автор: Ефимова Элеонора Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 40 г. Орел
Классный час «Соблюдайте, друзья, правила дорожного движения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 40
Классный час
«Соблюдайте, друзья, правила дорожного движения»
Подготовила
учитель начальных классов
Ефимова Элеонора Анатольевна.
Цель: изучать правила дорожного движения.
Задачи:
- Обучающие:
- адаптация к реальным условиям проживания;
- формирование у обучающихся теоретических знаний по дорожной грамоте, практических компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах;
- расширение социального, коммуникативного, информационного кругозора.
- Развивающие:
- развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, смекалки, выносливости;
- выработка правил достижения поставленной цели.
- Воспитательные:
- создание атмосферы партнерства и сотрудничества;
- выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблемы;
- воспитание культуры поведения пешехода.
Оборудование:
- выставка детских рисунков;
- презентация;
- аудиозапись песни И. Русских «Правила дорожного движения»;
- мультфильм «Азбука безопасного движения. Уроки тетушки Совы. История ПДД. Серия 1;
- разрезные карточки с изображением знаков дорожного движения;
- бумажные бабочки по количеству учащихся;
- памятки о правилах безопасного поведения по количеству учеников.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня мы с вами собрались на необычное занятие. Мы будем говорить о безопасности. А что такое «безопасность», как вы думаете? (Ответы учащихся).
– А что у человека самое дорогое, что нужно оберегать, о ком заботиться? Как вы считаете? (Родители, дети, жизнь)
– Да, вы правы. Мы должны заботиться о своих близких, оберегать их, помогать. И беречь свою жизнь и жизни близких людей. И в этом нам могут помочь правила безопасного поведения на улице и на дорогах. Наша безопасность во многом зависит от нас самих. Вот послушайте одну очень интересную притчу.
(Учитель рассказывает притчу «Все в твоих руках») Слайд 2. (Приложение)
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
– А вот, что ответил Мастер своему ученику, мы узнаем в конце нашего занятия.
2. Основная часть.
– Все мы являемся участниками дорожного движения. Город у нас большой. Много транспорта ездит по дорогам. И все, пешеходы и водители, должны соблюдать правила дорожного движения. Ребята, а для чего нужны правила? (Ответы детей). Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, и вы узнаете, как были созданы правила безопасного движения.
а) просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», 1 серия. История ПДД.
(Приложение)
– Что интересного вы узнали из этого мультфильма?
– Где придумали первые правила движения?
-Какое у нас движение левостороннее или правостороннее?
-Что могло бы случиться, если бы не было правил безопасного движения на улицах и дорогах?
Ученик:
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
– По нашим дорогам двигается много транспорта. Сейчас вы будете отгадывать загадки и мы вспомним, какие бывают виды транспорта.
б) загадки о транспорте. Слайд 3.
Бегу при помощи двух ног, пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках, а быстрота его — в ногах.
Устойчив я лишь на бегу, стоять секунды не могу. (Велосипед)
Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. (Трамвай)
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы)
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, Называется… (Машина)
У строителей в почете
Этот умный грузовик.
Он почти всегда в работе,
Отдыхать он не привык.
Привезет и сам разгрузит
Щебень, гравий и песок,
А потом спешит обратно
Как бы не был путь далек. (Самосвал)…
– Много транспорта ездит по дорогам. Что же помогает пешеходам и водителям избежать опасных ситуаций? Что и кто помогает регулировать движение транспорта и пешеходов?
в) ученики читают стихотворения:
РЕГУЛИРОВЩИК
Известно, что волшебника Встретить нам не просто. А я с ним познакомился На нашем перекрестке. Он полосатой палочкой Взмахивает ловко. И тормозят водители, Все знают – остановка! Взмахнул еще раз палочкой, И зашуршали шины. Опять пришли в движение Разные машины. Трамваи и троллейбусы, Фургоны, самосвалы Поедут в ту лишь сторону, Куда им показал он. И сразу остановятся, Чтоб пропустить мгновенно К кому-то «помощь скорую» С тревожною сиреной. А вот машина красная, И лестница над нею – Торопится к пожару Проехать поскорее. Волшебник вновь поможет – Дорогу ей откроет, Чтоб дом спасти успели Пожарники-герои. Пусть светофор мигает, Волшебник наш главнее, Машины направляет Палочкой своею. Так кто же он? – ответьте. Здесь вовсе нет секрета, Ведь знают даже дети: Регулировщик это! Слайд 4.
|
НАШ ДРУГ – СВЕТОФОР
Красный, желтый и зеленый, Он на всех глядит в упор. Перекресток оживленный, Неспокоен светофор. Старики идут и дети — Не бегут и не спешат. Светофор для всех на свете Настоящий друг и брат. По сигналу светофора Через улицу идем. И кивают нам шоферы: “Проходите, подождем”. На красный свет — дороги нет, На желтый — подожди. Когда горит зеленый свет, Счастливого пути! |
– Да, конечно, это регулировщик и светофор. А еще нам помогают дорожные знаки. Сейчас я проверю, как вы знаете дорожные знаки.
г) работа в группах.
Каждой группе выдаются карточки с разрезными дорожными знаками. Ребята их собирают. Каждый знак наклеивают на лист бумаги и вывешивают на доску. Затем рассказывают об этом знаке.
– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Мы и в дальнейшем продолжим изучение знаков дорожного движения. А теперь посмотрите на выставку наших рисунков. Вы нарисовали, как правильно вести себя на дороге и на улице. Сейчас я узнаю, как хорошо вы запомнили правила безопасного поведения.
д) игра «Вопрос – ответ».
Учитель бросает детям мячик и задает вопрос. Тот, кто поймал мяч, отвечает, и бросает мяч обратно.
- Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)
- Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)
- Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)
- Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)
- Место ожидания автобуса. (Остановка)
- Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)
- Номер телефона скорой помощи. (03)
- Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
- Как называется место пересечения дорог? (Перекрёсток)
- По какой стороне тротуара должны идти пешеходы? (По правой)
- Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
- Что означает красный сигнал светофора? (Стоп. Движение запрещено)
- Безбилетный пассажир? (Заяц)
- Для кого предназначен тротуар? (Для пешеходов)
- Дорога для трамвая? (Рельсы)
- Что означает зеленый сигнал светофора? (Движение разрешено)
- Место посадки и высадки пассажиров? (Остановка)
- Как называется дорожка для пешеходов? (Тротуар)
- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
- Где можно переходить улицу?
- Можно ли играть на мостовой?
- Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?
- Где можно кататься на велосипеде?
– Молодцы, теперь я вижу, что вы знаете правила безопасного поведения на дороге. Важно их не только знать, но и выполнять. Надо точно знать, что разрешается, а что запрещается.
е) игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
– С этим заданием вы тоже справились на «отлично». А сейчас, давайте вернемся к Мастеру и его ученику, о которых мы говорили в начале нашей беседы. Пришло время узнать, что же ответил Мастер на вопрос ученика. Я напомню вам, на чем мы остановились тогда, и так…
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?- спросил ученик Мастера.
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
—Всё в твоих руках. Слайд 5.
– Как вы думаете, почему Мастер дал такой ответ? (Ответы детей).
– Да, действительно, наша жизнь, здоровье, благополучие зависят от нас самих. А, иногда, от нас зависит и жизнь другого человека. Например, если мы не умеем пользоваться правилами безопасного поведения на улице и дороге, мы можем создать опасную ситуацию и для себя и для других людей. Возьмите в руки бабочек, которые лежат у вас на столе. Посмотрите, какие они хрупкие и воздушные. Одним движением руки мы можем сломать их. Повредить крылышки, усики, ножки. От вас зависит, что с ней будет дальше. Все в ваших руках.
- Подведение итогов.
– Чтобы вы не забывали о своей безопасности и безопасности окружающих вас людей, я вручаю вам памятки с основными правилами поведения на дороге.
(Приложение)
Звучит песня И. Русских «Правила дорожного движения». (Приложение)
Учитель вручает памятки ребятам.
1 ученик :
Везде и всюду правила, Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофер и пешеход. |
2 ученик :
По городу, по улице Не ходят просто так. Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход. |
Учитель:
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам запомнилось?
– Что понравилось больше всего?
– Я думаю, что вы не будете относиться беспечно к соблюдению правил дорожного движения. А мы продолжим их изучение.
Литература
- Внеклассные мероприятия: 2 класс / Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, Л.И. Гайдина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М.Гончарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
- Дорожная безопасность: Учебная книжка – тетрадь/ Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал – лейтенанта милиции В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.