Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.



Автор: Евдокимова Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР «Индустрианская основная школа»”

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Функциональная грамотность — это способность человека применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. В условиях современного мира она становится одной из важнейших задач образования, так как предполагает не просто усвоение информации, но и умение использовать её на практике. В школе формирование функциональной грамотности происходит на разных уроках, и уроки русского языка и литературы играют в этом процессе ключевую роль.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов:

Читательская грамотность — умение понимать, интерпретировать и анализировать тексты разных типов.

Языковая грамотность — способность правильно и эффективно использовать язык для выражения мыслей, как устно, так и письменно. Коммуникативная компетенция —  умение взаимодействовать с другими людьми, строить диалог, высказывать своё мнение и  аргументировать его.

На уроках русского языка и литературы все эти компоненты развиваются благодаря работе с текстами разного уровня сложности, анализу художественных произведений и упражнениям по составлению собственных текстов.

Методы формирования функциональной грамотности 

Чтение и анализ текстов

Уроки литературы предоставляют уникальную возможность для формирования читательской грамотности. Работа с художественными текстами учит детей не только понимать содержание, но и искать в нем скрытые смыслы, анализировать героев, оценивать поступки и видеть связь между произведением и реальной жизнью.

Также важно давать ученикам тексты разных жанров: публицистические, научно-популярные, документальные и даже тексты из современных СМИ. Это помогает учащимся развивать навык понимания информации, написанной разным языком и в разных стилях.

Развитие языковой грамотности

Одним из ключевых аспектов является умение правильно выражать свои мысли как устно, так и письменно. На уроках русского языка ученики учатся грамотно строить предложения, соблюдать нормы орфографии и пунктуации, использовать разнообразные языковые средства. Важно также уделять внимание богатству словарного запаса и умению использовать язык в разных ситуациях — в официальной переписке, при составлении эссе, в неформальном общении и т.д.

Для развития письменной речи полезны такие задания, как написание сочинений, эссе, резюме, рецензий, а также проведение дискуссий и дебатов для развития устной речи.

Интерактивные формы работы

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы на уроках, что также способствует развитию функциональной грамотности. Например, можно использовать интерактивные задания, где ученики будут анализировать тексты онлайн, составлять лингвистические карты или работать в группах над созданием презентаций. Такие формы работы не только повышают интерес к предмету, но и способствуют более глубокому усвоению материала.

Межпредметные связи

Формирование функциональной грамотности невозможно без межпредметного подхода. Уроки русского языка и литературы можно связать с другими дисциплинами, такими как история, обществознание, география. Например, при изучении произведений классиков можно обсуждать их исторический контекст, связь с культурой и событиями того времени. Это помогает ученикам увидеть взаимосвязь между разными областями знаний и применить знания в реальной жизни.

Работа с информацией

Важным навыком в современном мире является умение работать с информацией: находить её, критически оценивать, систематизировать и использовать для решения конкретных задач. На уроках русского языка и литературы можно развивать эти умения, предлагая ученикам анализировать разные источники информации, сравнивать их и делать выводы.

Роль учителя в формировании функциональной грамотности

Учитель в процессе формирования функциональной грамотности выступает в роли наставника и координатора. Его задача — не просто передать знания, но и помочь ученикам научиться применять их в жизни. Для этого необходимо создать на уроках атмосферу творчества, интереса к языку и литературе, а также поддерживать активное участие каждого ученика.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы — это важный процесс, который требует систематической работы и применения разнообразных методов. Умение понимать и интерпретировать тексты, правильно выражать свои мысли, критически мыслить и эффективно общаться — всё это навыки, которые помогают ученикам стать успешными в современном обществе.

Литература:

  1.  Жаналина Л. Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка //Педагогическая наука и практика. – 2019. – №. 1 (23). – С. 78-81.

 

  1. Горобец Л. Н., Бирюков И. В., Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения //Мир науки, культуры, образования. – 2022 – №. 3 (94). – С. 84-86.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Пролистать наверх