ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУДО им. А.В.Косарева
от «___»________________20___г. Протокол № __________________ |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУДО им. А.В.Косарева __________________(Е.В.Краюшкина) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ, БАЛАГАНЧИК
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: от 8 до 17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель программы:
Милль Ксения Андреевна,
Педагог дополнительного образования
Москва – 2017
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
-
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная
-
- Уровень освоения программы: базовый
-
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Музыкальное воспитание и развитие является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие гармоничной личности ребенка.
В процессе музыкально-ритмической и вокальной деятельности дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка» как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. У них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства.
Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в песне, передать мимикой, движением и характером голоса свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Большую роль в художественном воспитании детей играет сценическая практика. На основе пройденной программы подготавливаются концертные номера. Участие детей в концертах и мероприятиях поддерживают интерес к занятиям, а так же они поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения школьников к музыкальной и сценической культуре через увлекательные формы учебной, творческой и сценической деятельности.
-
- Отличительные особенности программы:
Данная программа является авторской и разработана в соавторстве с педагогом дополнительного образования ГБОУ ДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА» Ю.В. Флёриной. Необходимость разработки настоящей программы продиктована концептуальными положениями Программы деятельности ГБОУ ДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА», связанными с задачами совершенствования творческого потенциала детей.
Отличительными особенностями программы является гибкость и универсальность самой системы работы: совместная работа двух педагогов в коллективе по трем направлениям: «Ритмопластика», «Эстрадный вокал» и «Сольфеджио», что обуславливает полный комплекс освоения детьми танцевально-вокальной деятельности.
-
- Цель программы:
Развитие творческих способностей детей средствами музыки и пения, развитие музыкального слуха, развитие певческого голоса. Вовлечение обучающихся в жизнь коллектива – подбор репертуара, постановка номеров, подготовка концертов.
-
- Задачи программы:
Учебные:
– Развитие музыкальности у детей, формирование музыкального вкуса;
– Развитие эмоциональной восприимчивости к музыкальным и текстовым составляющим произведения;
– Формирование культуры исполнения произведений разных жанров.
Развивающие:
– Развитие музыкального слуха;
– Развитие дыхательного аппарата;
– Развитие чувства ритма;
– Развитие вокальных навыков (сольно, в ансамбле);
– Развитие актерских качеств, для эмоционального исполнения.
Воспитательные:
– Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, на основе взаимопомощи и сотрудничества;
– Воспитание требовательности к себе и ответственности перед коллективом;
– Формирование терпимости и уважительного отношения к другим детям;
– Воспитание у детей внимания, дисциплины, ответственности.
-
- Категория обучающихся:
Программа разработана для учащихся 8-17 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей). Данная программа рассчитана на детей любой музыкальной подготовки.
-
- Срок реализации программы:
2 учебных года:
1 учебный год – 108 часов;
2 учебный гол – 108 часов;
Всего: 216 часа.
-
- Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Форма занятий – групповые.
Численный состав группы составляет от 12 до 15 человек.
Режим занятий. Продолжительность и регулярность занятий:
– группы первого года обучения 2 раза в неделю (1 час и 2 часа). Всего 3 часа в неделю;
– группы второго года обучения 2 раза в неделю (1 час и 2 часа). Всего 3 часа в неделю;
-
- Планируемые результаты освоения программы:
После первого года обучения дети будут:
– знать: особенности работы дыхательного и голосового аппарата, как ими пользоваться для пения; разнообразные вокальные жанры, направления и стили.
– уметь: выполнять дыхательные упражнения; выполнять артикуляционные и мимические упражнения; работать с микрофонами; петь под фонограмму в ансамбле и сольно.
– иметь навык: выразительного исполнения песен; самостоятельного вступления после проигрышей в песне; культурного поведения на занятиях.
После второго года обучения дети будут:
– знать: основы поведения вокалиста на сцене; чем отличаются народная, академическая и эстрадная манеры исполнения; что такое вокальная позиция и вокальная маска;
– уметь: самостоятельно распеваться; слушать в пении других участников коллектива; двигаться во время пения.
– иметь навык: музыкальной памяти; взаимодействия в коллективе; самостоятельного выполнения домашних заданий.
Результатом обучения является освоение программы и переход обучающихся на углубленный уровень (не менее 25% коллектива).
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план 1-го года обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации
(контроля) |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Собеседование, прослушивание |
2. | Подготовка к пению: | Прослушивание,
педагогическое наблюдение, собеседование |
|||
2.1 | – постановка дыхания | 12 | 4 | 8 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.2 | – артикуляция и мимика | 8 | 2 | 6 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.3 | – ритмические упражнения | 10 | 2 | 8 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.4 | – работа с текстами | 10 | 4 | 6 | Собеседование |
3. | Развитие слуха и голоса | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
|||
3.1 | – распевания | 8 | 2 | 6 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
3.2 | – импровизация | 5 | 1 | 4 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
4. | Работа над репертуаром | 20 | 6 | 14 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение, собеседование |
5. | Работа с техническими средствами | 8 | 4 | 4 | Собеседование,
педагогическое наблюдение |
6. | Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | 12 | 3 | 9 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
7. | Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | 13 | 3 | 10 | Педагогическое наблюдение |
Итого: | 108 | 32 | 76 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 недель;
– одну учебную группу
2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
Название темы | Вид занятия,
количество часов |
Содержание | Планируемые результаты
(знания/умения/освоенные компетенции) |
1. Введение | |||
Введение | Теоретическое занятие (1 час). | Введение в общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | |
Введение | Практическое занятие (1 час). | Прослушивание детей, определение уровня их музыкально-ритмического развития. Знакомство с участниками коллектива. | |
2. Подготовка к пению | |||
2.1. Постановка дыхания | Теоретическое занятие (4 часа). | Основные сведения о певческом дыхании, принципах и правилах. | Дети должны иметь представления о дыхательном аппарате и его использовании во время пения. |
2.1.
Постановка дыхания |
Практическое занятие (8 часов). | Подготовка дыхательного аппарата к вокальным нагрузкам (дыхательная гимнастика, освоение методики певческого дыхания, удлинение дыхания, задержка дыхания) | Дети должны иметь навыки: дыхания «животом», задержки дыхания на вдохе и на выходе, короткого вдоха и равномерного длительного выдоха, распределения дыхания во время пения. |
2.2. Артикуляция и мимика | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о речевом аппарате, мимических мышцах лица и их использовании при пении. | Дети должны иметь представление о речевом аппарате и мимических мышцах лица и их использовании во время пения. |
2.2. Артикуляция и мимика | Практическое занятие (6 часов). | Подготовка речевого аппарата к пению (зарядка для губ, языка, шеи и челюсти), упражнения на дикцию, мимические упражнения для развития подвижности лицевых мышц при передаче эмоций в пении, актерское мастерство. | Дети должны иметь навыки: четкой передачи текста при пении, передачи эмоциональной составляющей песни, быть выразительными при исполнении. |
2.3. Ритмические упражнения | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о ритмике, простейших музыкальных понятиях, ритмического рисунка в музыке. | Дети должны иметь представление о том, что такое ритмика, ритмический рисунок, темп и характер музыки. |
2.3. Ритмические упражнения | Практическое занятие (8 часов). | Ритмические упражнения для координации рук и ног (хлопки и удары ногами под заданный ритм, счет, ритмический узор) | Дети должны иметь навыки повторения ритмических узоров (от простых к более сложным). |
2.4.
Работа с текстами |
Теоретическое занятие (4 часа). | Основные сведения о работе над текстом произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов, пауз, дыханий и т.д.) | Дети должны иметь представление о последовательности действий при работе с новым текстом произведения. |
2.4.
Работа с текстами |
Практическое занятие (6 часов). | Разбор текстов песни, выбранных в качестве репертуара для изучения:
– прочитать и понять смысл текста песни; – разобрать эмоциональный окрас песни; – разобрать дыхание во время песни (моменты вдохов); – выучить текст песни наизусть; – довести текст песни до скороговорки (сохраняя передачу эмоций и правильное дыхание). |
Дети должны иметь навыки в последовательности работы с текстом новой песни. |
3. Развитие слуха и голоса | |||
3.1.
Распевания |
Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о строении связок, необходимости разогрева связок перед пением. | Дети должны иметь представление о работе связок и бережном к ним отношении. |
3.1.
Распевания |
Практическое занятие (6 часов). | Выполнение упражнений на разогрев связок и развитие певческого диапазона. | Дети должны иметь навыки применения упражнений для разогрева связок перед пением, знать последовательность упражнений. |
3.2. Импровизация | Теоретическое занятие (1 час). | Основы музыкальной импровизации, развития фантазии и образного мышления. | Дети должны иметь начальные представления о том, что такое импровизация, как развивать собственную фантазию и воображение. |
3.2. Импровизация | Практическое занятие (4 часа). | – выполнение простых упражнений из Сборника упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора, Козырев Ю., Серапионянц Н.
– мелодическая импровизация на заданные слова и фразы. |
Дети должны иметь навык в мелодической импровизации (пропевать одну и ту же фразу на разные, самостоятельно придуманные, мелодии). |
4. Работа над репертуаром | |||
Работа над репертуаром | Теоретическое занятие (6 часов). | Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр, эмоциональная окраска, особенности текста). Определение соответствия репертуара вокальным способностям. | Дети должны иметь представление о процессе подбора репертуара и продумывании концепции номера на выбранную песню. |
Работа над репертуаром | Практическое занятие (14 часов). | – разбор мелодии произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты);
– разбор текста произведения (эмоциональная составляющая, паузы, дыхание); – диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания); – работа над мелодией (разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к словам); – анализ фонограммы («минусовки»); – исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму. |
Дети должны иметь навыки: разбора произведения, работы над мелодией произведения (способы и последовательность), уметь самостоятельно вступать в начале куплета и после проигрышей при исполнении песни под фонограмму. |
5. Работа с техническими средствами | |||
Работа с техническими средствами | Теоретическое занятие (4 часа). | Основы работы с микрофонами (радио, шнуровыми, гарнитурами), особенности работы с микрофонами на стойках. | Дети должны иметь представления и опыт в работе с микрофонами разных видов. |
Работа с техническими средствами | Практическое занятие (4 часа). | – координация руки с микрофоном и головы (при поворотах, движениях, танцах);
– работа с микрофоном при разном звучании (удалении, если очень громко и приближении, если тихо); – обращение с микрофонами на вступлении и проигрышах (как держать микрофон при разных танцевальных движениях, не направляя его в мониторы). |
Дети должны иметь навыки обращения с микрофонами при исполнении песни (в том числе танцевальной ее части). |
6. Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | |||
Сценическая постановка номеров | Теоретическое занятие (3 часа). | Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за кулисами. | Дети должны знать сценическое пространство и правила поведения на сцене и за сценой (во время репетиций и во время выступлений). |
Сценическая постановка номеров | Практическое занятие (9 часов). | – соединение вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной частью постановки номера;
– отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера; – обучение чувству пространства сцены, света, середины; |
Дети должны иметь навыки выхода на сцену и ухода со сцены, уметь исполнять на сцене несколько произведений, переодеваться за сценой к следующим номерам (при помощи родителей). |
7. Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | |||
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Теоретическое занятие (3 часа). | Основы поведения на открытых уроках, праздниках, концертах и конкурсах. Техника безопасности при поездках. | Дети должны знать правила поведения про участии в мероприятиях и поездках на концертные (конкурсные) площадки. |
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Практическое занятие (10 часов). | – открытые уроки для родителей (2 часа);
– участие в праздниках, ёлках (1-2 часа); – участие в концертах, отчетный концерт коллектива (2-4 часа); – участие в конкурсах (3-5 часа). |
Демонстрация достигнутых результатов группы перед зрителями и конкурсными жюри. |
2.2. Учебный (тематический) план 2-го года обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации
(контроля) |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | 0 | Собеседование, прослушивание |
2. | Подготовка к пению: | Прослушивание,
педагогическое наблюдение, собеседование |
|||
2.1 | – постановка дыхания | 12 | 2 | 10 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.2 | – артикуляция и мимика | 8 | 1 | 7 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.3 | – ритмические упражнения | 10 | 2 | 8 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
2.4 | – работа с текстами | 10 | 1 | 9 | Собеседование |
3. | Развитие слуха и голоса | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
|||
3.1 | – распевания | 8 | 2 | 6 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
3.2 | – импровизация | 5 | 1 | 4 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
4. | Работа над репертуаром | 20 | 3 | 17 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение, собеседование |
5. | Работа с техническими средствами | 8 | 4 | 4 | Собеседование,
педагогическое наблюдение |
6. | Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | 12 | 3 | 9 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
7. | Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | 13 | 3 | 10 | Педагогическое наблюдение |
Итого: | 108 | 24 | 84 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 недель;
– одну учебную группу
2.4. Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения
Название темы | Вид занятия,
количество часов |
Содержание | Планируемые результаты
(знания/умения/освоенные компетенции) |
1. Введение | |||
Введение | Теоретическое занятие (2 часа). | Введение в общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | |
2. Подготовка к пению | |||
2.1. Постановка дыхания | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о дыхательных гимнастиках и их применении для разработки дыхательного аппарта. | Дети должны иметь представления о дыхательном аппарате и его использовании во время пения. |
2.1.
Постановка дыхания |
Практическое занятие (10 часов). | Дыхательные разминки перед началом занятий по системе Стрельниковой и Бутейко. | Дети должны иметь навыки комплексов дыхательных упражнений, уметь самостоятельно выполнять по нескольку упражнений подряд. |
2.2. Артикуляция и мимика | Теоретическое занятие (1 часа). | Основные сведения о резонаторах ротовой полости и их использовании при пении. | Дети должны иметь представление о том, что является естественными резонаторами ротовой полости и как ими пользоваться. |
2.2. Артикуляция и мимика | Практическое занятие (7 часов). | Отработка упражнений на использование резонаторов ротовой полости (зубы, твердое небо), доведение постановки артикуляционного аппарата до автоматизма при разговоре и пении. | Дети должны иметь навыки использования резонаторов ротовой полости при пении. |
2.3. Ритмические упражнения | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о ритмических рисунках музыкальных фраз сильных и слабых долей. | Дети должны иметь представление о том, что такое сильные и слабые доли, особенности начала движения на сильную долю и на слабую доли и их различия. |
2.3. Ритмические упражнения | Практическое занятие (8 часов). | Ритмические упражнения на слабые и сильные доли, на сложные музыкальные фразы (отдельно на руки, на ноги, совместная координация рук и ног – соединение ритмических узоров в простые целостные ритмические постановки). | Дети должны уметь вступать на сильные и слабые доли музыкальных фраз, четко выполнять музыкальную фразу целиком на заданный ритмический узор, самостоятельно придумывать простые ритмические постановки на заданную музыку. |
2.4.
Работа с текстами |
Теоретическое занятие (4 часа). | Основные сведения о работе над текстом произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов, пауз, дыханий и т.д.) | Дети должны иметь представление о последовательности действий при работе с новым текстом произведения. |
2.4.
Работа с текстами |
Практическое занятие (6 часов). | Разбор текстов песни, выбранных в качестве репертуара для изучения:
– прочитать и понять смысл текста песни; – разобрать эмоциональный окрас песни; – разобрать дыхание во время песни (моменты вдохов); – выучить текст песни наизусть; – довести текст песни до скороговорки (сохраняя передачу эмоций и правильное дыхание). |
Дети должны иметь навыки в последовательности работы с текстом новой песни. |
3. Развитие слуха и голоса | |||
3.1.
Распевания |
Теоретическое занятие (2 часа). | Сведения о строении певческого аппарата, необходимости разогрева связок перед пением. | Дети должны иметь представление о работе связок и бережном к ним отношении. |
3.1.
Распевания |
Практическое занятие (6 часов). | Выполнение упражнений на разогрев связок и развитие певческого диапазона. | Дети должны иметь навыки самостоятельного применения упражнений для разогрева связок перед пением, знать последовательность упражнений. |
3.2. Импровизация | Теоретическое занятие (1 час). | Основы музыкальной импровизации, развития фантазии и образного мышления. | Дети должны иметь представления о том, что такое импровизация, как развивать собственную фантазию и воображение. |
3.2. Импровизация | Практическое занятие (4 часа). | – выполнение упражнений из Сборника упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора, Козырев Ю., Серапионянц Н.
– мелодическая импровизация на заданные слова и фразы. |
Дети должны иметь навык в мелодической импровизации (пропевать одну и ту же фразу на разные, самостоятельно придуманные, мелодии). |
4. Работа над репертуаром | |||
Работа над репертуаром | Теоретическое занятие (6 часов). | Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр, эмоциональная окраска, особенности текста). Определение соответствия репертуара вокальным способностям. | Дети должны иметь представление о процессе подбора репертуара и продумывании концепции номера на выбранную песню. |
Работа над репертуаром | Практическое занятие (14 часов). | – разбор мелодии произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты);
– разбор текста произведения (эмоциональная составляющая, паузы, дыхание); – диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания); – работа над мелодией (разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к словам); – анализ фонограммы («минусовки»); – исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму. |
Дети должны иметь навыки: разбора произведения, работы над мелодией произведения (способы и последовательность), уметь самостоятельно вступать в начале куплета и после проигрышей при исполнении песни под фонограмму. |
5. Работа с техническими средствами | |||
Работа с техническими средствами | Теоретическое занятие (4 часа). | Основы сценического технического оборудования. Вокальные эффекты. | Дети должны иметь представления и опыт в работе с техническим обеспечением сцены (микрофоны, колонки, мониторы, дым-машины и т.д.), иметь представение о возможностях вокальных эффектов. |
Работа с техническими средствами | Практическое занятие (4 часа). | – пение с вокальными эффектами микрофонов и без.
– пение с мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами при наличии мониторов на сцене). – пение в зале (спускаясь со сцены) –особенности звука, микрофонов. |
Дети должны иметь навыки обращения с микрофонами при исполнении песни (в том числе танцевальной ее части). |
6. Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | |||
Сценическая постановка номеров | Теоретическое занятие (3 часа). | Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за кулисами. | Дети должны знать сценическое пространство и правила поведения на сцене и за сценой (во время репетиций и во время выступлений). |
Сценическая постановка номеров | Практическое занятие (9 часов). | – соединение вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной частью постановки номера;
– отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера; – обучение чувству пространства сцены, света, середины; |
Дети должны иметь навыки выхода на сцену и ухода со сцены, уметь исполнять на сцене несколько произведений, переодеваться за сценой к следующим номерам (при помощи родителей). |
7. Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | |||
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Теоретическое занятие (3 часа). | Основы поведения на открытых уроках, праздниках, концертах и конкурсах. Техника безопасности при поездках. | Дети должны знать правила поведения про участии в мероприятиях и поездках на концертные (конкурсные) площадки. |
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Практическое занятие (10 часов). | – открытые уроки для родителей (2 часа);
– участие в праздниках, ёлках (1-2 часа); – участие в концертах, отчетный концерт коллектива (2-4 часа); – участие в конкурсах (3-5 часа). |
Демонстрация достигнутых результатов группы перед зрителями и конкурсными жюри. |
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с данной программой, исходя из того, освоил ли воспитанник за учебный год все то, что должен быть освоить.
Раз в месяц педагог прослушивает каждого воспитанника отдельно от коллектива в рамках выученного репертуара и оценивает, насколько точно ребенок применяет все полученные за пройденный период техники и знания. На данном этапе в обучение педагог вносит коррективы в зависимости от общего прогресса группы. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием детей в концертах и конкурсах, где они могут показать свой профессиональный уровень.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале обучения в виде прослушивания и опроса.
- Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими заданий).
- Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) – презентация подготовленных учащимися в ходе реализации программы номеров.
Формы и содержание итоговой аттестации:
– выступление для родителей с подготовленным концертным творческим номером (в формате открытого урока).
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Высокий уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает отличный результат (полностью выполненный без ошибок творческий номер). |
Средний уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает хороший результат (полностью выполненный творческий номер с незначительными ошибками). |
Низкий уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает слабый результат (частично или полностью невыполненный творческий номер с большим количеством ошибок). |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы:
Список использованной литературы:
4.1.1. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», Стулова Г.П.. М.,
1992 г.
4.1.2. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания». Огороднов Д.Е. М., 1987г.
4.1.3. Детская психология. Мухина B.C. М.Просвещение. 1985г.
4.1.4. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. Под ред. А.Б.Никитиной. М.Гуманитарное
издательство центр «Владос». 2007г.
4.1.5. «Методика развития детского голоса». Апраксина О.А., М. 1983г.
4.1.6. «Как рассказывать детям о музыке?». Кабалевский Д.Б., М., 1977г.
4.1.7. «О хоровом искусстве». Асафьев Б, Л., 1980г.
4.1.8. «Дополнительное образование детей», Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова, Москва 2002г.
Раздел 5. Материально-технические условия реализации программы:
5.1. Материально-техническое обеспечение программы
5.1.1. Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу от 12 учащихся – из расчета 2 м2 на человека (СанПиН).
5.1.2. Стулья по количеству учащихся в группе; желательно, парты.
5.1.3. Стол и стул для педагога, шкаф или полка для нот и вспомогательных материалов.
5.1.4. Музыкальное оборудование – фортепиано или синтезатор, музыкальный центр, 1 пульт, 1 усилитель, 2 колонки, 6-8 микрофонов.
5.1.5 Оборудование для записи обучающихся – ноутбук (или компьютер), музыкальные программы для записи и обработки звука, интернет, видеоаппаратура.
5.2. Кадровое обеспечение программы
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое и музыкальное образование, своевременно проходящим курсы повышения квалификации.