Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого



автор: Драй Элла Валерьевна

учитель английского языка МБОУ СОШ № 42 пос.Ахтырский мо Абинский район

Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого

 

Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого

 

 

Каждый день учитель приходит в школу, чтобы обогатить ум и душу учеников. «Общество с надеждой смотрит на учителя: в его руках – судьба поколения, которое пока сидит за партой, а завтра примет на себя ответственность за страну» /Н.И.Целищева/. В этом самое главное предназначение современной школы. А главной задачей такой школы – это раскрытие способностей  ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Сейчас большинство школ оснащены компьютерами, доступом к Интернету, электронными ресурсами, способствующие применению новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Что является показателем положительных результатов деятельности учителя? Его творческий потенциал и умелое использование образовательных компьютерных программ на уроках стимулируют мотивацию учащихся. Учителя сами или с помощью своих учеников могут создать электронные версии уроков. Самой простой, имеющей много возможностей, признана Power Point. 

При подготовке уроков с использованием презентаций следует учитывать:

  1. Интерес учащихся к материалу можно актуализировать через мотивационный раздел, где видео, аудио анимации  решают основную задачу учителя – пробудить интерес к теме.                                                   
  2. Практический раздел включает задания, тесты, схемы, таблицы и т. д. Таким образом, учитель имеет возможность по окончании урока получить информацию об уровне усвоения материала.
  3. Теоретический раздел помогает через модели представить процессы изучаемого предмета.

Образовательные компьютерные программы должны соответствовать методологическим требованиям, включающим в себя научную концепцию, эффективность образовательного процесса, взаимодействие педагога и ученика с учетом условий педагогической деятельности, возможность преобразования технологий и возможность  использования технологий коллегами-учителями.

Руководитель отдела проектов в сфере информатизации Авдеева С.М. отметила, что процесс внедрения инновационных учебных материалов не может быть произведен силами самого образовательного учреждения, поскольку оно приводит к изменениям в структуре, функциях и порядке его работы. С другой стороны все образовательные учреждения имеют много общего, что позволяет выработать типовые решения и использовать в конкретных образовательных учреждениях. Поэтому, решение проблемы полноценного внедрения инновационных учебных материалов с цифровой составляющей возможно только с помощью комплексного проекта, обеспечивающего единые подходы к внедрению и реализующегося с учетом специфики образовательных учреждений РФ.

С точки зрения познания и обучения иностранному языку ИКТ является перспективным. Повсеместно внедряются  и применяются обучающие программы, расположенные на веб-сайтах, где учащиеся могут читать и слушать новости, выполнять определенные задания, подключаться к блогам носителей языка. Существует большое количество креативных виртуальных текстов с CAVE-технологией и участием самих учащихся в заданиях  автора программы, что представляет собой особую форму активности. Применение компьютерных программ в обучении английскому языку помогает реализовать коммуникативную задачу, творческую инициативу и повысить эффективность преподавания учебного материала. А также, создает дополнительный информационный канал передачи знаний и выявление уровня умений учащихся, их индивидуальных способностей. Учебный материал через образовательные компьютерные программы адаптируется по уровню сложности и темпу представления информации.

С помощью ИКТ мне удалось создать систему мониторинга. Ведущим принципом является принцип сравнимости данных, позволяющий изучать изменения, происходящие в образовательном процессе. Например, можно сравнить успеваемость класса на протяжении учебного года и, даже, ряда лет.

Использование ИКТ  обеспечивает оперативность в обработке и выдаче информации и принятии решений. Творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе современные технологии. 

В наши дни  возросла потребность в овладении английским языком, он стал актуален. В больших городах у большинства учащихся появляется возможность общения с носителями языка. Не секрет, что основной проблемой обучения иностранному языку в небольших населенных пунктах является слабая мотивация ученика. Поэтому, я считаю необходимым условием в обучении применение образовательных компьютерных программ. 

Как учитель, я ставлю в приоритете: научить ребенка не только понимать англоязычную речь на слух, но и читать, понимать прочитанное на иностранном языке. В обучении чтению на английском языке мне помогают тексты художественной литературы. А с Интернет-ресурсами параллельно можно использовать CD-версии и фильмы снятые по художественному произведению, что также эффективно развивают навыки аудирования и устной речи на иностранном языке.

Кроме того, учащиеся развивают навык работы с аутентичными текстами,  представленных в Интернете. Это и отбор необходимой информации, касающейся главных фактов, отображенных в тексте.

Отмечу, что подобное применение ИКТ привело к заметному улучшению владения иностранным языком. У учеников появился интерес и мотивация к такой форме обучения, способствующие самостоятельной работе с текстами в Интернете, разработке проектов на заданную тему. Эффективное использование ИКТ способствует всестороннему улучшению качества обучения иностранному языку.                                                                       

Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка должно соответствовать целям и содержанию обучения. На основе программы Power Point мною разработаны уроки, которые позволяют совмещать грамматический навык и диалогическую/монологическую речь. Ключевым моментом в использовании ИКТ является не только возможность развивать навык аудирования, но и употребление сложных грамматических структур в речи. Данная программа работает от элементарного до продвинутого уровня и соответствует методическим требованиям.

В заключение отмечу, разрабатывая уроки с ИКТ учителя достигают дидактических целей и повышают социокультурную компетентность учеников.

                                                                                            

 

   Приложение

 

Урок английского языка с использованием компьютерной программы Power Point, Enjoy English-8  М.З.Биболетова

Цель: формирование грамматического навыка в речи. Условные предложения 2 и 3 типов. Развитие неподготовленной монологической речи.

Материалы: компьютерная  программа  Power Point, раздаточный материал.     

  1. Warming-up.

 Today at the lesson we are going to talk about Environment using Conditionals  2 and 3. First, I’d like you to answer the question:

-The protection of our environment is an important problem, isn’t it? 

  1. Watching the pictures carefully.

Watch the slides about Environment (Internet) and answer the questions:

-What is the air polluted by?

-Are rivers polluted?

-Why are forests disappearing all over the world?

-Can you see pollution at the seaside?

-What are the most serious environmental problems now?

Compare your answers with other students.

  1. Watching the pictures with captions.
  2. Watch again and check your answers ( looking through the slides ).
  3. Sometimes we talk about things which are unlike or impossible. So we should use Conditionals 2 and 3.
  4. Read and remember ( reading information  on the screen ).

Conditional 2 – маловероятное условие, относится к Н. или Б. временам ( If + the past simple, would + V ).

Conditional  3 – нереальное условие, относится к Пр.времени ( If + the past perfect, would + have(could) V3 ). 

 Remember: In Conditional 2 “to be “- were

If I were you (на вашем месте), I would call her right now.

  1. Say which sentences you agree/disagree with (on the screen ). Try to explain your choice.
  2. a) If we cut down fewer forests, the air would be clean and fresh.
  3. b) If we didn’t pollute our rivers and lakes, they would be full of fish.
  4. c) If we took care of our planet, we wouldn’t have so many environmental problems.
  5. d) If people hadn’t polluted the planet, many species of animals wouldn’t have disappeared.
  6. e) If countries had spent more money on scientific research, scientists would have solved some environmental problems.
  7. f) If people had dreamed more about space flight, they would have found another planet to live on.
  8. Consolidation of the theme (on the screen ). 

Tell me, would it change Environment if you were the President of our country.

  1. Now you’re working with cards. Write down the sentences about your dreams, using Conditionals 2 or 3. When you finish exercise invite me to see your work (pupils work with cards).
  2. Assessing the pupils for the discussion and work with cards.
  3. Checking pupils’ sentences.
  4. Homework. Your opinion about our environment. 

 

Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого
Пролистать наверх