автор: Драй Элла Валерьевна
учитель английского языка МБОУ СОШ № 42 пос.Ахтырский мо Абинский район
Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого
Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого
Каждый день учитель приходит в школу, чтобы обогатить ум и душу учеников. «Общество с надеждой смотрит на учителя: в его руках – судьба поколения, которое пока сидит за партой, а завтра примет на себя ответственность за страну» /Н.И.Целищева/. В этом самое главное предназначение современной школы. А главной задачей такой школы – это раскрытие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Сейчас большинство школ оснащены компьютерами, доступом к Интернету, электронными ресурсами, способствующие применению новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Что является показателем положительных результатов деятельности учителя? Его творческий потенциал и умелое использование образовательных компьютерных программ на уроках стимулируют мотивацию учащихся. Учителя сами или с помощью своих учеников могут создать электронные версии уроков. Самой простой, имеющей много возможностей, признана Power Point.
При подготовке уроков с использованием презентаций следует учитывать:
- Интерес учащихся к материалу можно актуализировать через мотивационный раздел, где видео, аудио анимации решают основную задачу учителя – пробудить интерес к теме.
- Практический раздел включает задания, тесты, схемы, таблицы и т. д. Таким образом, учитель имеет возможность по окончании урока получить информацию об уровне усвоения материала.
- Теоретический раздел помогает через модели представить процессы изучаемого предмета.
Образовательные компьютерные программы должны соответствовать методологическим требованиям, включающим в себя научную концепцию, эффективность образовательного процесса, взаимодействие педагога и ученика с учетом условий педагогической деятельности, возможность преобразования технологий и возможность использования технологий коллегами-учителями.
Руководитель отдела проектов в сфере информатизации Авдеева С.М. отметила, что процесс внедрения инновационных учебных материалов не может быть произведен силами самого образовательного учреждения, поскольку оно приводит к изменениям в структуре, функциях и порядке его работы. С другой стороны все образовательные учреждения имеют много общего, что позволяет выработать типовые решения и использовать в конкретных образовательных учреждениях. Поэтому, решение проблемы полноценного внедрения инновационных учебных материалов с цифровой составляющей возможно только с помощью комплексного проекта, обеспечивающего единые подходы к внедрению и реализующегося с учетом специфики образовательных учреждений РФ.
С точки зрения познания и обучения иностранному языку ИКТ является перспективным. Повсеместно внедряются и применяются обучающие программы, расположенные на веб-сайтах, где учащиеся могут читать и слушать новости, выполнять определенные задания, подключаться к блогам носителей языка. Существует большое количество креативных виртуальных текстов с CAVE-технологией и участием самих учащихся в заданиях автора программы, что представляет собой особую форму активности. Применение компьютерных программ в обучении английскому языку помогает реализовать коммуникативную задачу, творческую инициативу и повысить эффективность преподавания учебного материала. А также, создает дополнительный информационный канал передачи знаний и выявление уровня умений учащихся, их индивидуальных способностей. Учебный материал через образовательные компьютерные программы адаптируется по уровню сложности и темпу представления информации.
С помощью ИКТ мне удалось создать систему мониторинга. Ведущим принципом является принцип сравнимости данных, позволяющий изучать изменения, происходящие в образовательном процессе. Например, можно сравнить успеваемость класса на протяжении учебного года и, даже, ряда лет.
Использование ИКТ обеспечивает оперативность в обработке и выдаче информации и принятии решений. Творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе современные технологии.
В наши дни возросла потребность в овладении английским языком, он стал актуален. В больших городах у большинства учащихся появляется возможность общения с носителями языка. Не секрет, что основной проблемой обучения иностранному языку в небольших населенных пунктах является слабая мотивация ученика. Поэтому, я считаю необходимым условием в обучении применение образовательных компьютерных программ.
Как учитель, я ставлю в приоритете: научить ребенка не только понимать англоязычную речь на слух, но и читать, понимать прочитанное на иностранном языке. В обучении чтению на английском языке мне помогают тексты художественной литературы. А с Интернет-ресурсами параллельно можно использовать CD-версии и фильмы снятые по художественному произведению, что также эффективно развивают навыки аудирования и устной речи на иностранном языке.
Кроме того, учащиеся развивают навык работы с аутентичными текстами, представленных в Интернете. Это и отбор необходимой информации, касающейся главных фактов, отображенных в тексте.
Отмечу, что подобное применение ИКТ привело к заметному улучшению владения иностранным языком. У учеников появился интерес и мотивация к такой форме обучения, способствующие самостоятельной работе с текстами в Интернете, разработке проектов на заданную тему. Эффективное использование ИКТ способствует всестороннему улучшению качества обучения иностранному языку.
Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка должно соответствовать целям и содержанию обучения. На основе программы Power Point мною разработаны уроки, которые позволяют совмещать грамматический навык и диалогическую/монологическую речь. Ключевым моментом в использовании ИКТ является не только возможность развивать навык аудирования, но и употребление сложных грамматических структур в речи. Данная программа работает от элементарного до продвинутого уровня и соответствует методическим требованиям.
В заключение отмечу, разрабатывая уроки с ИКТ учителя достигают дидактических целей и повышают социокультурную компетентность учеников.
Приложение
Урок английского языка с использованием компьютерной программы Power Point, Enjoy English-8 М.З.Биболетова
Цель: формирование грамматического навыка в речи. Условные предложения 2 и 3 типов. Развитие неподготовленной монологической речи.
Материалы: компьютерная программа Power Point, раздаточный материал.
- Warming-up.
Today at the lesson we are going to talk about Environment using Conditionals 2 and 3. First, I’d like you to answer the question:
-The protection of our environment is an important problem, isn’t it?
- Watching the pictures carefully.
Watch the slides about Environment (Internet) and answer the questions:
-What is the air polluted by?
-Are rivers polluted?
-Why are forests disappearing all over the world?
-Can you see pollution at the seaside?
-What are the most serious environmental problems now?
Compare your answers with other students.
- Watching the pictures with captions.
- Watch again and check your answers ( looking through the slides ).
- Sometimes we talk about things which are unlike or impossible. So we should use Conditionals 2 and 3.
- Read and remember ( reading information on the screen ).
Conditional 2 – маловероятное условие, относится к Н. или Б. временам ( If + the past simple, would + V ).
Conditional 3 – нереальное условие, относится к Пр.времени ( If + the past perfect, would + have(could) V3 ).
Remember: In Conditional 2 “to be “- were
If I were you (на вашем месте), I would call her right now.
- Say which sentences you agree/disagree with (on the screen ). Try to explain your choice.
- a) If we cut down fewer forests, the air would be clean and fresh.
- b) If we didn’t pollute our rivers and lakes, they would be full of fish.
- c) If we took care of our planet, we wouldn’t have so many environmental problems.
- d) If people hadn’t polluted the planet, many species of animals wouldn’t have disappeared.
- e) If countries had spent more money on scientific research, scientists would have solved some environmental problems.
- f) If people had dreamed more about space flight, they would have found another planet to live on.
- Consolidation of the theme (on the screen ).
Tell me, would it change Environment if you were the President of our country.
- Now you’re working with cards. Write down the sentences about your dreams, using Conditionals 2 or 3. When you finish exercise invite me to see your work (pupils work with cards).
- Assessing the pupils for the discussion and work with cards.
- Checking pupils’ sentences.
- Homework. Your opinion about our environment.