Занятие по внеурочной деятельности «Н. Сладков «Веселая игра» (курс «Функциональная грамотность», раздел «Читательская грамотность»)



автор: Ефимова Элеонора Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 40 г. Орел

Занятие по внеурочной деятельности «Н. Сладков «Веселая игра» (курс «Функциональная грамотность», раздел «Читательская грамотность»)

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  

лицей № 40

Занятие по внеурочной деятельности 

«Н. Сладков «Веселая игра»»

(курс «Функциональная грамотность»,

раздел «Читательская грамотность»)

 2 класс

Занятие подготовила 

учитель начальных классов

Ефимова Э. А.

Занятие по внеурочной деятельности 

(курс «Функциональная грамотность»)

2 класс

 

Тема занятия: произведение Н. Сладкова «Веселая игра».

Цель: развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов.

Задачи: 

  • совершенствовать умение осознанно воспринимать и оценивать    содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать свою точку зрения; 
  • развивать навык чтения вслух;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению. 

Оборудование: мультимедийный проектор; 

                              презентация; 

карточки с пословицами;

выставка рисунков детей «Лисичка»;

                               выставка книг и журналов на заданную тему;

                               Дерево Мудрости и листочки к нему.

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Учитель предлагает отгадать загадку:

 

Все зовут меня плутовка,
Сказки, басни просто врут,
В рыжей шубке прячусь ловко,
Хвост, как яркий парашют. (Лиса).

 

На доске вывешивается картинка с лисицей. 

– Ребята, какие вы читали сказки про лису? Перед вами лежат разноцветные листочки к нашему Дереву Мудрости. Напишите на листиках название сказки о лисе, которое вы помните и прикрепите к дереву.

(Дети записывают название и прикрепляют листочки на доску к кроне дерева). Примеры названий: «Лиса и журавль», «Лиса и Тетерев», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Кот и Лиса», «Лисичка со скалочкой», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Два жадных медвежонка», «Крылатый, мохнатый да масленый» и др.)

– В конце занятия мы посмотрим, какие сказки вы вспомнили. 

– Какая лиса по характеру в сказках? (Хитрая, умная, изворотливая, красноречивая).

-Мы с вами рисовали лису на уроке изо. Она у всех получилась разная, с разным характером. (Выставка рисунков детей «Лисичка»). 

– Чему нас учат сказки? (Дружбе, взаимовыручке, доброте, ответственности за свои поступки, смекалке, храбрости, мудрости). 

– Вы уже догадались, о ком мы сегодня будем читать текст. 

  1. – Прочитайте фамилию автора и название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.

–Как вы думаете, о чем говорится в этом произведении? Давайте, начнем чтение и посмотрим, правильно ли вы догадались. 

(Чтение вслух текста Н. Сладкова «Веселая игра». Чтение с остановками).

Вопросы к частям текста (ответы подтверждаются словами из текста) :

  • Зачем лиса принесла мышей?
  • Почему лисята их не стали есть?
  • Как вы думаете, автору нравится наблюдать за лисятами? 
  • Как лисята  следили за трясогузкой? 
  • Почему трясогузка возвращалась к лисьей норе?
  • Как вы думаете, что будет дальше? Смогут лисята поймать птичку?
  • Почему автор говорит, что орел «не бывалый»?

 

– Вы правильно предполагали, о чем нам расскажет автор в этом произведении?

-Какое произведение мы с вами прочитали? К какому жанру оно относится? (Рассказ) 

-Почему это произведение нельзя назвать сказкой или стихотворением? (Рассказ отличается от сказки тем что он основан на реальных событиях или на события которые могли произойти в реальной жизни сказка же – это в первую очередь выдумка. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма.)

– Где бы вы могли прочитать этот текс, в сборнике художественных рассказов для детей или, например, в энциклопедии? (Это художественный текст, в нем нет научных терминов.)

(Научно-познавательные тексты несут точную информацию об объекте исследования, будь то исторические факты или описание животных. Факты выражаются сухим научным языком. В художественных рассказах автор описывает героев, выражает свое отношение к ним, используя метафоры и эпитеты.)

– Давайте, определим тему текста и отметим ответ на листах с заданием. (Повадки диких животных).

– Теперь закрасьте карточки, на которых перечислены герои произведения, персонажи. (Мыши, орел, мухи, лиса, лисята, трясогузка).

Поменяйтесь листочками со своим соседом и посмотрите, какой вариант он выбрал. Докажите друг другу, почему вы выбрали именно этот вариант.

(Проверка выбора учеников.)

 

  1. Физминутка. (По шоссе шагала мышка…)

 

  1. – А теперь вернемся к нашей работе. 

Прочитайте вопросы в задании. Мы на все вопросы можем ответить? (Нет. Только на второй и третий). Найдите в тексте и подчеркните ответ на второй и третий вопросы. 

 

– Теперь нам нужно будет найти цитаты для того, чтобы подтвердить или опровергнуть следующие утверждения. (Прочитать определение цитаты). (Работа в парах с последующей коллективной проверкой).

 (1. Лисята были не голодны, поэтому стали играть с мышами. (В)

«А лисята сыты-давай с мышами играть».

  1. После игры с мышами лисята устали и легли спать в своей норе. (НВ)

«Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили-в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили.»

  1. Лисята долго караулили трясогузку, и им удалось ее поймать. (НВ)

«Чуть-чуть птичку не поймали».

  1. Лисят напугал орел, и они спрятались от него в норе. (В)

«Кинулись лисята разом в нору –  еле протиснулись. Это их орел припугнул»). 

– Назовите персонажей рассказа, которые изображены у вас на картинках. 

-Теперь прочитайте надписи на карточках и соедините их с нужной картинкой. 

– Объясните значение слов и выражений, которые здесь использовались. 

(Тесно прижались друг к другу; двигаться мелкими шажками, часто переставляя ножки; неопытный; сжались, прижались друг к другу).

  1. – Найдите в тексте отрывок, в котором появляется орел. 

– Почему лисята испугались? Запишите свой ответ.

 (Лисята могли стать его добычей, они боялись, что он нападет на них). 

Чтение текста про орла. 

-Подчеркните слова, которые подтверждают ваш ответ. 

(Питаются орлы мелкими животными).

Выполнить задание № 7 (восстановление текста). 

– Чему нас учит рассказ о лисятах? Какова его главная мысль?

Главная мысль. Животные через игры осваивают навыки охоты и готовятся ко взрослой жизни. Рассказ учит быть внимательным, осторожным, учиться, развиваться, любить природу, наблюдать за животными и их повадками.  Он читается легко и с интересом.

Групповая работа. Восстановить пословицы и объяснить их смысл. 

Подходят ли эти пословицы к прочитанному рассказу?

Пословицы. 1) Хитра лиса, но еще хитрее тот, кто ее ловит. 2) Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью. 3) Кошке игрушки – мышке слезки. 

  1. Рефлексия.

Вы много прочитали сказок про лису. У нас есть выставка книг из библиотеки, в которых можно найти сказки о животных. Еще я подготовила вам журналы, где можно прочитать о повадках животных, а так же книги, энциклопедии. 

-Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?

(Новые слова «цитата», «инструкция». Учились определять тему произведения и его жанр; вспомнили, чем отличаются произведения разных жанров; учились находить ответы на вопросы в тексте (цитаты); восстанавливать текст; соотносить  прочитанное с данными утверждениями). 

– В какие подвижные игры вы любите играть?

Занятие завершается игрой в «Ручеек». 

 

Занятие по внеурочной деятельности «Н. Сладков «Веселая игра» (курс «Функциональная грамотность», раздел «Читательская грамотность»)
Пролистать наверх