Автор: Евай Ирина Васильевна

учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Надым

Конспект логопедического занятия в 2 классе на тему «Предлоги»

Тема: Предлоги.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Умение у обучающихся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
  • Развитие и совершенствование у обучающихся собственной речи.
  • Понимание обучающимися  родного быта как части ненецкой национальной культуры.

Предметные:

  • Умение обучающихся правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов  обучающихся. 
  • Умение у обучающихся  правильно выражать свою мысль в устной форме.
  • Расширение знаний обучающихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке. 
  • Отработка умений обучающихся писать предлоги отдельно от других частей речи. 

Универсальные учебные действия:

Познавательные: 

  • Уметь результативно мыслить и работать с информацией на занятии
  • Развивать   технологии чтения и письма, обеспечивающего формирование типа правильной читательской деятельности и письма.
  • Уметь извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию.

Регулятивные: 

  • Уметь организовывать свою деятельность.
  • Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Открыть новые знания с использованием проблемно-диалогической технологии.
  • Оценивание обучающимися своих работ и работы подгруппы в целом. 
  • Демонстрация навыков работы учащихся в парах и группах, выполнение индивидуальных заданий. 

Коммуникативные:

  • Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности.
  • Уметь общаться, взаимодействовать с людьми.
  • Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Цель урока: формировать у обучающихся умение грамматически правильно употреблять предлоги в речи.

Задачи урока:

Обучающие

    • Грамматически правильное употребление обучающимися предлогов в речи.
    • Определение  роли предлогов в речи.
    • Обогащение  и активация словарного запаса обучающихся на тему «Семья» (состав   семьи, И. О. родителей, их профессии, качественный словарь, пословицы о семье  и т. д.).
    • Закрепление у обучающихся навыков правильного звукопроизношения предлогов. 
    • Упражнять  в употреблении предлогов  в, на; в составлении предложно-падежных конструкций в П. п.  и включение  их в предложения. 
    • Формирование умения составлять описательный рассказ о семье  с использованием плана.
    • Развитие интонационной выразительности, постановка логического ударения 

Развивающие

    • Развитие фонематического слуха обучающихся.
    • Развитие памяти, мышления, слухового и зрительного внимания.
    • Развитие грамматически правильной связной речи обучающихся.

Воспитательные.

    • Воспитание чувства любви к семье, родным людям.
    • Воспитывать чувство любви к братьям нашим меньшим.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания,  игровая технология, компьютерная технология, технология индивидуального личностно-ориентированного обучения.

Межпредметные связи:

  1. Родной (ненецкий) язык. Слова ненецкого языка.
  2. Русский язык. Предлоги.

Контингент: подгруппа 2а класса с ОНР III уровня.

Лексическая тема: Семья. 

Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки с текстами заданий, тетради, доска, мультимедийный проектор; книга П. Явтысыя «Зов морошковой земли»; предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием, план-алгоритм связного рассказа.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Слуховое восприятие.

На столах у вас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки!

Будьте все внимательны, активны и старательны!

– Сядет тот, кто назовет  И. О. мамы и папы.

Беседа с детьми:

-Дети, что такое семья? (Это мама, папа и дети).

2.Постановка проблемы.

-Положите руки стол.

-Почему вы не смогли выполнить действие? (Не понятно куда положить руки).

-В предложении пропущено очень важное слово, которое помогает понять, где находится предмет. Без такого слова не получаются предложения.

-Положите руки на стол. Положите руки под стол. Руки над столом.

-Какие слова помогли понять задание?

-Соедините буквы по номерам (Слайд на доске).

-Правильно, такие слова называются «Предлоги»

  1. Введение нового знания.

Выполнение действий и выделение предлога.

-Мячик кладём на коробочку, в коробочку, за коробочку, из коробочки.

-Ставим игрушку на стол, под стол, над столом, за столом. 

-Где игрушка?

-Предлоги «дружили» со словом стол. Куда ставили игрушку?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Предлоги не употребляются в речи самостоятельно, они «дружат» со словами, обозначающими предмет.

-Каждый предлог имеет своё значение.

«на»- предмет лежит сверху, «под»- предмет снизу; «в»- предмет находится внутри.

Слуховое восприятие. Понимание инструкций,  выполнение действий с предметами: 

Положите тетрадь   на угол парты, ручку в стаканчик, дневник на тетрадь, карандаш в тетрадь, руки в карманы, руки на парту…

4.Подготовка к работе на основном этапе.

Назвать слово дом с разными предлогами.(Слайд 5).

В дом, над домом, из-за дома, за дом, к дому, от дома, возле дома, около дома, у дома, из дома.

Речевая зарядка.  

-Ребята, нужно произнести скороговорку поочерёдно выделяя голосом каждое слово.(Слайд 7).

Мама мыла Милу мылом?

Мама мыла Милу мылом?

Мама мыла Милу мылом?

Мама мыла Милу мылом?

  1. Этап усвоения новых знаний.

Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенный предлог.(Слайд 8,9).

Бабочка ___ цветке, грибы ___ корзине, лиса ___ лисятами, сделан ___ дерева, бежал ___ дороге, пришёл ___ врачу, лампа ___ столом, мыши ____ полом.

Прочитать предложение. Назвать предлоги и слово к которому оно относится. Произести получившееся словосочетание. (Слайд 10).

Ваза стоит на столе.

Грибы собирают в корзины.

Ложка упала со стола.

Птенец выпал из гнезда.

Путники подошли к широкой реке.

Крот прорыл ход под землёй.

Собака спала под столом.

 

Физкультминутка-игра «Помогаю маме»

 Логопед произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:

Маму я свою люблю,

Я дрова ей наколю.

Я всегда ей помогу:

Пол я чисто подмету.

Я стираю, полоскаю,

Воду я ведром таскаю.

 

  1. Этап применения знаний.

Задание. Прочитать предложение. Вставить пропущенный предлог. Повторить предложение целиком. (Слайд 11.12).

Птица сидит… клетке.

Лиса живет… норе.

Сотри пыль ……книг.

Мама вернулась ….магазина.

Ворона слетела ……дерева.

….реке плыла лодка.

Она пристала ….берегу.

 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.
Этот пальчик — бабушка, Поочередное разгибание пальцев сначала правой,
Этот пальчик — папа, затем левой руки, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев

 

  1. Этап  включения нового знания в систему знаний и повторение

(Слайд 13,14).

Составьте предложения из данных слов. Назовите слово с относящимся к нему предлогом. 

сели, озеро, утки, на;

спала, в, белка, белка, дупле;

Емеля, щуку, из, вытащил, проруби;

Шли, охотники, тропинке, по, узкой;

лесному, вышли, озеру, они, к;

свила, гнездо, под, ласточка, крышей;

 

Гимнастика для глаз. (Слайд 15).

 

Связная речь.(Слайд 16).

На доске мнемодорожка.  Прочтите текст. Подготовьте рассказ о семье по мнемодорожке.  

Машина семья живёт в чуме, который сшила её мама. Мама и папа Маши живут в тундре. Мама очень вкусно готовит еду. Она всей семье шьёт одежду. Папа Маши строит сани. Он оленевод. Дедушка знает много интересных сказок. Бабушка очень добрая. Она сшила  Маше сумочку. Машин брат Вася хорошо арканит оленей. А сама Маша очень любит прыгать на скакалке.

Игра  «Подбери  слова-признаки  (какая  у  вас  семья?)» 


большая  (маленькая) 

 дружная                                           работящая  

здоровая

 трудолюбивая                                 заботливая добрая                                              веселая 

 строгая                                            хорошая 

 крепкая                                            

 

  1. Подведение итогов занятия.

— Для чего служат предлоги?

— Как пишутся предлоги?

Рефлексия-цветограмма. (Слайд 17).

— Ребята, выберите цветок красного цвета, если высчитаете, что очень хорошо работали на занятии, отвечали на все вопросы и всё поняли и у вас хорошее настроение. Выберите синий, если у вас настроение среднее и вы поняли не всё. Зелёный выберет пусть тот. У кого плохое настроение после занятия и кто вообще плохо всё понял и ничего не запомнил.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
познавательная коммуникативная регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы Осуществляемые действия Формируемые способы
1-й этап занятия– организационный- 1мин.

Цель: организация и настрой обучающихся на занятие

Приветствие, проверка готовности, организация внимания. Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса. Слушать собеседника.

Строить высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
2-й этап занятия– постановка учебной проблемы-2мин.

Цель: постановка проблемного вопроса и входящая рефлексия.

Постановка учебной проблемы.

Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигать проблему и обосновывать её. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Слушать собеседника.

Строить высказывания.

Контролируют правильность своих высказываний и своих высказываний.

Контролируют своё настроение с помощью пиктограммы.

Уметь слушать с целевой установкой. 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Уметь показать уровень настроения.

3-й этап — введение нового знания- 2 мин.

Цель: обеспечение осмысленного восприятия нового материала

Организует выполнение действий и выделение предлога. Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Выполняют действия и выделяют предлоги.

Уметь выполнять инструкции учителя. Взаимодействуют с учителем во время диалога. Слушать учителя.

Строить высказывания.

Осуществляют самоконтроль за выполнением артикуляционных упражнений. Уметь контролировать свои действия во время артикуляционной гимнастики.
4-й этап- подготовка к работе на основном этапе-3 мин.

Цель: обеспечение подготовки и мотивации к работе над новым материалом

Организует упражнение: Назвать слово дом с разными предлогами.

Организует речевую зарядку.

Слушают и называют слово дом с разными предлогами. Выполняют речевую зарядку. Уметь отвечать на вопросы учителя и называть слово с разными предлогами. Взаимодействуют с учителем и с другими ребятами во время речевой зарядки. Слушать учителя и ребят.

Понимать на слух ответы обучающихся.

В ходе ответов хором осуществляют самоконтроль понимания текста игры. Уметь сохранять учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль своих высказываний.

5-й этап занятия–этап усвоения новых знаний – 4 мин. +физмин-ка -2мин.= 6 мин.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала

Проводит задание по выбору предлога к словосочетаниям и нахождению предлога из предложения. Организует выполнение физкультминутки. Читают задания на слайде и выполняют задания по выбору предлога к словосочетаниям и нахождению предлога из предложения. Выполняют физкультминутку. Уметь  читают задания на слайде и выполняют задания по выбору предлога к словосочетаниям и нахождению предлога из предложения. Взаимодействуют с учителем во  время выполнения задания и физкультминутки. Слушать учителя и ребят.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Осуществлять самоконтроль выполнения задание по выбору предлога к словосочетаниям и нахождению предлога из предложения. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь высказывать своё мнение по существу полученного задания.

6-й этап занятия– применение знаний-2 мин.+ пальчю гимн.2мин= 4 мин.

Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их

 в разнообразных ситуациях.

Организует выполнение пальчиковой гимнастики «Моя семья»; выполнение задания по постановке предлогов в предложения по смыслу. На карточках читают предложения и подставляют предлоги по смыслу.

Выполняют пальчиковую гимнастику «Моя семья».

Уметь выполнять пальчиковую гимнастику «Моя семья»; выполненять задания по постановке предлогов в предложения по смыслу. Вся подгруппа выразительно регламентирует стихотворение во время выполнения пальчиковой гимнастики; выполняет задания на слайде. Выразительно произносить текст физкультминутки. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимать и сохранять учебную задачу.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

7-й этап – включение нового знания в систему знаний и повторение-10 мин.

Цель: обеспечение усвоения и автоматизации знаний.

Организация выполнения заданий по выполнения задания с дифференцированного предложения.

Работа с текстом по мнемодорожке.

Организация выполнения гимнастики для глаз.

Составляют предложения.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают содержание текста с опорой на мнемодорожку.

Уметь составлять предложение.

Уметь пересказывать текст с опорой на  мнемодорожку.

Озвучивают предложение с опорой на картинку.

Отвечают на вопросы по содержания рассказа.

Пересказывают с опорой на мнеморожку.

Уметь строить грамматически правильное предложение, понятное для собеседника.

Пересказывать рассказ с опорой на мнемодорожку.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Принимать и сохранять учебную задачу.
8-й этап – рефлексия деятельности на занятии- 2мин.

Цель: самооценка  за работу на занятии, рефлексия обучающихся 

по поводу своего психоэмоционального состояния.

Беседа, связанная  с результатами и целями занятия.

Выполнение рефлексии-цветограммы.

Слушают вопросы учителя об усвоении темы занятия.

Делают обобщающий вывод о деятельности на занятии.

Осуществлять анализ своей деятельности на занятии. Формулируют результат своей деятельности на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили: что получилось? Что было трудно?

Называть слова-глаголы того, чем занимались на занятии.

Высказывать своё мнение к занятию.

Осуществляют оценку своей деятельности на занятии. Понимание и анализ своей деятельности на занятии.

Понимание