«Использования фитбол – мячей в системе физического воспитания старших дошкольников, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата»



автор: Зайцева Олеся Алексеевна
инструктор по физкультуре
МБДОУ Новонукутский детский сад №6

«Использования фитбол – мячей в системе физического воспитания старших дошкольников, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата»

«Использования фитбол – мячей в системе физического воспитания старших дошкольников, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата»

         Многим родителям известно, насколько полезными и интересными являются упражнения на детском фитболе. Эти занятия считаются полезными и доступными для всех без исключения, так как у фитбола для детишек нет никаких противопоказаний.  Благодаря этим занятиям у детей формируются жизненно важные двигательные навыки, развивается гибкость, прыгучесть и аэробная выносливость. Занятия лучше проводить под веселую музыку. Используя мяч с рожками, можно прыгать и скакать.

         Занятия фитболом развивают многие мышцы, гибкость и выносливость. Эти упражнения принесут детям радость и удовольствие, превратив гимнастику в игры. Купив ребенку фитбол с рожками, мы дадим ему возможность совершать прыжки и скачки по квартире, что способствует разработке группы мышц, и тренировке вестибулярного аппарата. Занятия фитболом для детей способствуют увеличению их двигательной активности, накачиванию мышц ног и рук.

Преимущества, которые дает фитбол для детей:

  • Улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов, устраняется венозный застой.
  • Развиваются двигательные качества.
  • Ребенок изучает основные двигательные действия.
  • Развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.
  • Улучшается коммуникативная и эмоционально-волевая сфера.
  • Развивается мелкая моторика и речь.
  • Стимулируется развитие такой системы, как анализаторская, а также проприорцепивной чувствительности.
  • Укрепляется мышечный корсет, создается навык правильной осанки.
  • Улучшается функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Нормализуется работа нервной системы, стимулируется нервно-психическое развитие.
  • Организм адаптируется к физическим нагрузкам.
  • Простота в использовании и возможность самостоятельных занятий.

 

Когда можно начинать заниматься на фитболом с детьми?

         Занятия на фитболе можно начинать буквально через неделю после появления малыша на свет. Благодаря таким занятиям с ребенком легче распрямляются ножки. Малыш лучше начинает держать головку, тренируется вестибулярный аппарат, и происходит профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Каждый день

     малыш сможет осваивать новые упражнения, а в полгода ребенок уже сможет упираться своими ручками на фитбол, что станет подспорьем при возможных падениях.

        Занятия на фитболе для детей можно проводить от 10 до 15 минут каждый день. После завершения занятий лучше всего малышу дать поплавать в ванне. Начинает занятия на фитболе обычно легкий массаж в течение 10-15 минут, прибавим к этому от 10 до 15 минут плавания. Получится всего от 30 до 40 минут ежедневных занятий. Это несравнимо с той пользой, которую получают дети при упражнениях на фитболе.

         Фитбол для детей очень быстро сказывается на их организмах. Результаты позитивно скажутся практически сразу. У малыша появится активность, силенки, он больше не будет бояться менять положения своего тела, аппетит и сон ребенка явно улучшатся, на фоне положительного эмоционального заряда.

         Сам фитбол должен быть размером 75 см в диаметре. Такой размер наиболее удобен для ребенка и может быть использован и другими членами семьи. Мамам малыша он может пригодится для восстановления фигуры после родов, использование фитола позволит так же разгрузить позвоночник и укрепить мышцы спины. Выбирайте известные фирмы изготовители, так как качество фитбола зависит от резины, из которой он изготовлен. В идеале мяч должен выдерживать 200-300 кг, тогда фитбол считается устойчивым. Фитбол должен быть без пупырышков и ножек («рожек»).

Для занятия ребенок должен быть здоров и находится в хорошем настроении. Вы можете использовать так же любую ритмическую музыку. Ежедневные регулярные занятия будут приносить малышу радость. Продолжительность занятия для ребенка 1-1,5 лет составляет 15-20 минут. Вы можете выполнять элементы гимнастики на фитболе постепенно в течение дня по мере желания крохи.

          Подготовка к выполнению упражнений  на фитболе.

          Займите удобное для себя положение, сидя или стоя перед мячом, и аккуратно положите ребенка животом вниз на середину фитбола. Дайте ему привыкнуть к новой обстановке, покачайте его на мяче. Обратите внимание на реакцию ребёнка: если он капризничает, то лучше повторить попытку позже. Занятия на фитболе должны приносить в первую очередь удовольствие. Увеличивайте нагрузку постепенно. Это значит, что покачивания и вращения должны начинаться медленно, постепенно увеличивая темп.

Упражнения для малыша на фитболе:

– положите ребенка животом вниз на мяч, при этом придерживайте ребенка за спинку и совершайте покачивающие движения вперед-назад и из стороны в сторону;

– как и в предыдущем упражнении, совершайте покачивающиеся движения, только теперь ребёнок лежит на спинке;

                                   

– ребёнок лежит на фитболе животом вниз, а мама придерживает ножки ребёнка, при этом надавливает на спинку и попу ребенка, совершая пружинистые движения;

– положите ребенка животом вниз и проследите, чтобы ребенок уперся ручками в мячик. Далее, придерживая ребенка за голеностопные суставы, тихонечко приподнимите ножки ребенка и покачайте мячик;

– положите на пол игрушки так, чтобы малыш, лежа на фитболе, при покачивании мячом смог схватить игрушки;

– из положения, лежа на спине, приподнимайте ребенка в сидячее положение, придерживая его за предплечья.

      Представленные упражнения являются самыми легкими и подходят для любого возраста. Однако вы сами можете выступить в роли опытного инструктора и придумать свои упражнения, которые, бесспорно понравятся ребёнку. Главное – чтобы все ваши действия нравились малышу. А для этого нужна самая малость – немного усилий, забота и, конечно же, мамина любовь. 

Подвижные игры с фитболом.

  1. «Горячий мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

  1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
  2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

  1. «Два барана»

Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.

Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

  1. «Длинные ноги, короткие ноги»

Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.

Варианты

  1. Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
  2. Можно выполнять задание на фитболе.

Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

  1. «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тс, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

Вариант: игра может выполняться в исходном положении сидя или стоя, в зависимости от двигательных возможностей ребенка.

Методические указания. Выбывшие из игры дети сидят на гимнастической скамейке с правильной осанкой.

  1. «Охотник и утки»

Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:

Ну-ка утки, кто быстрей

Доплывет до камышей,

Самой ловкой за победу

Сладкое дадут к обеду.

Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».

Методические указания. Ведущий награждает победителя.

  1. «Ладушки»

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

  1. «Дракон кусает хвост»

Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.

Количество игроков — 5—6.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.

Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».

  1. «Хоп, стоп»

Цель: развитие концентрации внимания, координации движений, навыка ходьбы.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.

Вариант: игра моэ/сет выполняться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Методические указания. Ведущий должен следить за осанкой детей.

  1. «Эстафета с фитболами»

Цель: развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, дифференцировки усилий.

Инвентарь: фитболы, стойка.

Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фит-бол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты

  1. Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути — левой.
  2. В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
  3. Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно — спиной вперед.

Методические указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.

«Использования фитбол – мячей в системе физического воспитания старших дошкольников, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата»
Пролистать наверх