автор: Евдокимова Галина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЛНР «Индустрианская основная школа»
Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»
План мастер – класса
Тема: «Игровые технологии на уроках русского языка».
Подготовила: Евдокимова Г.Н.
Цель мастер-класса:
- повышение интереса обучающихся к изучению русского языка;
- формирование познавательной активности школьников, расширение их кругозора
Задачи:
- познакомить обучающихся с игровыми технологиями, используемыми на уроках русского языка;
- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
- повысить уровень знаний обучающихся по предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки
Ход мастер – класса
1.Вводная часть
Приветствие участников мастер-класса.
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем мастер – класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка».
Игровые технологии в обучении, пожалуй, самые древние. Бытует мнение, что играть нужно только с младшими школьниками, а вот в основной школе с учениками необходимо разговаривать более серьезно. Но ведь даже взрослые с удовольствием играют в интерактивные игры и посещают квесты. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игровая технология актуальна в любом возрасте и в любом классе. Вы согласны?
- Практическая часть
На сегодняшнем мастер-классе я предлагаю вам следующие игровые технологии:
- Игра “Третий лишний”.
Я раздала вам карточки с заданиями. Вы должны назвать в каждом ряду лишнее слово, объяснив свой выбор:
1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.
Запорошивший, закружившийся, закутавшись.
2 пара: Холодает, искрится, кружась.
Морозит, зимуют, заметая.
3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.
Заморозив, растаял, заснеженный.
- Приём «Письмо с пробелами».
Ребята, этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора. Например, имени существительного. Составьте, пожалуйста, рассказа о существительном по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного – … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… . - Игра «Лови ошибку».
Учитель на доске записывает ряд слов по изученной орфограмме и намеренно допускает ошибку или ряд ошибок. Учащиеся должны не только указать на ошибки, но и аргументированно объяснить их правописание.
4.Прием «Плюс или Минус» (например, по теме «Деепричастие»).
Данный прием, ребята, поможет вам выразить свое отношение к ряду утверждений. Я приготовила для вас несколько высказываний и предлагаю выразить к ним свое отношение по категории «+ или -», а также разъяснить, почему вы так думаете.
1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)
2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)
3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)
4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)
5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)
6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)
7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)
8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)
9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)
10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)
5.Игра «Ромашка».
Ребята, на лепестках ромашки написаны вопросы по русскому языку по изученным темам. Каждый из вас должен сорвать один лепесток с вопросом. На подготовку дается одна-две минуты. Отвечать будете по очереди.
- Заключительная часть
На этом наш мастер-класс заканчивает свою работу. Надеюсь, ребята, что вам понравилось наше занятие.
- Рефлексия. Технология «Рефлексивный экран»
Каждому участнику предлагается завершить какую-либо фразу, например:
«Было интересно узнать…»;
«Я пришёл(ла) сюда…»;
«Мне захотелось попробовать…»
«Тема, которую мы проработали…”;
(Обмен мнениями)
Список используемой литературы:
1.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 классы. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1991.
3.Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому зыку: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1989.