автор: Динмухаметова Венера Мударисовна
учитель-логопед МДОУ “Детский сад “Искорка” п. Пангоды Надымский район”
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ
Представление опыта:
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Цель:
-конкретизация понятий: «здоровье», «здоровьесберегающие технологии».
-ознакомить педагогов ДО со здоровьесберегающими технологиями в работе учителя – логопеда.
Слайд 1. Тема
Слайд 2.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Слайд 3.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления воспитанников детского сада. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий способствуют оздоровлению всего организма ребенка, создает психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Слайд 4.
Если удается оптимизировать процесс коррекции речи детей – логопатов и способствовать оздоровлению всего организма ребенка, то это непосредственно сказывается на:
- повышение речевой активности;
- повышение речевой активности;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- повышение резервов дыхательной системы;
- профилактика нарушения зрения;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- создание благоприятного эмоционального фона .
Слайд 5.
В процессе осуществления коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому при построении коррекционно–образовательной системы необходимо учитывать принципы здоровьесберегающих технологий, что позволит не только сохранять здоровье ребёнка, но и «приумножать» его.
Слайд 6.
Здесь перечислены все используемые здорсберегающие технологии используемые в логопедической работе. Те, которые я широко использую в своей практике, хотела бы не только рассказать и показать, но и практически применить на сегодняшнем педсовете.
Слайд 7.
- Артикуляционная гимнастика –это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Существует множество комплексов (подготовительных, постановочных, для мышц различных групп артикуляционного аппарата), сказок артикуляционной гимнастики, но я хотела бы показать вам и предложить выполнить несколько упражнений с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Слайд 8.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Слайд 9
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, при выполнении которых работают все органы дыхательной системы. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Предлагаю посмотреть видео фрагмент по развитию просодической стороны речи.
Слайд 10,11.
Мелкая моторика – на развитие которой используется множество приемов, я хочу показать только несколько из них используемых более часто на занятиях. Выкладывания палочек (средний возраст) на каждом занятии в соответствии с темами недели.
Самомассаж – это упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Логопедический самомассаж органов активизирует кровообращение и биологически активные точки. Дети обучаются такими приёмами самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Использую:
- пассажные поролоновые мячи;
- бигуди;
- карандаши «добывание огня»;
- прищепки; (предложить педагогам)
- зубные щетки и т.д.
Мы весёлые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы прицеплятьь!
Слайд 12.
Су джок терапия – это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Эта терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Слайд 13,14.
Подвижные игры с речевым сопровождением по лексическим темам.
Двигательная игра «Слоги на дороге» двигаясь и играя – обучаемся. Сочетание сенсомоторных приемов и современных технологий обучения произношению и грамоте. В ненавязчивой форме создается мотивация к изучению букв и первые навыки чтения. У детей развивается ориентировка на систему дорожных знаков, правил дорожного движения, развиваются навыки коммуникации и умения сотрудничать.
Слайд 15. Упражнение с педагогами.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
Кинезиологисеские упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
К таким кинезеологическим упражнениям можно отнести: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос».
Слайд 15.
Психогимнастика – использую часто как разрядку, когда дети начинают соперничать или слишком устают, очень хорошее средство в воспитательных целят.
Слайд 16.
Положительные результаты использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. (Предложить назвать педагогам)
В результате использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе: повышается обучаемость воспитанников, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; формируется правильное, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.
Слайд 17.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.