Автор: Жеребцова Марина Юрьевна

учитель математики МАОУ СОШ с. Красный Ключ муниципального района Нуримановский район республики Башкортостан

Организация общения с родителями детей с «трудным» поведением.

Организация общения с родителями «трудных детей».

Учитель математики

первой квалификационной категории

Жеребцова Марина Юрьевна

МАОУ СОШ с. Красный Ключ

Чем хуже ведет себя ребенок, тем более уставшими подходят родители к началу даже первого учебного года. А через несколько лет бесконечного осуждения, обвинений и даже вполне реальных угроз (поставить на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, например) многие родители начинают воспринимать школу только как опасность.

Важно понимать, что, скорее всего, родители трудного ребенка будут общаться с вами из состояния «запуганного», а не правильно думающего человека. А это значит, что, сам того не желая, испуганный родитель может помешать вашей работе:

  • жаловаться администрации игнорировать ваши попытки пообщаться
  • даже в экстренной ситуации молча кивать, а дома, например, делать за ребенка задания, только чтобы он не получил двойку.

Как с этим работать?

  • обсудите с родителем, что именно происходит;
  • обозначьте достижимую цель, к которой вы хотите прийти, и шаги, которые намерены предпринять;
  • если нужно, попросите родителя о помощи; максимально конкретно объясните, что нужно сделать;
  • ответьте на вопросы родителя;
  •  не обесценивайте его или ее чувства и тревоги; нормально, что родители переживают за своих детей.

Важно общаться с родителем как с союзником, а не как с оппонентом. Такой сильный игрок в вашей команде сильно повышает шансы на победу (над трудным поведением). Но в этом случае вы с родителем можете помешать друг другу, если не определите, кто за какую часть поля отвечает.

Представьте ситуацию. Родитель советует учителю: «Почаще проверяйте домашние задания, а то Вася их не будет делать» или «Поставьте тройку в этот раз, Маше для аттестата надо» или делает замечание: «А в параллельном классе уже до следующей главы в учебнике дошли, вы так ничего не успеете».

Понятно, что родитель говорит все это, потому что переживает за успехи своего ребенка. Тогда что не так с этими формулировками?

Выбор учебных материалов, методики преподавания предмета, скорости освоения программы, частоты и способа проверки домашних заданий, оценки — только за вами.

Отправив ребенка школу, родитель доверил вам ответственность за его физическую и психологическую безопасность, а также организацию учебного процесса.

Конечно, родитель может быть недоволен вашими действиями. Что ему делать в таком случае? Сообщить вам об этом, но точно не в форме совета или рекомендации. Родитель может поделиться с вами информацией, наблюдениями и, если вы сами спросите, предложить варианты решения проблемы (и вы можете от них отказаться, если сочтете нужным).

Помните, что вы отвечаете только за то, что можете контролировать, то есть буквально только за происходящее на уроке. То, как родитель общается с ребенком, помогает ли ему с выполнением заданий дома, ругает или хвалит, поддерживает или нет, — вне вашего контроля.

Что вы можете делать, если хотите повлиять на происходящее вне класса? Как и родитель, поделиться своими наблюдениями, озвучить свою позицию. Если у родителя есть запрос, предложите возможные варианты действий. Но помните, что вы не можете требовать исполнения своих рекомендаций. Все, что вне вашего урока, — вне вашей ответственности.

Обратная связь, которую учитель дает родителям — это отзыв на действия ученика. Обратную связь можно и нужно использовать, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, выстроить конструктивный диалог или узнать о ребёнке что-то новое. Обратная связь может быть как письменная, так и устная.

Обратите внимание, что обратная связь нужна точно не для того, чтобы оправдаться самому или обвинить родителя.

Помните, что у родителей может быть негативный опыт обратной связи. В нашей культуре ее часто путают с критикой. Родители могут испытывать тревогу перед предстоящим разговором, и важно быть готовым к этому.

Правила обратной связи

  1. Подготовьтесь. В процессе разговора вы можете не сразу вспомнить какие-то детали и подробности, поэтому лучше заранее запишите все то, что вас беспокоит. Составьте план, подумайте, о чем надо говорить в первую очередь. Выберите подходящее время. В начале беседы важно представиться, спросить, удобно ли разговаривать, обозначить цель разговора и сколько времени она займет.
  2. Начинайте с хорошего. Расскажите, какие позитивные изменения и проявления вы заметили у ребенка (например, не опаздывал в этом месяце, проявлял инициативу). Родители очень ценят такие комментарии и сам факт того, что вы видите положительные качества в ребенке.
  3. Откажитесь от оценок и обобщений. Описывайте поведение с позиции наблюдателя, говорите о том, что видите или слышите. Говорите о действиях, а не мотивах ребенка (он делает это назло/специально/чтобы привлечь внимание), так как это нашаинтерпретация, которая часто не совпадает с реальностью. Не стоит приписывать ребенку диагнозы и строить вокруг них теории.
  4. Избегайте сравнений с другими детьми в классе/школе/семье. Вместо этого сделайте акцент на прогрессе ребенка в течение года/четверти (например, ребенок в начале четверти отказывался отвечать, а сейчас поднимает руку через урок).
  5. Прямо говорите о сложностях. Излагайте факты: например, в этом месяце ребенок не сделал домашнюю работу 5 раз. Расскажите, как вы или коллеги работали с проблемой, чего удалось достичь, есть ли у вас план, как работать дальше, нужна ли помощь родителя и какая именно.
  6.  Оставьте время на вопросы друг другу. Так вы получите дополнительную информацию о ребенке (какие изменения замечают родители, что происходит во внешкольной жизни), а родители смогут выразить свое отношение к обратной связи и узнать то, что важно для них (возможно, родителей больше интересуют отношения в классе, чем успеваемость).