Проект “Обучай-ка” (подготовка к обучению грамоте) средняя группа МБДОУ.

Автор: Должикова Марина Николаевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад “Родничок” с. Хабары Алтайского края

Проект “Обучай-ка” (подготовка к обучению грамоте) средняя группа МБДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Родничок» корпус №2

Проект «Обучай-ка»

 (Подготовка к обучению грамоте) (средняя группа)

 

                                                                                          Учитель-логопед: первой категории 

                                                                                          Должикова Мариарина Николаевна 

Логопедический проект «Обучайка»

Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

Вид:

Групповой

Длительность:

Долгосрочный – 9 месяцев (15 сентября —15 мая);

 

Участники:

  • учитель-логопед  Должикова Марина Николаевна;
  • Дети средней группы;
  • Родители воспитанников;
  • Воспитатели средней  группы.

 

Актуальность проблемы:

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

 -Они получают знания об основных законах речи: 

 -речь состоит из слов: 

-слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами: 

 -слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие); 

-они звучат (состоят из звуков): 

-слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

 -из слов можно составлять предложения; 

-звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

 Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. 

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками и лексическими темами.

Задачи:

  1. Развитие межполушарного взаимодействие.
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  3. Развитие зрительного внимания.

4.Развитие мелкой моторики  рук детей пятого года жизни.

  1. Развитие связной речи.

6.Развитие фонематического слуха детей

  1. Создание предпосылок к обучению грамоте.
  2. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
  3. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  4. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» логопед, воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з-з-з), а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками.

 В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте

 

Основные принципы реализации проекта 

  • Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
  • Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности – знакомство с предлогами осуществляется через различные виды детской деятельности. При этом для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
  • Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении и интеграция образовательных областей.
  • Принцип системности – решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.
  • Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
  • Наглядности.
  • Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).
  • Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  • Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва, в диалогической речи, в дальнейшем – закрепление в связной речи.

Предполагаемый результат:

Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях МБДОУ.

  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Время реализации: Сентябрь 2021года.

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

 Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.

Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Повторюшка», «Свистелки», «Шипелки», «Звенелки», «Цоколки» и т.п.

Выступление на родительском собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».

Проверка степени развития фонематического слуха у детей  пятого года жизни.

Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Основной этап (Октябрь 2021 г.- 15 мая 2022г.)

Мероприятия

Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:

Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки из коробочки», «Четвёртый лишний», «Один-много»; «Назови ласково», «Посчитай-ка», «1-2-5», «Наоборот», «Жадина»  и т.п.

Составление конспектов занятий.

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Индивидуальное консультирование родителей (в течение всего этапа), консультирование по теме «Речевые игры дома», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

Создание обучающей презентации для детей «Обучай-ка».

Разработка консультативного материала для родителей (в течение всего этапа).

Дидактические материалы:

  1. Листочки, Снежинки, Пёрышки.
  2. Набор картинок для артикуляционной гимнастики.
  3. Ватные шарики.
  4. Насосы (большой и маленький), Комары (большой и маленький).
  5. Настольно-печатные игры.
  6. Наборы картинок по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Игрушки», «Посуда», «Птицы», «Зима», «Транспорт», «Весна», «Лето», «Мебель», «Одежда» и др..
  7. Звучащие игрушки.
  8. Набор карандашей.
  9. Художественная литература по темам.
  10. Дорожки.

Заключительный этап: (Май  2021 года)

Диагностическое обследование. Мониторинг.

Заполнение речевых карт по итогам обследования.

Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Обучай-ка».

Предполагаемый результат: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, повысится уровень речевого развития, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, активизируется познавательная деятельность детей, повысится интерес к занятиям. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

 

  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений ).

 

Календарный план проведения совместной деятельности в средней группе.

Тема занятий Дата проведения 
1 Осень. 1 неделя октября
2. Овощи. 2 неделя  октября
3. Фрукты. 3 неделя  октября
4. Грибы. Ягоды. 4 неделя октября
5. Игрушки. 1 неделя ноября
6. Одежда. 2 неделя  ноября
7. Обувь. 3 неделя ноября
8. Мебель. 4 неделя ноября
9. Посуда. 1 неделя декабря
10. Комнатные растения. 2  неделя декабря
11. Зима. 3 неделя декабря 
12. Новый год. 4 неделя декабря
13. Зимующие птицы. 1 неделя января
14. Домашние птицы. 2 неделя января
15. Домашние животные. 3 неделя января
16. Дикие животные. 4 неделя январяя
17. Профессии. Продавец. 1 неделя февраля
18. Профессии. Почтальон. 2 неделя февраля
19. Транспорт. 3 неделя февраля
20. Профессии на транспорте. 4 неделя февраля
21. Весна. Мамин праздник. 1 неделя марта
22. Первые весенние цветы. 2 неделя марта
23. Цветущие комнатные растения.  3 неделя марта
24. Дикие и домашние животные весной. 4 неделя марта
25. Перелётные птицы. 1 неделя апреля
26. Насекомые. 2 неделя апреля
27. Аквариум. 3 неделя апреля
28. Правила дорожного движения.  4 неделя апреля
29. Лето. 2 неделя май

 

Содержание Темы:

 

«Осень».  Учить детей называть приметы осени, проводить сравнительный анализ с другими временами года (лето, зима) выделять отличительные признаки; проводить аналогии, причинно-следственные связи; познакомить с осенними месяцами, уметь их отличать друг от друга.

 

 «Игрушки».  Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. «Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

 

«Овощи». Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.  

 

«Фрукты». Пополнить знания детей о фруктах; активизировать словарь; формировать навыки связной речи. Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.  

 

 «Зима» Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения. 

 

 «Новый год» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

 

«Зимующие птицы». Учить детей внимательно рассматривать картину и составлять небольшой рассказ по картине. Повторить с детьми название птиц. Знать части тела птиц.

 

«Транспорт». Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.

 

«Воздушный транспорт». Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

 

«Правила дорожного движения. Светофор». Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

 

 «Весна». Уточнить и обобщить представление детей о весне, о весенних месяцах. Закрепить знание о признаках весны. Совершенствовать навыки речевого общения. 

Дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. Март

 

«Перелетные птицы». Составление рассказа по картинке. Учить описывать птиц; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать лексико-грамматический строй речи.

 

«Комнатные растения» «Фиалка» Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения. Формировать лексико-грамматический строй речи.

Апрель

 

«Полевые цветы» Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы

 

«Садовые цветы» Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Формировать лексико-грамматический строй речи.

 

Составление рассказа «Я и моя семья» Формирование у детей представлений о семье, ее членах; развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье; совершенствовать навыки связной речи.

 

Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

 

Специальная и методическая литература:

  1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983. – С. 27-43.

 

  1. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб.научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. – С. 4-16.

 

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

 

  1. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. – М.: Педагогика, 1978.

 

  1. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – М., 1999. – 16 с.

 

  1. Лалаева Р.И, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». С-П «Союз», 1990.
  2. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
  3. Костылёва Ю.Н. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» . «ТЦ Сфера» ,2014.
  4. Павлова-Зеленская Т. «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.


 

Проект “Обучай-ка” (подготовка к обучению грамоте) средняя группа МБДОУ.
Пролистать наверх