Методические рекомендации “Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игровых технологий”

Автор: Еременко Айгуль Равильевна

воспитатель МАДОУ “Буратино” город Когалым

Методические рекомендации “Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игровых технологий”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект игрового занятия

по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «К нам весна шагает быстрыми шагами…» для детей средней группы  (4 – 5 лет)

Воспитатель 

МАДОУ «Буратино» 

Еременко А.Р

г. Когалым, 2022 год

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством игровых упражнений.

Задачи:

Образовательные:

– Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, уравнивать неравные группы предметов двумя способами;

– Закрепить название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

– Закреплять навыки количественного, порядкового счета в пределах 5; 

– Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная;

– Расширять диапазон знания детей о весне, о весенних признаках; 

Развивающие: 

– Развивать внимание, логическое, пространственное и конструктивное мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие;

 – Развивать познавательный интерес, детскую инициативу.

Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, желание оказать помощь.

 

Словарная работа: 

Обогащение словаря: первоцвет

Активизация словаря: название геометрических фигур, самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная, ледоход

 

Методы и приемы:

Словесные: художественное слово (загадка, стихотворение); беседа, объяснение, вопросы, указание

Наглядные: иллюстрации

Игровые: организационный момент – аудиозапись, создание игровой ситуации.   игровые упражнения «Зимующие и перелетные птицы», «Цветные кораблики»; физминутка «На водопой»

Практические: дидактическое упражнение «Сравни и назови», «Весенний ледоход», конструирование игра – головоломка «Танграм»

 

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, конструирование.  

 

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; работа с мнемотаблицей «Признаки весны», порядковый счет, дидактические игры «Цветные карандаши», «Соберем пирамидку», «Украсим коврик», игра – головоломка «Танграм», физминутка «На водопой»

 

Демонстрационный материал: иллюстрации к игровым упражнениям, мнемотаблица «Признаки весны»

Раздаточный материал по количеству детей: сосульки, геометрические фигуры, схемы, игра – головоломка «Танграм»

 

Ход образовательной деятельности:

 

  1. Психологический настрой

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? (дети подходят к воспитателю)

Кто пришел так тихо-тихо?

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

(Стихотворение Б.Заходер) 

 

Демонстрация мнемотаблицы «Признаки весны»

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие изменения происходят в природе весной. 

– Ярко светит солнце. 

– На деревьях набухают почки. 

– Появляются первые весенние цветы.

– С теплых краев прилетают птицы.

– Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.

– Появляются проталины.

– На реках тает и трескается лед, начинается ледоход.

– На крышах появляются и тают сосульки. 

 

Воспитатель: Как хорошо, что пришла к нам весна!

Солнышко светит весь день допоздна! 

 

Организационный момент

Аудио запись «Звук вьюги и метели» 

Голос Зимушки: 

– Здравствуйте, ребята.

Я зимушка-зима

Долго с вами я была  

Не боялись вы меня,

Не пугал вас снег и ветер,

Разве плохо со мной дети?

На коньках, на лыжах, санках.

В шубах, варежках ушанках

На морозе веселились,

А домой не торопились!
Время быстро пролетело,
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед.
Вслед за мной Весна идет!

Не хочу весну пускать, 

Хочу властвовать опять!

 

Дорогие ребята, мне очень понравилось в ваших краях, с вами так весело! Не хочу уходить, и поэтому я заколдовала Весну. Только выполнив мои задания можно её освободить!

 

Воспитатель: Ребята, вы готовы расколдовать весну? Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. 

 

  1. Основная часть.  

2.1. Игровое упражнение «Зимующие и перелетные птицы»

Демонстрация иллюстрации с изображением птиц сидящих на ветке

Воспитатель: Сколько синиц на ветке?  

Какие это птицы?

Сколько скворцов?

Какие это птицы?

Что можно сказать о количестве птиц?

Какое число больше (меньше)?

Как сделать так, чтобы птиц стало поровну?

 

Дети берутся за руки, закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Ребята, давайте скажем волшебное заклинание, чтобы расколдовать весну:

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

Демонстрация карточки «Скворец» для оформления портрета «Весны»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой признак весны спрятался в задании?

 

2.2. Игровое упражнение «Цветные кораблики»

Демонстрация иллюстрации с изображением ручейка и цветных корабликов

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Он под солнышком родился

И из снега появился.

Быстро с горки побежал,

Звонко песню зажурчал (Ручей)

 

Воспитатель: Посчитайте кораблики по порядку. 

Какого цвета первый? 

Который по счету синий кораблик?

 

Дети берутся за руки, закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

Демонстрация карточки «Ручеек» для оформления портрета «Весны»

Воспитатель: Ребята, какой признак весны спрятался в задании?

 

2.3. Физкультурная минутка «На водопой»

Весенним днем лесной тропой              (дети идут в  кругу )

Звери шли на водопой.      

За мамой-лосихой топал лосёнок,            (высоко поднимая ноги)

За мамой-лисицей крался лисенок,           ( ходьба  на носках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,            (ходьба в полуприсяде)

За мамой-медведицей шел медвежонок,      (скрестный шаг)

За мамою-белкой скакали бельчата,          (подскоки)

За мамой-зайчихой – косые зайчата,          (прыжки)

Волчица вела за собою волчат,                (приставной шаг)

Все мамы и дети напиться хотят.              (дети идут в кругу) 

 

Дети берутся за руки, закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

 

Демонстрация карточки «Медведица с медвежонком» для оформления портрета «Весны»

Воспитатель: ребята, вот еще один признак весны расколдовали. Какой признак весны спрятался в задании?

 

2.4. Практическое упражнение «Сравни и назови» (работа с раздаточным материалом)

Воспитатель: А теперь отгадайте, что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька) 

Как появляются сосульки? А как называется звон тающих сосулек? (капель).  

Разложите сосульки в ряд от самой короткой до самой длинной

 

Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные за столами.

 

Дети закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

 

Демонстрация карточки «Сосульки» для оформления портрета «Весны»

Воспитатель: ребята, вот еще один признак весны расколдовали. Какой признак весны спрятался в задании?

 

2.5. Практическое упражнение «Весенний ледоход»

Воспитатель: Весной лед на реке тает, трескается и плывет по течению – начинается…. (ледоход)

Сделайте свой весенний ледоход

 

Дети раскладывают на синем картоне геометрические фигуры. Воспитатель задает вопросы детям о количестве геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников)

 

Дети закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

Воспитатель: ребята, вот еще один признак весны расколдовали. Какой признак весны спрятался в задании

Демонстрация карточки «Ледоход» для оформления портрета «Весны»

 

2.6. Игра – головоломка «Танграм»

Воспитатель: Ребята, а какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники). Еще их называют первоцветами. Воспитатель объясняет понятие слова – первоцвет

Сегодня с первым весенним цветком нас познакомит головоломка «Танграм». С помощью схемы вам необходимо выложите первый весенний цветок – подснежник, первоцвет. 

 

Дети закрывают глаза и проговаривают волшебное заклинание: 

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

Потихоньку, помаленьку прогоняем зиму прочь! 

 

Воспитатель: ребята, вот еще один признак весны расколдовали. Какой признак весны спрятался в задании?

Демонстрация карточки «Подснежник» для оформления портрета «Весны»

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился портрет весны. Читает стихотворение Ирины Токмаковой «Весна»

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

Воспитатель: Вот и пали чары зимы, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года весна!

 

  1. Рефлексия

Воспитатель: Что позволило нам освободить Весну?, Зачем мы это делали?, Что вы расскажите родителям о нашем занятии?»

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали (воспитатель отмечает ребёнка, его конкретные заслуги). Сегодня, вовремя нашей прогулки, я предлагаю вам найти приметы весны и зарисовать увиденное в наших альбомах наблюдений.

 

Методические рекомендации “Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игровых технологий”
Пролистать наверх