Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»



автор: Евдокимова Галина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЛНР «Индустрианская основная школа»

Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»

План мастер – класса

Тема: «Игровые технологии на уроках русского языка».

Подготовила: Евдокимова Г.Н.

Цель мастер-класса:  

  • повышение интереса обучающихся  к изучению  русского языка;
  • формирование познавательной активности  школьников, расширение их кругозора

 Задачи:

  • познакомить обучающихся с игровыми технологиями, используемыми  на уроках русского языка;
  • пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
  • повысить уровень знаний обучающихся по предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки

                           

                                                    Ход мастер – класса

1.Вводная часть

Приветствие участников мастер-класса.

– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем  мастер – класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка».

Игровые технологии в обучении, пожалуй, самые древние. Бытует мнение, что играть нужно только с младшими школьниками, а вот в основной школе с учениками необходимо разговаривать более серьезно. Но ведь даже взрослые с удовольствием играют в интерактивные игры и посещают квесты. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игровая технология актуальна в любом возрасте и в любом классе. Вы согласны?

  1. Практическая часть    

На сегодняшнем мастер-классе  я предлагаю вам следующие игровые технологии:

  1. Игра “Третий лишний”.

         Я раздала вам карточки с заданиями.  Вы  должны назвать в каждом ряду лишнее слово, объяснив свой выбор:

1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.

Запорошивший, закружившийся, закутавшись.

2 пара: Холодает, искрится, кружась.

Морозит, зимуют, заметая.

3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.

Заморозив, растаял, заснеженный.

  1. Приём «Письмо с пробелами».
              Ребята, этот прием  подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний  и  для  работы  с  параграфом при изучении нового материала.
    Знакомство с порядком морфологического разбора. Например,  имени существительного. Составьте, пожалуйста,  рассказа о существительном по опорным словам.
    1) Имя существительное обозначает…
    Отвечает на вопросы…
    Начальная форма имени существительного – … падеж…числа.
    2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
    … или ….
    … или …
    Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
    Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
    Существительные изменяются по … и … .
    3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
    Имя существительное не является членом предложения, если… .
  2. Игра «Лови ошибку».

     Учитель на доске записывает ряд слов по изученной орфограмме и намеренно допускает ошибку или ряд ошибок. Учащиеся должны не только указать на ошибки, но и аргументированно объяснить их правописание.

4.Прием «Плюс или Минус» (например, по теме «Деепричастие»). 

     Данный прием, ребята, поможет вам  выразить свое отношение к ряду утверждений. Я приготовила для вас несколько высказываний и предлагаю  выразить к ним свое отношение по категории «+ или -», а также разъяснить, почему вы так думаете. 

1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)

2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)

3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)

4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)

5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)

6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)

7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)

8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)

9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)

10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)

5.Игра «Ромашка».

      Ребята, на лепестках ромашки написаны вопросы по русскому языку по изученным темам. Каждый из вас должен сорвать один лепесток с вопросом. На подготовку дается одна-две  минуты. Отвечать будете  по очереди. 

 

  • Заключительная часть

      На этом наш мастер-класс заканчивает свою работу. Надеюсь, ребята, что вам понравилось наше занятие.

  •   Рефлексия. Технология «Рефлексивный экран»

Каждому участнику предлагается завершить какую-либо фразу, например:

«Было интересно узнать…»;

«Я пришёл(ла) сюда…»;

«Мне захотелось попробовать…»

«Тема, которую мы проработали…”;

 (Обмен мнениями)

Список используемой литературы:

1.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 классы. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1991.

3.Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому зыку: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1989.

 

Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»
Пролистать наверх