Автор: Долгополова Надежда Владимировна
музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Солнышко” город Новый Уренгой
Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Музыкально-творческий проект
«Широкая Масленица»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Долгополова Н.В.
Новый Уренгой
2020 год
Музыкально-творческий проект «Масленица»
Вид проекта: музыкально-творческий.
Тип проекта:
- по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети 1 и 2 младших, средних, старших, подготовительных групп);
- по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;
- по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
- по продолжительности – краткосрочный (2хнедельный – с 24 февраля по 6 марта 2020 года).
Участники проекта: музыкальный руководитель Долгополова Н.В., воспитатели 1 младших, 2 младших, средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный (24 февраля – 6 марта 2020 года).
Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность:
Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.
Цели проекта:
- создание условий для повышения интереса к традициям русского народа – празднику Масленице.
- воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.
- воспитание любви к родному краю.
- воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.
- развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.
Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.
Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Задачи:
- возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
- обогащать духовный мир детей;
- обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
- вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;
- приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;
- формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;
- формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;
- знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
- развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
- формировать у детей гражданскую принадлежность;
- развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Предшествующая работа:
Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)
Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).
Слушание русской народной музыки (масленичные песни).
Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».
Материал и оборудование:
«Масленица» – наряженная кукла (чучело).
Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.
Технические средства: музыкальный центр, колонки, микрофон, фотоаппарат.
Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.
Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.
Игровая деятельность: игры – аттракционы «Бубен», «Санки», «Ледяные фигуры», «Лыжи», «Перенеси вёдра», «Снежки», «Санки-ледянки», «Перетягивание каната».
Планирование работы над проектом:
- Выбор формы реализации проекта.
- Составление сценария.
- Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.
- – распределение ролей (среди воспитателей);
– выбор декораторов (помощь в оформлении);
– выбор затейников (для организации игр).
- Подбор костюмов.
- Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.
- Проведение праздника «Широкая Масленица».
- Подведение итогов реализации проекта.
- Организация места проведения праздника (спортивного участка).
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
- Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
- Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и задач;
- Создание творческой группы;
- Мониторинг детей и родителей;
- Подбор литературы;
- Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
- Разработка сценария мероприятия;
- Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
- Подготовка подвижных игр и соревнований.
- Основной
Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».
Содержание:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
- Заучивание закличек, стихов;
- Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
- Знакомство со значением и обычаями праздника.
Понедельник – встреча. Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник – Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели. Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда – Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», « Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа « Что мы узнали о масленице».
Четверг – Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Пятница – тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
- Заключительный
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
- Музыкально-спортивный праздник на улице;
- Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
- Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
- Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
- Подготовка к презентации к защите проекта.
- Защита проекта «Широкая Масленица»
Развитие речи:
Беседа «История Масленицы».
Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.
Художественная литература:
- Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
- Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
- Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ручной труд: коллективное изготовление чучела Масленицы.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Расширение кругозора детей.
- Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
- Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
- Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Методы и формы организации проекта:
– рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;
– слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;
– подвижные игры, сюрпризные моменты;
– проведение развлечения «Широкая Масленица».
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
- Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
- «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»
1998 г. В. М. Петров
- «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
- «Фольклор-музыка-театр»С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
- «Народные праздники в детском саду 5-7 лет»М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
- «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
- «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
- «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
- «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
Интернет – источники
- Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
- Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621