автор: Ефимова Элеонора Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 40 г. Орел
Занятие по внеурочной деятельности «Н. Сладков «Веселая игра» (курс «Функциональная грамотность», раздел «Читательская грамотность»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 40
Занятие по внеурочной деятельности
«Н. Сладков «Веселая игра»»
(курс «Функциональная грамотность»,
раздел «Читательская грамотность»)
2 класс
Занятие подготовила
учитель начальных классов
Ефимова Э. А.
Занятие по внеурочной деятельности
(курс «Функциональная грамотность»)
2 класс
Тема занятия: произведение Н. Сладкова «Веселая игра».
Цель: развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов.
Задачи:
- совершенствовать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать свою точку зрения;
- развивать навык чтения вслух;
- воспитывать интерес и любовь к чтению.
Оборудование: мультимедийный проектор;
презентация;
карточки с пословицами;
выставка рисунков детей «Лисичка»;
выставка книг и журналов на заданную тему;
Дерево Мудрости и листочки к нему.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
Учитель предлагает отгадать загадку:
Все зовут меня плутовка,
Сказки, басни просто врут,
В рыжей шубке прячусь ловко,
Хвост, как яркий парашют. (Лиса).
На доске вывешивается картинка с лисицей.
– Ребята, какие вы читали сказки про лису? Перед вами лежат разноцветные листочки к нашему Дереву Мудрости. Напишите на листиках название сказки о лисе, которое вы помните и прикрепите к дереву.
(Дети записывают название и прикрепляют листочки на доску к кроне дерева). Примеры названий: «Лиса и журавль», «Лиса и Тетерев», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Кот и Лиса», «Лисичка со скалочкой», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Два жадных медвежонка», «Крылатый, мохнатый да масленый» и др.)
– В конце занятия мы посмотрим, какие сказки вы вспомнили.
– Какая лиса по характеру в сказках? (Хитрая, умная, изворотливая, красноречивая).
-Мы с вами рисовали лису на уроке изо. Она у всех получилась разная, с разным характером. (Выставка рисунков детей «Лисичка»).
– Чему нас учат сказки? (Дружбе, взаимовыручке, доброте, ответственности за свои поступки, смекалке, храбрости, мудрости).
– Вы уже догадались, о ком мы сегодня будем читать текст.
- – Прочитайте фамилию автора и название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.
–Как вы думаете, о чем говорится в этом произведении? Давайте, начнем чтение и посмотрим, правильно ли вы догадались.
(Чтение вслух текста Н. Сладкова «Веселая игра». Чтение с остановками).
Вопросы к частям текста (ответы подтверждаются словами из текста) :
- Зачем лиса принесла мышей?
- Почему лисята их не стали есть?
- Как вы думаете, автору нравится наблюдать за лисятами?
- Как лисята следили за трясогузкой?
- Почему трясогузка возвращалась к лисьей норе?
- Как вы думаете, что будет дальше? Смогут лисята поймать птичку?
- Почему автор говорит, что орел «не бывалый»?
– Вы правильно предполагали, о чем нам расскажет автор в этом произведении?
-Какое произведение мы с вами прочитали? К какому жанру оно относится? (Рассказ)
-Почему это произведение нельзя назвать сказкой или стихотворением? (Рассказ отличается от сказки тем что он основан на реальных событиях или на события которые могли произойти в реальной жизни сказка же – это в первую очередь выдумка. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма.)
– Где бы вы могли прочитать этот текс, в сборнике художественных рассказов для детей или, например, в энциклопедии? (Это художественный текст, в нем нет научных терминов.)
(Научно-познавательные тексты несут точную информацию об объекте исследования, будь то исторические факты или описание животных. Факты выражаются сухим научным языком. В художественных рассказах автор описывает героев, выражает свое отношение к ним, используя метафоры и эпитеты.)
– Давайте, определим тему текста и отметим ответ на листах с заданием. (Повадки диких животных).
– Теперь закрасьте карточки, на которых перечислены герои произведения, персонажи. (Мыши, орел, мухи, лиса, лисята, трясогузка).
Поменяйтесь листочками со своим соседом и посмотрите, какой вариант он выбрал. Докажите друг другу, почему вы выбрали именно этот вариант.
(Проверка выбора учеников.)
- Физминутка. (По шоссе шагала мышка…)
- – А теперь вернемся к нашей работе.
Прочитайте вопросы в задании. Мы на все вопросы можем ответить? (Нет. Только на второй и третий). Найдите в тексте и подчеркните ответ на второй и третий вопросы.
– Теперь нам нужно будет найти цитаты для того, чтобы подтвердить или опровергнуть следующие утверждения. (Прочитать определение цитаты). (Работа в парах с последующей коллективной проверкой).
(1. Лисята были не голодны, поэтому стали играть с мышами. (В)
«А лисята сыты-давай с мышами играть».
- После игры с мышами лисята устали и легли спать в своей норе. (НВ)
«Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили-в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили.»
- Лисята долго караулили трясогузку, и им удалось ее поймать. (НВ)
«Чуть-чуть птичку не поймали».
- Лисят напугал орел, и они спрятались от него в норе. (В)
«Кинулись лисята разом в нору – еле протиснулись. Это их орел припугнул»).
– Назовите персонажей рассказа, которые изображены у вас на картинках.
-Теперь прочитайте надписи на карточках и соедините их с нужной картинкой.
– Объясните значение слов и выражений, которые здесь использовались.
(Тесно прижались друг к другу; двигаться мелкими шажками, часто переставляя ножки; неопытный; сжались, прижались друг к другу).
- – Найдите в тексте отрывок, в котором появляется орел.
– Почему лисята испугались? Запишите свой ответ.
(Лисята могли стать его добычей, они боялись, что он нападет на них).
Чтение текста про орла.
-Подчеркните слова, которые подтверждают ваш ответ.
(Питаются орлы мелкими животными).
Выполнить задание № 7 (восстановление текста).
– Чему нас учит рассказ о лисятах? Какова его главная мысль?
Главная мысль. Животные через игры осваивают навыки охоты и готовятся ко взрослой жизни. Рассказ учит быть внимательным, осторожным, учиться, развиваться, любить природу, наблюдать за животными и их повадками. Он читается легко и с интересом.
Групповая работа. Восстановить пословицы и объяснить их смысл.
– Подходят ли эти пословицы к прочитанному рассказу?
Пословицы. 1) Хитра лиса, но еще хитрее тот, кто ее ловит. 2) Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью. 3) Кошке игрушки – мышке слезки.
- Рефлексия.
– Вы много прочитали сказок про лису. У нас есть выставка книг из библиотеки, в которых можно найти сказки о животных. Еще я подготовила вам журналы, где можно прочитать о повадках животных, а так же книги, энциклопедии.
-Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?
(Новые слова «цитата», «инструкция». Учились определять тему произведения и его жанр; вспомнили, чем отличаются произведения разных жанров; учились находить ответы на вопросы в тексте (цитаты); восстанавливать текст; соотносить прочитанное с данными утверждениями).
– В какие подвижные игры вы любите играть?
Занятие завершается игрой в «Ручеек».