно использовать эти слова в речи.
коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие;
– развивать навыки словоизменения;
– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику детей;
– развивать фонематический слух и восприятие, умение выделять начальный звук в словах;
коррекционно-воспитательные:
– воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь,
– вызвать эмоциональный настрой на сказку;
– воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: Картины Золушки в старом платье и бальном, картинки с изображением одежды, картинки с понятиями надеть, одеть, картинки с изображением букв, семена фасоли, тыквы, арбуза, сундук, разрезанная картинка бального платья, картинки на заданные звуки, кассета «Маленькая страна» (Н.Королёва муз. И.Николаева, слова И.Резника.)
- Введение в игровую ситуацию. (2-3 мин)
Дидактические задачи: вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
Логопед входит в группу, здоровается с детьми, замечает на крючке с фартуками висит грязный фартук.
-Дети, а что у вас тут висит такой грязный фартук (берет в руки)
-Тут что то есть (достает из кармана туфельку)
-А это что? Как вы думаете чье это: грязный фартук, туфелька…
-Кто-нибудь догадался?
Она с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
-Я думаю нас ждет что то интересное…Отправимся на поиски…
А чтоб в сказку попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть
Встать друг за другом
По ступенькам вверх пройти
В кабинет ко мне войти,
Улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
-А вот и наша гостья! Кто это? (2-3 мин)
-Скажите, какая на ней одежда? (ответы детей)
-Кто написал эту сказку?
-Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.
- Актуализация знаний
-Но злая мачеха с ее дочками не хотят чтобы Золушка попала на бал и специально приготовили для неё много работы в надежде, что ей до вечера точно не справиться.
-Ребята, поможем Золушке?
– Но для начала нам нужно подготовиться, сделать зарядку для язычка, да вы не ослушались….
- Артикуляционная гимнастика.
Дидактические задачи: развивать артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру.
Комплекс подготовительных упражнений.
- Дид. игра «Найди предмет на заданный звук» ходят по кабинету
Дидактические задачи: развивать фонематический слух и восприятие, умение выделять начальный звук в словах.
-Первое что её нужно сделать – это насести порядок, найти предметы что разбросали мачеха с сестрами и убрать их на место. Но не просто найти, а еще и на заданный звук. Вот эти звуки а вот и предметы.
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием очень быстро. Что же нас ждет дальше?
- Дид. игра «Разложи слова по количеству слогов»
Дидактические задачи: закреплять умения делить слова на слоги.
– В один ящик сложить только те предметы, которые состоят из одного слога. В другой нужно положить предметы, которые состоят из двух слогов. А в третий те предметы, которые состоят из трёх слогов. Называйте картинки и кладите их в нужный шкафчик.
Дети выполняют задание.
- Пальчиковая гимнастика «Перебери семена»
Дидактические задачи: развивать мелкую моторику.
– Но мачеха приготовила ещё «сюрприз», посмотрите перемешала фасоль и семечки.
«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.
Посиди, семена перебери».
-Поможем Золушке, ребята?
(дети делятся на пары и сортируют фасоль и горох;)
III. Затруднение в ситуации
-Ну и мачеха у Золушки…
- Дид. игра «Скажи какая мачеха и какая Золушка?»
Дидактические задачи: закрепить умение детей подбирать антонимы к заданным словам.
Мачеха ЗЛАЯ, а Золушка – добрая.
Мачеха ГРУБАЯ, а Золушка – вежливая.
Мачеха НЕРЯШЛИВАЯ, а Золушка – аккуратная.
Мачеха ЛЕНИВАЯ, а Золушка – трудолюбивая.
Мачеха РАССЕЯННАЯ , а Золушка -внимательная.
Мачеха СТАРАЯ, а Золушка – молодая.
Мачеха ЖАДНАЯ, а Золушка – щедрая.
IV.Открытие нового знания или способа действий
Дидактические задачи: познакомить детей с новыми для них понятиями НАДЕТЬ, ОДЕТЬ; формировать умение правильно использовать эти слова в речи.
– Ребята, мачеха не только такая как мы перечислили, она еще и безграмотная, наверно плохо училась в школе, она не знает, когда говорят надеть, а когда одеть. (шепотом)
-А вы знаете? (объясняет)
- Введение новых знаний в систему знаний (8-10 мин)
- Дид. Игра «Что наденем на прогулку?». (2-3 мин)
Дидактические задачи: усвоение глаголав надеть, одеть.
У детей — картинки. Логопед задает вопрос: «Что наденешь ты?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку»
– Спасибо ребята, хорошо справились с заданием. Ещё ей нужно распределить вещи из сундука по материалу, из которого сделаны.
- Дид. игра «Из чего какой?»
Дидактические задачи: закрепить умение детей в образовании относительных прилагательных от существительных.
-В сундуке хранятся старинные вещи, каждый из вас достанет один предмет и назовет из какого материала он сделан?
(дети по одному достают картинки и называют) из сундука достаёт одежду, показывает детям:
шарф из шерсти какой? – шерстяной
шуба из меха – меховая
платье из ситца – ситцевое
жилет из кожи – кожаный
пальто из драпа – драповое
платок – шёлковый
рукавичка из шерсти — шерстяная
-Дети мы помогли Золушке выполнить всю работу, теперь в самый раз ей отправиться на бал, фея крестная подарила ей красивое платье
Сейчас я вам его покажу, но что же это, мачеха разрезала все платье на кусочки, как же Золушка пойдет на бал?
-Чем мы можем помочь? (ответы детей)
- Дид. игра « Складывание из частей целого»
Дидактические задачи: развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.
(Логопед показывает 6 «кусочков», дети подходят к столу, выбирают обрывки из общей массы и складывают платье.
Логопед спрашивает на сколько частей было разрезано платье?
-Посмотрите. здесь не обошлось без помощи крестной феи, она подарила золушке новое платье.
-Какое платье на Золушке? (ответы детей)
- Осмысление (итог) ( 3-4 мин)
-Пора на бал, а вторая туфелька у принца, и он собственноручно обует ее на ножку Золушки.
Пришло время прощаться с Золушкой.
Дружно всем сказать пора:
«До свидания сказка,
Нам домой пора».
-Дети скажите помогли мы Золушке?
-Почему смогли мы это сделать? (ответы детей)
– Смогли помочь, потому что мы умеем определять первый звук в словах, делить слова на слоги, знаем из чего шьют одежду, умеем работать быстро и дружно.