автор: Жунина Надежда Геннадьевна
воспитатель МКОУ “Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.”
“Обучение дошкольников выразительному чтению”
МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Опыт работы
«Обучение дошкольников выразительному
чтению стихотворений»
Воспитатель
Жунина Надежда Геннадьевна
2024г.
Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучиться к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка
В.Г. Белинский
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования значительное место уделяется речевому развитию.
Мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонетического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие.
Стихи, как один из жанров литературы, являются источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Правильная речь, в свою очередь, необходима ребенку для дальнейшей социализации и личностного развития.
Трудно или легко для дошкольника выразительно читать стихотворение? Одни считают, что выразительное чтение – дело настолько легкое, что учить выразительности не надо. Другие считают, что выразительно прочесть стихотворение может только талантливый ребенок, остальные, как не учи, будут в лучшем случае, читать, соблюдая знаки препинания. Оба эти мнения не верны!
Выразительное чтение один из видов творческой деятельности, доступен и необходим всем детям.
Научное обоснование
Вопросам теории и методики обучения детей выразительному чтению стихотворений, посвятили свои научные работы и внесли значимый вклад в осмысление этого вопроса такие авторы, как Р.Жуковская, О.И.Крупенчук, Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева. Они считали, что особое значение речь воспитателя приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь и стиль, и тон, и манеру говорить.
Изучая психолого–педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что при разучивании стиховиспользуются все виды памяти: слуховая, зрительная, осязательная, двигательная. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольников делом веселым, эмоциональным и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Системность и технологичность опыта
Работу по данной теме осуществляю на основе анализа методической и научной литературы. Проведя мониторингосвоения детьми умений и навыков выразительного чтения стихов, пришла к выводу, что у ребят недостаточно сформированы интонационная выразительность, восприятие темпа и ритма речи, выработана четкая дикция, развит артикуляционный аппарат.
Всю работу строю с учетом диагностических данных, в соответствии с циклограммой и расписанием занятий.
Цель моей работы – формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели определила задачи:
1.Создать условия для речевой активности и формирования интонационной выразительности речи детей в группе
2.Вовлечь родительскую аудиторию в образовательную деятельность с целью повышения их психолого–педагогической компетенции в данном направлении.
Материал по данному направлению распределила с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работу по обучению детей выразительному чтению проводила поэтапно, с постепенным усложнением знаний.
На этапе подготовки детей к выразительному чтению особое внимание уделяю развитию дыхания. Оно является основой внешней (произносимой) речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). Выработку правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигаем с ребятами с помощью специальных упражнений: «Скажи на выдохе», «Задержи дыхание», «Вдох и выдох» и др.
Немаловажным в процессе чтения и заучивания стихотворений является движение голоса и мелодика речи. Так при работе над высотой голоса прошу ребят произнести фразы низким, средним или высоким голосом, например: «Кто сидел на моем стуле?» голосом трех медведей.
При выборе адекватной громкости использую упражнение «Ауканье». Прошу представить ребят, что они заблудились в лесу и произнести звуки ау-ау сначала тихо, потом громче и затем еще громче.
Для развития мелодики речичастопропеваем с детьми любимые песенки, мелодии на определенный звук (МММИ-МММЭ-МММА-МММУ-МММА). Все эти упражненияувеличивают объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса, способствуют развитию природных голосовых данных.
При рассказывании стихотворений требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.Ясность и чистоту произношения вырабатываем систематическими упражнениями в артикуляции. Артикуляцию звуков речи совершенствуем на занятиях по развитию речи, в ходе гимнастик, звукоподражаний, работе над скороговорками. Учу детей произносить скороговорки сначала медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова, слежу за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости.
Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации. Вот несколько этапов, которые помогают моим ребятам читать стихи с выражением:
- Сначала для выразительного чтения мы выбираем доступный, динамичный, близкий и понятный детям по содержанию отрывок или целое стихотворение.
- Далее выясняем, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости разбираем каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы ребенок понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.
- Затем вместе определяем настроение стихотворения. В качестве тренировки прошу ребят прочитать стихотворную фразу с разным настроением(радостным, грустным, удивленным, недоверчивым и т.д.). На этом же этапе учимся выделять главное по смыслу слово во фразе. Ведь от постановки логического ударения зависит смысл фразы. Например:
На поляне зреет земляника.
На поляне зреет земляника.
На поляне зреет земляника.
- На следующем этапе выбираем нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы. Объясняюдетям, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду) и длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки.
- Затем переходим к заучиванию стихотворения. Методы запоминания в своей работе использую разные. Вначале стихи читают те дети, которые лучше запоминают и изъявляют желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, я помогаю им, подсказываю слова, интонации, напоминаю о силе голоса, темпе речи. Чтение вслух сопровождаем мимикой и жестами. Они делают выступление более интересным и эмоциональным.
Занятие заканчиваю моим выразительным чтением или чтением детей. Добиваюсь, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно. Читаем с детьми стихи, заучиваем их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивая потребность слушать и запоминать. Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Работа с родителями
Успешность работы по обучению дошкольников выразительному чтению зависит и от сотрудничества с семьей.
Для педагогического просвещения родителей в вопросах по данной теме использовала разнообразные формы.
Информацию об особенностях обучения выразительному чтению довожу до сведения родителей на собраниях, в индивидуальных и тематических беседах. Материалы по теме размещаю в папках – раскладушках, на информационном стенде, в буклетах, что позволяет изучать содержание в домашних условиях. В рамках «Дня открытых дверей» представила родителям занятие по теме: Заучивание стихотворения И.Бунина «Листопад».
Считаю, что активное участие родителей в педагогическом процессе, является залогом успеха полноценного развития детей.
Работа с педагогами
Работу с педагогами также осуществляю в соответствии с планом.
На заседании педагогического совета поделилась с коллегами материалами из опыта работы по теме «Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений» Провела практические консультации по темам: «Подготовка к праздникам. Работа с текстом, выразительность, жесты, речь», «Применение мнемотаблицы при заучивании стихотворения». Провела мастер–класс «Как научить ребенка читать стихи выразительно».
Постоянная, совместная работа воспитателей помогает привести к желаемым результатам в решении задач по обучению дошкольников выразительному чтению стихов.
Результативность опыта
Как результат проводимой работы, дети в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности в общении, овладели средствами интонационной выразительности. У ребят улучшилось речевое дыхание, умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения,произносить слова, фразы в умеренном темпе, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать речь.
Родители также получили необходимые знания по данной теме. Они принимают активное участие в совместных праздниках, проектах, театральных представлениях, творческих концертах; активно используют предложенные рекомендации при чтении и заучивании стихов с детьми дома; оказывают содействие в пополнении и обогащении предметной среды группы.
Считаю, что полученный положительный результат по обучению дошкольников выразительному чтению стихов, стал возможен только приорганизованной целенаправленной систематической работе со всеми участниками образовательного процесса.