автор: Ефименко Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
Центр детского творчества город Надым
Стильные штучки
Департамент образования
Администрации Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«СТИЛЬНЫЕ ШТУЧКИ»
Возраст учащихся: 7-13 лет
Срок реализации программы:1 год
Автор программы:
Ефименко Татьяна.Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2024
Содержание
I. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 6 |
3. | Содержание программы | 7 |
II. | Организационно-педагогические условия дополнительной общеразвивающей программы | 10 |
1. | Календарный учебный график | 10 |
2. | Формы контроля и аттестации | 11 |
3. | Оценочные материалы, формирующие систему оценивания | 11 |
4. | Методическое обеспечение | 12 |
5. | Материально-техническое обеспечение | 13 |
6. | Воспитательная работа | 14 |
7. | Календарно-тематическое планирование | 17 |
8. | Список литературы | 21 |
9. | Приложение 1 | 23 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Стильные штучки»
- Пояснительная записка
Направленность программы «Стильные штучки» – художественная. Программа направлена на формирование специальных компетенций в области декоративно – прикладного искусства; повышение мотивации посредством включения детей в креативную, проектную, творческую деятельность; развитие интереса к основам дизайнерского мастерства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стильные штучки» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года No 678-р;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
- Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк);
- Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района;
- Уставом и локальными актами Центр детского творчества.
Уровень освоения содержания программы – стартовый.
Актуальность программы. Большое внимание в программе уделяется использованию различных материалов, современных техник, что способствует развитию фантазии, воображения детей, расширяет возможности самореализации учащихся, через активное участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Новизна программы заключается в создании условий для самореализация учащихся через выполнение проектных творческих работ, освоение новых техник при изготовлении изделий декоративно – прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения искусству декоративно – прикладного творчества. Занимаясь по программе, дети не только осваивают эти ремесла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в различные виды рукоделия.
Отличительной особенностью данной общеразвивающей программы являются личностно-ориентированные, альтернативные формы обучения и системно – деятельностный подход; комплексный подход к содержанию: объединение малоизвестных и современных, традиционных и нетрадиционных техник и способов изготовления изделий декоративно – прикладного искусства, а также включение в образовательный процесс социальных практик.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 7-13 лет.
Уровень освоения содержания программы: стартовый
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 1 год, количество учебных часов по программе 108 часов, (20 часов теоретических занятий и 88 часов практических занятий).
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. На первый год отводится по 108 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 часам. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: не менее 15 учащихся.
Форма обучения: очная
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся (в том числе детей с ОВЗ) через освоение современных стилей и технологий дизайнерского искусства.
Задачи:
Образовательные (программные):
– формирование специальных умений, навыков в области декоративно – прикладного творчества;
– освоение проектной, исследовательской технологии;
– умение изготавливать изделия в нетрадиционных техниках, из подручного материала;
– формирование умений в современных стилях и техниках «арт-дизайна».
Метапредметные:
– формирование способов деятельности и развитие навыков групповой и самостоятельной практической деятельности, навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации, используемые в практической деятельности;
– формирование мотивации к определенному виду деятельности;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений;
– развитие информационно-коммуникативных навыков.
Личностные:
– формирование позитивных личностных качеств учащихся: целеустремленности, ответственности, терпения, коммуникативной культуры, внимания, находчивости, изобретательности и устойчивого интереса к креативной деятельности;
– умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– формирование духовно – нравственных качеств;
– формирование позитивной установки на здоровый образ жизни, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, основ экологической культуры, культуры общения.
Планируемые результаты реализации программы
Образовательные (программные) результаты обучения:
учащиеся понимают:
-
- правила безопасности труда при работе с инструментами, приспособлениями и материалами;
- технологию изготовления изделий с использованием различных материалов, техник и стилей;
- приемы разметки с помощью шаблонов, трафаретов, чертежно – измерительных инструментов;
- условные обозначения, используемые в схемах и описаниях;
- правила составления объемных композиций.
умеют:
- разрабатывать творческие проекты с помощью педагога;
- выполнять записи схем и узоров с помощью условных обозначений;
- самостоятельно изготавливать изделия по образцу, по собственному замыслу;
- экономично использовать материал;
- работать в коллективе, сотрудничать друг с другом;
- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели.
владеют:
- умением использовать все изученные виды техник при изготовлении различных изделий;
- умением составлять несложные плоские композиции;
- умением работать индивидуально и в мини – группах;
- умением добросовестно относиться к выполнению работы,
- алгоритмом написания творческих проектов с помощью педагога;
- умением пользоваться инструментами ручного труда;
- умением эстетично оформлять изделия, проявляя элементы своего творчества.
Метапредметные результаты:
- сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- сформированность мотивации к декоративно-прикладной деятельности;
- сформированность потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самоанализу, самооценке;
- сформированность ответственного отношения к выполнению работы (аккуратность, бережливость к инструментам и материалам).
Личностные результаты:
- сформированность духовно – нравственных качеств учащихся (патриотизма, гражданской идентичности);
- сформированность ответственного отношения к учению, самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на основе мотивации к обучению и выбора индивидуальной траектории образования, профориентации;
- сформированность коммуникативной культуры у детей и подростков;
- сформированность установки на здоровый образ жизни;
- сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- сформированность основ экологической культуры;
- сформированность культуры общения.
- Учебный план
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами. | 2 | 2 | 0 | Беседа – диалог. |
2 | Начальный контроль предметных (программных) и общеучебных умений, навыков | 2 | 0 | 2 | Творческое задание |
3 | Современные стили дизайнерского искусства. Изготовление изделий для декора помещений в стилях: хай-тек, поп-арт, кантри и др. | 24 | 5 | 19 | Творческое задание |
3.1.Стиль хай-тек. Изготовление часов. | 8 | 2 | 6 | Творческая работа | |
3.2.Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | 8 | 2 | 6 | Творческая работа | |
3.3. Стиль кантри. Декупаж +старение основы. Изготовление комодика для цветов фиалок. | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | |
4 | Арт-дизайн «Paper – бум» | 22 | 4 | 18 | Творческая работа. |
4.1 Дизайнерские открытки | 10 | 2 | 8 | Практическая работа | |
4.2 Интерьерные композиции | 12 | 2 | 10 | Творческая работа. | |
5 | Мастерская «Подручные средства» | 14 | 2 | 12 | Мини выставка «Наши шедевры» |
5.1 Арт-дизайн «Волшебная нить» | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | |
5.2 Арт –дизайн «Сувениры» | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | |
6 | Работа с различными материалами | 40 | 7 | 33 | Творческое задание |
6.1. сувениры из кофейных зерен и пеньковой веревки | 8 | 1 | 7 | наблюдение | |
6.2 сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | 12 | 2 | 10 | Опрос, наблюдение | |
6.3. изделия из природного материала | 10 | 2 | 8 | Наблюдение, творческая работа | |
6.4. Свободное творчество | 10 | 2 | 8 | Творческая работа. Наблюдение | |
7 | Аттестация по завершении реализации программы | 2 | 0 | 2 | Презентационная выставка |
8 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Мини выставка
«Мои работы» |
Итого | 108 | 20 | 88 |
- Содержание программы
- Вводный инструктаж по Т/Б. Знакомство с материалами и инструментами.
Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами образовательной программы, с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения учащихся, с характером занятий (теоретические и практические) на текущий учебный год. Инструктаж по правилам техники безопасности при выполнении ручных работ. Профилактическая беседа по правилам пожарной безопасности (ознакомление с путями эвакуации в случае возникновения пожара). Игровой момент «Определи по загадкам инструмент».
Форма подведения итогов: беседа – диалог.
- Начальный контроль.
Практика: изготовить изделие в любой технике. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся. Консультации педагога. Оформление полученных результатов.
Форма подведения итогов: творческое задание.
- Современные стили дизайнерского искусства. Изготовление изделий для декора помещений в стилях: хай-тек, поп-арт, кантри и др.
3.1. Стиль хай-тек. Изготовление часов.
Теория: Ознакомление с различными стилями дизайна. Изучение литературы, просмотр примеров оформления.
Практика: изготовление изделия в определенном стиле интерьера. Подбор материала, цветовое решение. Последовательность технологических операций при выполнении творческих работ в различных техниках. Изготовление основы. Подготовка основы к грунтовке. Грунтовка поверхности. Изготовление циферблата по шаблону. Декорирование основы часов. Композиционное решение. Приклеивание деталей декора. Крепление часового механизма. Финишная отделка изделия.
Форма подведения итогов: творческая работа.
3.2.Стиль поп -арт. Изготовление ключницы.
Теория: Изучение литературы, просмотр примеров оформления.
Практика: изготовление изделия в определенном стиле интерьера. Подбор материала, цветовое решение. Последовательность технологических операций при выполнении творческих работ в данной технике. Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. Заготовка деталей из картона. Склеивание и обработка заготовок для ключницы. Оклеивание салфетками. Грунтовка ключницы, покраска. Использование техники декупаж.
Форма подведения итогов: творческая работа.
3.3. Стиль кантри. Декупаж +старение основы.
Теория: Изучение литературы, просмотр примеров оформления.
Практика: изготовление изделия в определенном стиле интерьера. Подбор материала, цветовое решение. Последовательность технологических операций при выполнении творческих работ в данной технике. Изготовление комодика для цветов фиалок.
Стиль кантри. Декупаж +старение основы. Изготовление комодика для цветов фиалок. Изготовление основы из картона по трафаретам. Склеивани деталей, Оклеивание салфетками.
Форма подведения итогов: творческая работа.
- Арт – дизайн «Paper – бум»
4.1. Дизайнерские открытки
Теория: Ознакомление с различными техниками создания открыток. Изучение литературы, просмотр образцов (онлайн).
Практика: изготовление изделия. Подбор материала, цветовое решение. Последовательность технологических операций при выполнении творческих работ в различных техниках.
Форма подведения итогов: творческая работа.
4.2 Интерьерные композиции
Теория: Ознакомление с различными техниками создания интерьерных композиций. Изучение литературы, просмотр образцов (онлайн).
Практика: изготовление изделия. Подбор материала, цветовое решение. Последовательность технологических операций при выполнении творческих работ в различных техниках.
Форма подведения итогов: практическая работа.
- Мастерская «Подручные средства»
5.1 Арт-дизайн «Волшебная нить»
Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Ознакомление с видами композиций, их особенности. Соблюдение пропорций в композициях. Формы композиций (линейная, параллельно – горизонтальная). Подготовка творческого проекта к защите. Консультации педагога. Оформление полученных результатов.
Практика: работа над проектом. Работа с интернет – ресурсами.
Форма подведения итогов: практическая работа.
- 2 Арт –дизайн «Сувениры»
Теория: подбор инструментов, приспособлений при изготовлении и оформлении сувениров. Размеры и формы сувениров, соблюдение пропорций, композиционное решение. Показ образцов, обсуждение, объяснение, поэтапность в работе. Цветовое решение.
Практика: практическая работа «Изготовление сувениров». Изготовление основ. Изготовление модулей по технологической карте. Оформление сувениров на любую тему. Декорирование изделий.
Форма подведения итогов: творческая работа.
6.Работа с различными материалами
6.1. сувениры из кофейных зерен и пеньковой веревки
Теория: познакомиться с техникой. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства – мозаика. Соединение зерен в единое целое.
Практика: Выполнение отдельных элементов и сборка их в единое целое. Последующее оформление готовых изделий мелкими деталями.
Форма подведения итогов: наблюдение, опрос, творческая работа.
6.2. Сувениры к праздникам из фоамирана, фетра и др.
Теория: правила работы с фоамираном, фетром и другими материалами.
Практика: работа с шаблонами. Трафаретами. Перенос на материал. Склеивание элементов. Работа с разными марками клея. Тепловая обработка (работа с утюгом, феном) изготовление дополнительных элементов. Декорирование
Форма подведения итогов: опрос, наблюдение.
6.3. Изделия из природного материала
Теория: разновидности проектов. Беседы на тему: «Сущность проектов и их разновидности», «Что такое дизайн-спецификация и дизайн-анализ». Обозначается задача проекта, его форма. Выбирается проект «Изготовление картины». Определяется техника исполнения.
Практика: Обозначение задачи проекта. Первоначальные идеи проекта. Проведение исследований по материалу и техники исполнения. Проведение дизайн- спецификации, дизайн- анализа. Разбор последовательности изготовления элементов панно. Проведение детальной разработки, спецификации элементов изделия. Технологический этап проекта. Поэтапное выполнение элементов картины. Экономическая оценка материалов, используемых в проекте. Общая оценка изделия. Реклама проекта.
Форма подведения итогов: опрос, беседа-диалог, практическая работа, собеседование, взаимоконтроль, анализ работы.
6.4. Свободное творчество.
Теория: рассматривание готовых изделий. Подбор материала.
Практика: Подготовка эскиза. Перенос рисунка на доску. Составить и наклеить на фанере композицию из кусочков ниток.
Форма подведения итогов: опрос, наблюдение.
- Аттестация по завершении реализации программы
Практика: Самостоятельная защита творческого проекта. Консультации педагога. Презентация и защита творческих проектов.
Форма подведения итогов: защита творческих проектов.
- Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов учебного года. Организация отчетной выставки детских работ учащихся. Отбор лучших работ, награждение учащихся по результатам учебного года. Задания, рекомендации учащимся на время летних каникул.
Форма подведения итогов: Творческая работа. Мини выставка «Наши шедевры».
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Стильные штучки»
- Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
Педагог ДО Ефименко Татьяна Николаевна
Год
обучения/ № группы |
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | сентябрь |
октябрь |
Ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год
Группа 1а |
10.09.2024 | 25.05.2025 | 6 зан
9ч |
8 зан
12ч |
9 зан
14ч |
9 зан
13ч |
7зан
11ч |
7 зан
11ч |
8 зан
12ч |
8 зан
12ч |
10 зан
14ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1б |
11.09.2024 | 26.05.2025 | 6 зан
9ч |
9 зан
14ч |
9 зан
13ч |
8 зан
12ч |
7зан
11ч |
9 зан
13ч |
8 зан
12ч |
9 зан
14ч |
7 зан
11ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1в |
12.09.2024 | 27.05.2025 | 6 зан
9ч |
9зан
14ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
7зан
11ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
9 зан
14ч |
7зан
11ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1г |
13.09.2024 | 28.05.2025 | 6 зан
9ч |
9зан
14ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
7зан
11ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
9 зан
14ч |
9 зан
14ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1д |
14.09.2024 | 29.05.2025 | 6 зан
9ч |
9зан
14ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
7зан
11ч |
9 зан
13ч |
8 зан
12ч |
9 зан
14ч |
9 зан
14ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1е |
15.09.2024 | 30.05.2025 | 6 зан
9ч |
9зан
14ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
7зан
11ч |
9 зан
13ч |
8 зан
12ч |
9 зан
14ч |
9 зан
14ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
1 год
Группа 1ж |
16.09.2024 | 31.05.2025 | 6 зан
9ч |
9зан
14ч |
9зан
13ч |
8зан
12ч |
7зан
11ч |
9 зан
13ч |
8 зан
12ч |
9 зан
14ч |
9 зан
14ч |
36 | 72 | 108 | 2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
Срок реализации – с 10 сентября по 31 мая
Продолжительность учебных занятий:
гр.1а,1б,1в, 1г, 1д, 1е, 1ж – 2 раза в неделю по 1 и 2 часа = 3 часа
Начальный контроль – с 15 по 25 сентября
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря.
Аттестация по завершении реализации программы – с 20 по 26 мая.
- Формы контроля и аттестации
Виды контроля по определению уровня и качества сформированности программных умений и навыков:
- Начальный контроль – проводится в начале освоения программы (на первом занятии). Формы и методы контроля: практическое задание, опрос; наблюдение, анализ, оценивание.
- Промежуточная аттестация – проводится в середине освоения программы с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая. Формы и методы: творческий отчет, наблюдения, опрос.
- Аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы – с 12 по 19 мая в форме защиты мульт-проекта и т.д.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
- Оценочные материалы, формирующие систему оценивания (Приложение 1)
С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.
Виды контроля/ аттестации |
Наименование оценочных средств |
Предмет оценивания | Критерии оценивания |
Начальный контроль | Творческое задание. | – теоретические знания
– практические умения, навыки, компетенции. |
|
Промежуточная аттестация | Презентационная выставка. | – теоретические знания
– практические умения, навыки, компетенции – творческие навыки (креативность). |
|
Аттестация по завершении реализации программы | Защита творческого проекта | – теоретические знания
– практические умения, навыки, компетенции – творческие навыки (креативность). |
креативность и качество выполнения практических работ. |
Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 – 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:
– высокий – от 4,6 до 5,0
– средний от 3,6 до 4,5
– низкий – от 2,0 до 3,5
Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Низкий уровень – учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
- Методическое обеспечение
– методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами).
– формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая.
– формы организации учебного занятия – групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в мини – группах, творческое задание, презентационная выставка, защита творческого проекта, практическое занятие, социальные практики, мозговой штурм, мини – маркетинговое исследование, экскурсия, аукцион, фантазия, выставка, конкурс, презентация; продуктивная, ролевая игра, коллективная проектная (творческая) деятельность, тренинги. В содержание программы включены экскурсии в Дом природы, в парк, на бульвар Стрижова, оранжерею, Центр национальных культур.
– педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение, мониторинг), развивающего обучения, диалоговая технология, технологии сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно – деятельностного, интегративно – технологического подходов в дополнительном образовании.
– алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов.
Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).
Основной этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.
Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.
Методическое и дидактическое обеспечение:
– календарный учебный график к программе;
– дополнительная литература;
– раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
5.Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе: МОУ ДО «Центр детского творчества», МОУ СОШ №4
К.16а.
ЦДТ |
Стол ученический двухместный | 2 |
Комплект ученический регулируемой мебели: парта+ стул рост 4-6 | 15 | |
Стол письменный | 3 | |
Тумба подкатная | 3 | |
Компьютер | 1 | |
Стеллаж | 1 | |
Кресло компьютерное | 1 | |
Шкаф подвесной | 9 | |
Шкаф с ножками | 2 | |
Стеллаж с дверцами | 1 | |
Облучатель- рециркулятор | 1 |
№
п/п |
Наименование имущества
МОУ СОШ №4 каб.20 |
Количество |
|
Рабочее место учителя (стол+тумба) | 1 |
|
Кресло компьютерное | 1 |
|
Компьютер | 1 |
|
Доска маркерная | 1 |
|
Доска меловая | 1 |
|
Шкафы | 5 |
|
Парта детская 2-местная | 15 |
|
Стул ученический | 30 |
|
Интерактивная доска | 1 |
Проектор | 1 |
№
п/п |
Наименование имущества
МОУ СОШ №4 каб.35 |
Количество |
Компьютер | 1 | |
|
Парты 2-местные | 30 |
|
Стул ученический | 30 |
|
Стол для учителя | 1 |
|
Кресло офисное | 1 |
|
Доска классная меловая | 1 |
|
Доска классная маркерная | 1 |
|
Интерактивный комплект (доска + проектор) | 1 |
|
Шкафы | 8 |
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.
- Воспитательная работа
Цель: развитие личности учащихся, обладающих совокупностью таких качеств, как патриотизм, базовые духовно нравственные ценности, социокультурная толерантность и коммуникативная компетентность, стремление к самопознанию и саморазвитию, готовность к созидательному труду на благо общества, страны и региона, уважение и стремление к сохранению и развитию истории и традиций страны, региона, города.
Задачи:
- Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к исторической памяти своей страны, любви к стране, малой родине городу;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям, общечеловеческим нормам морали, национальным устоям, традициям;
- развитие экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, социально-опасных явлений в подростковой среде;
- самореализация и профессиональное самоопределение детей в рамках реализуемых дополнительных общеразвивающих программ;
- формирование гармоничных детско-родительских отношений, благоприятного психологического климата в учебном объединении.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы чувства уважительного отношения к своей стране, исторической памяти героического прошлого к стране, подвигам защитников Отечества;
- сформированы понятия базовых, национальных и духовно-нравственных ценностей (честь, совесть, справедливость, вера в добро, человеколюбие и др.)
- активное участие учащихся в экологических акциях, марафонах и иных формах экологической активности;
- сформировано ценностное отношение к здоровью;
- сформированы основы правовой культуры, законопослушное поведение, расширен правовой кругозор учащихся;
- сформированы первоначальные трудовые умения, добросовестное отношение к труду, положительный взгляд на мир профессий;
- благоприятных психологический климат в учебном объединении, заинтересованность родителей в творческом развитии детей.
Направления и содержание воспитательной работы
Воспитательный процесс реализуется через основные направления воспитательной работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, здоровьесберегающее, трудовое, профессионально-личностное и правовое воспитание, работа с родителями.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Направлено на воспитание у учащихся гордости и уважения к истории, любви к родному городу, краю, стране, стремления к сохранению традиций, формирование социальной ответственности, принятие социально значимых ценностей.
- Духовно-нравственное. Направлено на формирование ценностных представлений о морали, основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, уважение к старшему, нравственный выбор и др.), уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа.
- Экологическое. Направлено на формирование экологической культуры, личной ответственности за будущее города, страны.
- Профессионально-личностное. Ориентировано на развитие у детей познавательной активности, раннюю профориентацию, формирование «профильной» культуры», «гибкой» адаптации и соотношения собственных возможностей с требованиями и реалиями современного общества и профессионального сообщества. Направлено на выявление творческих индивидуальных способностей и профессионального самоопределения.
- Здоровьесберегающее. Направлено на формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ, занятиям физической культурой, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, профилактику вредных веществ.
- Правовое. Направлено на формирование правосознания учащихся осознанного стремления к правопорядку, на профилактику социально-опасных явлений.
- Работа с родителями. Направлена на повышение родительской ответственности за обучение и воспитание своих детей, вовлечение родителей в жизнь учебного объединения.
Формы проведения воспитательных мероприятий: интеллектуальные, деловые, ролевые игры, театральные постановки, дискуссии, социально-значимые проекты и инициативы, праздники, акции, соревнования, конкурсы, фестивали, мастер- классы, флешмобы и т.д.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, упражнение, поощрение, пример, наставничество (педагог-ученик, ученик-ученик), моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность, воспитание через личностно- значимых людей, деловые игры, социально-психологические тренинги и др. В рамках дополнительной общеобразовательной программы предусмотрено: проведение конкурсов, реализация различных проектов, посещение библиотек, выставок, концертов и т.д.
Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной деятельности | Мероприятие (форма, название) | |
1 год | Сроки | |
Гражданско-патриотическое (месячник гражданско-патриотического воспитания, День народного единства, памятные героические даты и др.) | Урок мужества: «Эхо Афганской войны» | Февраль 2025 |
Игра-беседа «Наша родина – Россия» | Ноябрь 2024 | |
Беседа «Был месяц май» | Май 2025 | |
Духовно-нравственное
(благотворительные акции, День матери, марафоны, беседы, мероприятия Недели народов Ямала и др.) |
Акция «Светлый ангел» | Декабрь 2024 |
Онлайн-выставка «Милая мама» | Ноябрь 2024 | |
Беседа «Праздники и обычаи народов Ямала» | февраль 2025 | |
Экологическое
(акции, благоустройство территории, викторины, субботники и др.) |
Мастер- класс «Пернатые друзья» | Октябрь 2024 |
Викторина
«Жить экологично» |
Март 2025 | |
Акция
«Сохраним природу» |
Апрель 2025 | |
Профессионально-личностное (профориентационные экскурсии, деловые игры, квест, соревнования и др.) | Посещение музея | Декабрь 2024 |
Игра-упражнение
«Самая классная профессия» |
Май 2025 | |
Здоровьесберегающее (спортивные игры, флешмобы, веселые старты и др.) | Игры на свежем воздухе «Веселые старты» | Январь 2025 |
Игра-беседа
«Для чего нужен спорт» |
Октябрь 2024 | |
Беседа «Ключи здоровья» | ||
Правовое
(месячник профилактики, дискуссия, правовой час, мероприятия ПДД, пожарная безопасность и др.) |
Ролевая игра «Пешеход и водитель» | Февраль 2025 |
Дискуссия «Осторожно,огонь! | Апрель 2025 | |
Беседа «Пешеход и водитель» | Ноябрь 2024 | |
Работа с родителями (индивидуальные консультации, открытые занятия, анкетирования, родительские собрания, чаепитие и др.) | Родительское собрание | Сентябрь 2024 |
Открытое занятие | Январь 2025 |
- Календарно-тематическое планирование
Дата (неделя/месяц) | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Формы контроля и аттестации |
2 неделя сентября | Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами. | Вводное занятие | 1 | Текущий контроль, опрос |
2 неделя сентября | Начальный контроль предметных (программных) и общеучебных умений, навыков | Практическое занятие | 2 | Наблюдение |
3 неделя сентября | .Стиль хай-тек. Изготовление часов. | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя сентября | .Стиль хай-тек. Изготовление часов. | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя
сентября |
Стиль хай-тек. Изготовление часов. | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя сентября | Стиль хай-тек. Изготовление часов. | Практическое занятие | 2 | Анализ результатов |
1 неделя октября | Стиль хай-тек. Изготовление часов. | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
1 неделя октября | Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
2 неделя
октября |
Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
2 неделя
октября |
Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
3 неделя
октября |
Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | Практическое занятие | 1 | Анализ результатов |
3 неделя
октября |
Стиль поп -арт. Изготовление ключницы. | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
4 неделя октября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя октября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
1 неделя ноября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
1 неделя ноября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
2 неделя ноября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 1 | Анализ результатов |
2 неделя ноября | Стиль кантри. Декупаж | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
3 неделя ноября | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя ноября | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя ноября | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя ноября | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
1 неделя декабря | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
1 неделя декабря | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 2 | Анализ результатов |
2 неделя декабря | Дизайнерские открытки | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
2 неделя декабря | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
3 неделя декабря | Промежуточная аттестация | Практическое занятие | 1 | Презентационная выставка |
3 неделя декабря | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя декабря | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя декабря | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
2 неделя января | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
2 неделя января | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
3 неделя января | Интерьерные композиции | Практическое занятие | 1 | Анализ результатов |
3 неделя января | Арт-дизайн «Волшебная нить» | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя января | Арт-дизайн «Волшебная нить» | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя января | Арт-дизайн «Волшебная нить» | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
1 неделя февраля | Арт-дизайн «Волшебная нить» | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
1 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
2 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
2 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
3 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 2 | Анализ результатов |
4 неделя февраля | Арт-дизайн «Сувениры» | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
4 неделя февраля | Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
1 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
1 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
2 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
2 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
3 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя
марта |
Сувениры из кофейных зерен
и пеньковой веревки |
Практическое занятие | 2 | Практическая работа |
4 неделя
марта |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя
марта |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
5 неделя
марта |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 1 | Презентационная выставка |
5 неделя
марта |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
1 неделя
апреля |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
1 неделя
апреля |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
2 неделя
апреля |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
2 неделя
апреля |
Сувениры к праздникам из различных материалов (фоамиран, изолон, шерсть, фетр) | Практическое занятие | 2 | Анализ результатов |
3 неделя
апреля |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя
апреля |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя
апреля |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя
апреля |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
1 неделя
мая |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
1 неделя
мая |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
2 неделя
мая |
Изделия из природного материала | Практическое занятие | 1 | Анализ результатов |
2 неделя
мая |
Свободное творчество | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
3 неделя
мая |
Свободное творчество | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
3 неделя
мая |
Свободное творчество | Практическое занятие | 2 | Творческая работа |
4 неделя
мая |
Свободное творчество | Практическое занятие | 1 | Творческая работа |
4 неделя
мая |
Свободное творчество | Практическое занятие | 2 | Анализ результатов |
5 неделя
мая |
Аттестация по завершении реализации программы | Итогов занятие |
2 | Мини выставка
«Мои работы» |
5 неделя
мая |
Итоговое занятие | Практическое занятие | 1 | Презентационная выставка |
- Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Мария Логинова «Игрушки и декор из текстиля: Маленький мир в детской», -М.: Изд-во Питер, 2023 г.,-96с.,ил.
- Екатерина Пискунова «Милые живые игрушки. Вязание, валяние, шитье и лепка», -М.: Изд-во Кладезь, 2024 г,-144с, ил.
- Ольга Маркелова «Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из пустырных трав.», -М.: Изд-во Учитель, -99с, 2022 г.
- Анна Зайцева «Я занимаюсь квиллингом. Цветочные композиции своими руками», -М.: Изд-во Эксмо-Пресс, -64с, 2023 г.
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(защита творческого проекта «Красота рукотворная»)
№ | Этапы оценивания | Критерии | Выбрать соответствующий балл
(от 2 до 5) |
Среднеарифметический балл этапа | Итоговый балл |
1. | Оценивание текущей работы | Правильность выполнения приемов и способов работы | 2 3 4 5 | ||
Рациональность выполнения труда и рабочего места | 2 3 4 5 | ||||
Экономное расходование материалов | 2 3 4 5 | ||||
Соблюдение правил техники безопасности | 2 3 4 5 | ||||
Осуществление самоконтроля | 2 3 4 5 | ||||
2. | Оценивание изделия | Практическая направленность проекта | 2 3 4 5 | ||
Оригинальность и законченность изделия | 2 3 4 5 | ||||
Эстетическое оформление изделия | 2 3 4 5 | ||||
Выполнение изделия с элементами новизны | 2 3 4 5 | ||||
Уровень творчества | 2 3 4 5 | ||||
Степень самостоятельности учащегося | 2 3 4 5 | ||||
3. | Оценивание защиты творческого проекта | Аргументированность выбора темы | 2 3 4 5 | ||
Качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов) | 2 3 4 5 | ||||
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность) | 2 3 4 5 | ||||
Деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов) | 2 3 4 5 |
ТЕСТ- ВИКТОРИНА «КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
Работа с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом
Вопрос №1
Как называется материал, который можно было бы без жалости выбросить?
а) природный
б) бросовый
в) флористический
Вопрос №2
Что такое декупаж?
а) техника декорирования различных предметов с помощью нанесения на поверхность салфетки или декупажной карты.
б) техника росписи красками
в) техника точечной росписи
Работа с фоамираном
Вопрос №3
Фоамиран, ревелюр, фом ЭВА, фом, пластичная замша – что это?
а) ткань
б) пластик
в) вспениная резина
г) фетр
Вопрос №4
Чем обводят выкрайки на фоамиране?
а) карандаш
б) зубочистка
в) шпажка
г) иголка
Вопрос №5
На каком нагревательном приборе можно нагреть фоамиран?
а) утюг
б) плойка
в) паяльник
г) зажигалка
Вопрос №6
Что такое молд?
а) специальная форма, для придания прожилок, оттисков на фоамиране
б) трафарет
в) рамка
в) эскиз
г) лекало
Работа с шерстью
Вопрос №7
Шерстяная живопись – это?
а) выкладывание нитками
б) выкладывание шерстью
в) выкладывание пеньковой веревкой
Вопрос №8
Какие инструменты нужны для живописи шерстью?
а) шило
б) ножницы
в) кусачки
г) пинцет
д) паяльник
Вопрос №9
Какой клей используют при изготовлении изделия в технике «Свит – дизайн»?
а) силиконовый клей
б) клей момент
в) клей секунда
г) клей – карандаш