Сенсорное развитие детей.



Автор: Домитришина Евгения Викторовна

воспитатель МБДОУ Д/с 46 “Надежда”

Сенсорное развитие детей.

Сенсорное развитие детей

Среди методик раннего развития детей весомое место занимает формирование сенсорной культуры. Это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств — зрение, слух,тактильные ощущения, обоняние и вкус. 

Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях? Об этом и других аспектах сенсорной интеграции читайте в нашей статье. 

Зачем нужно сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование правильного восприятия внешних свойств различных предметов:

  • формы;
  • цвета;
  • размеров;
  • запаха;
  • положения в пространстве;
  • вкуса.

Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих трудах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее.

Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков:

  • познавательная активность;
  • мышление;
  • коммуникация;
  • эмоциональный интеллект;
  • воображение;
  • память и концентрация внимания.

В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. К примеру, чтобы сложить пирамидку, нужно понимать разницу в размерах сегментов, а чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и перспективное сочетание деталей.

Сенсорное развитие и речь

Учеными доказано, что управление мелкой моторикой рук задействует центры головного мозга, которые отвечают и за речь. Это определяет ведущую роль осязания, как инструмента познания внешних характеристик предметов, в процессе освоения речевого аппарата.

Поэтому развивая сенсорное восприятие ребенка, мы улучшаем его речевые навыки. 

В каком возрасте начинать

Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны,  легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью. 

Однако развивать сенсорное восприятие можно и раньше — существуют методики раннего развития детей от 1 года и даже раньше.

Нормы сенсорного развития ребенка

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:

6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь. 

2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам. 

4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов. 

5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие. 

Существует 4 системы чувственного восприятия. Рассмотрим каждую из них:

  1. Осязание (тактильное восприятие).Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям. 

Как развивать:

  • давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
  • одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
  • делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
  • рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
  • развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).
  1. Зрение.Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки. 

Как развивать:

  • много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
  • окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);
    давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;
  • учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
  • тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.
  1. Обоняние и вкус.Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша. 

Как развивать:

  • побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
  • пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
  • вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
  • объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
  • соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
  • давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная. 
  1. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.

Как развивать:

  • говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
  • читать сказки, имитируя говор персонажей;
  • включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
    петь колыбельные;
  • во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
  • познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
  • продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
  • учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц. 

Примерный список приспособлений для сенсорного развития ребенка 2-3 лет: 

  • товары для рисования;
  • музыкальные инструменты;
  • тесто для лепки, мягкая глина, разноцветный песок;
  • сортеры, книжки с вкладышами, пирамидки, матрешки;
  • детские книги, журналы;
  • сенсорные коврики (нашить на полотенце каштаны, бобы, грецкие орехи, пуговицы, бусины, пайетки);
  • кусочки тканей разных цветов и фактур;
  • мозаики, конструкторы («липучки», магнитные);
  • кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
  • предметы из разных материалов: дерево, глина, солома, фетр, сталь, стекло, пластик.

Книги, которые стоит почитать

Правильное построение занятий невозможно без методологической подготовки. Как проводить тренировки, как заинтересовать ребенка сенсорным развитием и как выполнять задания в процессе игры, читайте в специализированной литературе. 

Вот несколько книг, которые будут вам полезны:

  • «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей» (Елена Янушко).
  • «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие» (Наталья Боброва).
  • «Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины» (Э. Г. Пилюгина).
  • «Школа раннего развития. Лучшие задания для начала обучения» (И. Е. Светлова).
  • «Песочная терапия в развитии дошкольников» (Ольга Сапожникова).
Сенсорное развитие детей.
Пролистать наверх