Автор: Ескина Лариса Ивановна

учитель начальных классов МКОУ КСШ № 2 им. Горького

Технологическая карта урока.

Технологическая карта учебного занятия «Открытие» нового знания

Предмет: окружающий мир

Класс:  3 «А»

Программа: УМК «Школа России»

Раздел:  «Эта удивительная природа»

Тема: «Великий круговорот жизни» 

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, технология.

Цели: 

Деятелъностная(развивающая) : формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная(познавательная) : формирование у обучающихся первоначального представления о круговороте жизни на Земле и основных звеньях этого круговорота. 

Воспитательная: формирование у обучающихся бережного отношения к природе. 

Задачи:

обучающая: формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;

развивающая: развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;

воспитывающая: содействовать развитию познавательного интереса к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, как к единому организму.

 Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемного диалога, проектной деятельности.

 

Планируемые результаты

Предметные: Познавательные:  Регулятивные:  Коммуникативные:  Личностные: 
-объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

-приводить примеры живых организмов разных «профессий»;(БУ) 

-характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы;
— рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы;
— характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме. (ПУ)

-анализировать и обобщать;

 -сравнивать; 

-устанавливать причины явлений; 

-классифицировать; 

-представлять информацию в виде схем;

 -извлекать информацию из текста.

-оценивать учебные действия;

-работать,  опираясь на образец; 

-выдвигать версии; 

-работать по плану;

 -высказывать свое предположение на основе работы с учебником; 

-определять цель;

-планировать деятельность;

-выбирать средства достижения цели с помощью учителя; 

-оценивать степень успешности достижения цели.

-формируем умение излагать свое мнение; 

-умение работать коллективно;

— слушать и слышать другого;

-менять свою точку зрения; 

-участвовать в диалоге;

-работать самостоятельно; 

-работать в группе;

-понимать позицию другого; 

-предотвращать и преодолевать конфликты; 

-работать коллективно.

-формируем умение строить отношения с людьми;

 -пользоваться правилами поведения;

 -адекватно оценивать себя;

-учить бережному отношению к окружающему миру.

 

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 1.Учитель «отменяет» урок и читает письмо. 

2.Предлагает оказать помощь жителям острова, которые попали в беду.

Взаимодействуют с учителем. Словесн ый
2. Этап актуализации и пробного учебного действия 
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 1. Учитель просит восстановить великий круговорот жизни.

2.В процессе работы учитель задает вопросы по ранее изученному материалу в разделе «Эта удивительная природа».

Работают у доски.

Отвечают на вопросы. (БУ)

Частично-поисковый, проблемный, метод иллюстрации, словесный
3. Этап выявления места и причины затруднения 
Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Помогает провести пошаговый анализ, зафиксировать шаг,  на  котором  возникло     затруднение. 1. Проговаривают вслух, что и как они делали.

2. В беседе с учителем фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи, и шаг,  на  котором  возникло     затруднение.

Частично-поисковый, метод иллюстрации
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Учитель задает вопрос:

«Какова будет тема нашей работы?»

(тема,  цели и план корректируются и фиксируются на доске).

1.Формулируют самостоятельно (ПУ) или с помощью учителя (БУ) конкретные цели своих будущих учебных действий.

2.Самостоятельно (ПУ) или с помощью учителя (БУ) предлагают и согласовывают тему урока. 

3.Самостоятельно (ПУ) или с помощью учителя (БУ) восстанавливают план работы.

Частично-поисковый, метод иллюстрации
5. Этап реализации построенного проекта 
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 1.Учитель  дает задание для каждой группы. 

2.Наблюдает за работой в группах.

1.Работают в группах.    

2.Представляют результаты своей деятельности.

3.Составляют письмо.

4.Оценивают себя в листах самооценки. 

Частично-поисковый, метод иллюстрации
Физминутка
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Организует работу в парах (ПУ) 1.Решают в  парах задания на новый способ действия, при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование.

2.Оценивают себя в листах самооценки.

Практический,  метод самоконтроля
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. 1.Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону.

3.Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

1.Выполняют задания в рабочей тетради.

2. Проверяют выполнение по эталону.

3.Оценивают себя в листах самооценки.

Практический, метод самоконтроля

 

                                                    8. Этап включения в систему знаний и повторения 
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. Учитель проводит игру «Займи свое место». 1.Играют

2.Оценивают себя в листах самооценки.

Практический, игровой, метод самоконтроля
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового 1.Возвращает детей к началу занятия. 

2.Просит подсчитать баллы. 

3.Дает домашнее задание на выбор:

-рабочая тетрадь стр. 69 №3;

-подготовить «письмо о помощи» для одноклассников.   4.Организует рефлексию. 

1.Отвечают на вопросы.

2.Оценивают себя.

3.Записывают д/з, задают вопросы по домашнему заданию.

Словесный, метод контроля