Автор:
Ефременко Татьяна Ивановна
Воспитатель Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области “Первомайская кадетская школа имени маршала Советского Союза В.И. Чуйкова”, г. Щекино, Тульская область
Акимов Павел Викторович
Воспитатель Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области “Первомайская кадетская школа имени маршала Советского Союза В.И. Чуйкова”, г. Щекино, Тульская область
Конспект патриотического открытого мероприятия “По страницам блокадного Ленинграда”
Классный час: «Блокада Ленинграда».
Цели занятия:
– формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ход мероприятия (сопровождается презентацией)
Слайд 1+ звучит песня, сделать тихо, когда начнет читать стих ученик.
Ученик 1: (Зиновьев И.)
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена!
Ведь всё равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Слайд 2 в сопровождении с музыкой
Ученик 2:(Семенов Л.)
Блокадники, свидетели беды,
страданьями отмеченные лица…
В Неве так много утекло воды –
но прошлому вовеки не забыться.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Ученик 3: (Дворников К.)
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Слайд 3 – просмотр Видео 1.
Слад 4:в сопровождении с музыкой
Воспитатель 1:
Добрый день уважаемые ребята-кадеты, воспитатели, гости. И вновь мыс вами пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Мужество, стойкость, и патриотизм – все это проявили жители осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Одной из самых страшных страниц тех годов была блокада Ленинграда.
Слайд 5:
Звучит метроном на слайде 5 и читает воспитатель2
Воспитатель 2:
Стук метронома отсчитывает недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира. 8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.
Слайд 6: продолжается звук метронома
Ученик 4: (Фот Д.)
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был ДОТ на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды,
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытьё,
Быт превращался в бытиё.
Была судьба на всех одна,
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх,
Мы умирали на постах,
Мы умирали…
Город жил,
Исполнен наших малых сил.
Слайд 7:в сопровождении с музыкой
Воспитатель 1:
Из книг, журналов, встреч с ветеранами мы узнавали и узнаем, что город Ленинград подвергся самым страшным лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. В кольце блокады Ленинграда оказалось более 2,5 миллиона людей. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде стали вводить продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с тем, что стали иссякать запасы муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.И недаром,ветераны и труженики тыла, при встречах напоминают о корочке, крошке хлеба.
Слайд 8: в сопровождении с музыкой
В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращают хлебный паек. Крошечный почти невесомый ломтик:
«Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнем и кровью пополам».
Рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125 грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.
Давайте ребята посмотрим, какой кусок хлеба получали взрослые и дети на весь день. У нас есть весы, и два кусочка хлеба, который получали рабочие и дети.
Наглядно показать детям(отрезать 3 куска хлеба и пустить по 3 рядам)
Слайд 9:в сопровождении с музыкой
Воспитатель 2:
В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, и работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком.
Мужчины, женщины, подростки – все стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.Но кроме голода, пришли и другие бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре и закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся. Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.
Слайд 10:в сопровождении с музыкой
Ученик 5: (Болотов И.)
Ладога — Невское море,
Штормы, туманная мгла,
Много ты видела славы и горя,
Многих на дно увлекла.
Здесь новгородцев дружины
К морю Россию вели,
Здесь корабли и машины
Хлеб Ленинграду везли.
Ладога — Невское море,
Брызги и пламя в лицо.
Здесь не сомкнулось на водном просторе
Страшной блокады кольцо.
Песня 5-6 классы – «Вальс»
Слайд 11 на нем Видео 2 Голос Левитана о начале войны видео.
Слайд 12в сопровождении с музыкой
Воспитатель 1:
Раскрыты были окна школы,
Сирень цвела,
Звенел над садом смех весёлый,
Светлела мгла.
Уже порозовели дали
И гладь реки,
И радостно рассвет встречали
Выпускники.
Улыбки, светлые одежды,
Кругом цветы.
Прекрасны юности надежды –
Любовь, мечты.
Казалось, что волною льётся
Бал выпускной,
Но кто мог знать,
Что мир взорвётся
В ту ночь войной?
Исполнение на гармошке песня «Катюша» Тимонин Д.
Воспитатель 2:
Они встретили войну в разном возрасте.Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Слайд 13в сопровождении с музыкой
Ученик 6: (Жарков Д.)
«Мама! Хлебушка дай-ка!»
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть
Слайд 14 в сопровождении с музыкой
Чтобы причинить ленинградцам как можно больше горя, варвары не щадили и детские учреждения. Они полностью разбомбили 22 школы и повредили 393, безжалостно уничтожали детские сады, ясли, больницы. Но не смотри ни на что, и ясли, и детские сады, и школы работали! Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе; местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.
Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды….многие ленинградские дети учились!
«И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…». Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы.
Ученик 7: (Ляхов В.)
Дети Ленинграда
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а – жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Пусть помнит каждый человек
Залитый кровью, детский след.
Ученик 8: (Тестин К.)
Блокада. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая.
Блокада. Одно лишь слово,
А сколько боли, смерти, мук!
Живя не знал, проснёшься ль снова?
Почувствуешь заботу материнских рук?
Но все ведь жили,
Смерти глядя прямиком в глаза!
И воду ледяную пили
Из-под растопленного льда…
Их всех держала только вера.
И мысли их сводились все к тому,
Что эта жалостная доля хлеба
Исчезнет вместе с немцами в аду!
Они слишком долго не знали,
Что подкрался вплотную к ним враг.
Они слишком много страдали…
Спасибо им за живой Ленинград!
Слайд 15 – Видео 3 (о детях)
Слайд 16:в сопровождении с музыкой
Воспитатель 1:
Все мыкогда-то слышали печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
“Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года”
“Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года”
“Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года”
“Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года”
“Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года”
“Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года”
“Савичевы умерли”
“Умерли все”
“Осталась одна Таня”
Ученик 9: (Павлов С.)
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только чёрные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада…
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше силы. И нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – 11 лет.
Воспитатель 2:
При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием.
Слайд 17в сопровождении с музыкой
А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
«Цветок жизни» — это комплекс мемориальных объектов, сооруженных в память о детях, на долю которых выпали тяжелейшие условия жизни в осажденном, блокадном городе. В состав мемориала входят, соединенные Аллеей Дружбы, памятник «Цветок жизни» и стелы – воплощенные в камне страницы из дневника Тани Савичевой.
Мемориальный комплекс является частью Зеленого пояса Славы, который протянулся по бывшему рубежу обороны Ленинграда
Слайд 18в сопровождении с музыкой
Воспитатель 1:
18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов от Ленинграда, освободили многие города и деревни. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Слайд 19Видео 4фильм небольшой «Голоса Блокадного Ленинграда»
Слайд 20в сопровождении с музыкой
Ученик 10: (Тимонин Д.)
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Воспитатель 1:
Подвиг в войне – это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей.
Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта Победа – определяющая веха в истории России. Эта Победа – память, которая объединяет народы!
Слайд 21 в сопровождении с музыкой
Воспитатель 2:
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Правильно, Мы с вами должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.
Воспитатель 1:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько воинов наших не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Почтим светлую память всех погибших минутой молчания.
Прошу вех встать!
Минута молчания.
Слайд 22 с Видео 5звучит метроном.
Песня кадет «Служить России»
Слайд 23:в сопровождении с музыкой
На этом наше мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание!