Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Начальное техническое моделирование”



автор: Земскова Ирина Владимировна

Методист Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Детско – юношеский Центр «Импульс»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Начальное техническое моделирование”

    

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования  г. Хабаровска

«Детско – юношеский Центр «Импульс»

 

Согласовано  на педсовете

Протокол №______________

от «______»__________2018 г.

Утверждено

                      Приказ №__25__ «__09_» 2018

Директор МАУ ДО ДЮЦ «Импульс»

_____________________С.В.Базарнов

 

АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Начально – техническое моделирование»

Адресат программы – учащиеся вида

срок реализации – 1 год

форма реализации программы – очная

 

                                                        

                                                                       Автор программы:

                                                                                              Земскова Ирина Владимировна,

                                                        методист

 

                                                     

 

Хабаровск

2018

 

Автор программы

«Начальное техническое моделирование» для учащиеся школ VIII  вида: Земскова Ирина Владимировна

 

Педагог, реализующий программу: Леонтьева  Екатерина Александровна

 

Председатель педагогического совета

 

______________         ( ____________________ )

   (подпись)                                          (Ф.И.О.)

 

Содержание

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………

1.2 Цель и задачи…………………………………………………………..

1.3 Содержание программы……………………………………………….

1.4 Планируемые результаты……………………………………………..

2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1 Календарный учебный график………………………………………..

2.2 Условия реализации программы………………………………………..

2.3 Формы аттестации…………………………………………………….

2.4 Оценочные материалы………………………………………………..

2.5 Методическое обеспечение образовательного процесса…………..

2.6 Список литературы……………………………………………………

4

6

6

29

31

31

32

34

37

43

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

  • Пояснительная записка

 

Направленность программы  – техническая.

 

Уровень усвоения – стартовый.

 

Актуальность программы

Благодаря  росту научно-технического прогресса технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком в виде десятков окружающих его предметов и вещей: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.

Дети  с ОВЗ, так же, как и обычные дети,  должны познавать и принимать мир таким, каким он есть, они должны  его видеть, пытаться осмыслить, осознать, а потом и объяснить. Но у них эти возможности   ограничены с рождения, в виду слабо развитой сенсорной моторики, которая является ведущим фактором развития. Активное   взаимодействие  таких детей с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия мира.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей детей  – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития  центральной нервной системы, всех психических процессов: восприятия, пространственной ориентировки

Работа с бумагой, картоном и другим несложными поделочными материалами даёт возможность ребёнку развивать мелкую моторику рук, которая влияет на  согласованность   работы глаз, рук, совершенствование  координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Работа    с бумагой и картоном, бросовым материалом, конструкторами, объёмными формами и деталями  способствует развитию сопоставления предметов, форм, развитию воображения и созидательного творчества.

     В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды и входит  в сферу самых различных социальных практик. Становясь участниками детских образовательных сообществ, ребенок с ОВЗ получает широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется адаптированная  к социальным условиям зрелая личность.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) предполагается расширение спектра дополнительных общеобразовательных услуг, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.

 

Отличительные особенности программы.

       

Содержание программы построено с учётом психофизиологических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида  возрастной категории (7-13 лет). Механическое заучивание понятий для детей с нарушенным интеллектом малоэффективно. А результаты практической деятельности  детей дают положительный результат.

        Проектная  деятельность  по конструированию моделей развивает мелкую моторику рук, мыслительную  деятельность, что очень важно для формирования коммуникативных компетентностей учащихся с ОВЗ.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Программа является авторской. Своеобразие  программы  заключается во  включении в её содержание  разнообразных форм работы, направленных  на развитие мелкой моторики рук, мыслительной деятельности учащихся. Адресат программы.

        Программа адресована учащимся коррекционной школы VIII вида в возрасте 7-13 лет.  

Учащиеся школ 8 вида – это умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой степенью умственной отсталости. Эти дети – преобладающий контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

Особенности психических процессов умственно отсталых детей.

Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания  – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых учащихся  является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Однако их затрудняет решение даже простейших задач, таких как объединение разрезанного на несколько частей изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры соответствующей углублению «почтовый ящик» и т.п. Дети выполняют такие задания с большим трудом, с большим количеством ошибок, после многочисленных попыток.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей – слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть. Но не понимают  смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти –  запоминание, сохранение и воспроизведение у детей данной категории имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. У таких детей чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения..

Умственно отсталые школьники не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала. Память умственно отсталых школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых учащихся,  отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.) у умственно отсталых детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех –  слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

 

    В процессе реализации образовательной программы происходит постепенное формирование мотивации личности к познанию и творчеству; развитию индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, коррекции  психофизического и умственного развития детей.

Объем и срок освоения программы

   Программа   реализуется  с 1 сентября 2017 года  в форме очного обучения и дистанционного обучения в летний каникулярный период.

  Очная форма обучения рассчитана  на период с сентября по май в количестве  81   учебных  часов.

 

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • работа в микро группах

 

Виды занятий:

 

  • выставка;
  • практические занятия (творческая мастерская)
  • лекция с элементами беседы;  
  • проектная деятельность;
  • экскурсия.

 

Режим занятий:

 

По  данной  программе  занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа. Первый час учебных занятий соответствует одному академическому часу (40 мин), второй час занятий равен 23 минутам. После часа занятий проводится перемена – 10 минут с  обязательным проветриванием помещения.

 

  • Цель и задачи программы:

Цель программы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, коррекцию психофизического и умственного развития детей; формирование начального инженерного мышления; профилактика асоциального поведения детей.

 

Задачи:

 

  • сформировать у учащихся коррекционной школы VIII вида  систему знаний о различных материалах, их элементарных свойствах и способах обработки;
  • сформировать у учащихся умения по безопасному использованию инструментов при конструировании  моделей;
  • сформировать у учащихся представления о геометрических телах и элементарных способах  их графических изображений;
  • сформировать у учащихся элементарные представления о транспорте, его назначении;
  • освоить с   учащимися способы конструирования   моделей из разных материалов и конструкторов;
  • освоить с учащимися способы конструирования моделей и макетов из плоских и объёмных деталей;
  • способствовать развитию умений учащихся сравнивать формы объёмных моделей
  • развить  у учащихся навыки, необходимые для их социальной адаптации.
  • Содержание программы

 

Учебный план

 

«Начальное техническое моделирование»

 

Раздел Количество часов
теория практика всего
2 Материалы и инструменты в начальном техническом моделировании 4,5 4,5 9
3 Начальные понятия о геометрических телах, фигурах и их элементах 5 4 9
4 Транспорт, его виды и назначение 7,5 9 16,5
5 Конструирование моделей и макетов из плоских и объемных деталей 2 8,5 10,5
6 Конструирование моделей  из деталей различных конструкторов 1 26 27
7 Промежуточная, итоговая аттестация 1 2 3
1 Вводное, итоговое занятие 4,5 1,5 6
Итого часов 25 56 81

 

Учебно – тематический план

№ раздела Раздел, тема, содержание Количество часов Формы организации

занятий  

Формы контроля

(аттестации)

Теория Практика Всего
РАЗДЕЛ №1.  ВВОДНОЕ, ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ.

ЦЕЛЬ: Введение в предмет и подведение итогов работы объединения

1 Тема1.  Вводное занятие.

Теория:

Цели, задачи и содержание работы объединения. Название объединения. Правила внутреннего распорядка, требования ТБ и правил санитарной гигиены.

Введение в предмет «Начальное техническое моделирование».

Практика: Знакомство с образцами  готовых моделей, которые могут быть выполнены учащимися в процессе реализации программы

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы.

Демонстрация наглядных образцов

Наблюдение, обратная рефлексия
1 Тема 2. Техническое конструирование и моделирование   в деятельности человека.

Теория: Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операция при моделировании

Практика: просмотр фильмов, журналов и фотографий о конструировании и моделировании,

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы.

Просмотр фильмов, журналов и фотографий,

Беседа по вопросам
1 Тема 2. Техническое конструирование и моделирование   в деятельности человека.

Теория: Знакомство с историей технического моделирования. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях.

Практика: просмотр фильмов, журналов и фотографий о конструировании и моделировании,

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы.

Просмотр фильмов, журналов и фотографий,

Беседа по вопросам
РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ В НАЧАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ

Цель: знакомство с различными материалами и инструментами, используемыми в НТМ

2 Тема 1. Бумага и картон, их виды и свойства

Теория: Бумага, картон, их  виды и свойства.

Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой). Картон его основные свойства (прочность, отношение к влаге).

Практика: знакомство с образцами бумаги и  картона.

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам
2 Тема 2. Древесина, металл, пластмасса, кожа, их виды и   свойства

Теория: Древесина, металл, пластмасса, кожа, их виды и   свойства, способы использования в НТМ

Практика: знакомство с образцами древесины, металла, пластмассы, кожи.

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам
2 Тема 3. Инструменты в НТМ

Теория: инструменты, применяемые при обработке бумаги, картона, металла, кожи и пластмассы.  Правила пользования инструментами и , правила их хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).

Практика: Знакомство с инструментами применяемыми при обработке различных материалов. Приёмы работы с инструментами.

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам
2 Тема 4. Приёмы работы с бумагой

Практика: приёмы работы с бумагой

Складывание бумаги пополам, вчетверо, отрезание, приклеивание, сушка. Склеивание бумаги за часть плоскости.

1,5 1.5 Практическая работа по освоению приёмов работы с бумагой, демонстрация приёмов Наблюдение, беседа по вопросам
2 Тема 5. Приёмы работы с картоном

Теория: Приёмы работы с картоном

Практика:  Сгибание картона, разметка линии сгиба. Правила разрезания картона по контурам. Разметка контуров деталей на картоне. Использование шаблонов в работе с картоном

1 0,5 1.5 Практическая работа по освоению приёмов работы с бумагой, демонстрация приёмов Наблюдение, беседа по вопросам
2 Тема 6. Приёмы работы с картоном

Теория: Правила оклеивания картона бумагой и др. мелкими элементами

Практика: Игра «Бумага – картон »

0.5 1 1.5 Практическая работа по освоению приёмов работы с бумагой, демонстрация приёмов Наблюдение, беседа по вопросам
РАЗДЕЛ 3. НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ  ТЕЛАХ, ФИГУРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ

Цель: формирование начальных представлений учащихся о геометрических телах, фигурах, их элементах и способах  их изображений

3

3

Тема 1. Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах и их элементах

Теория: Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах.   Куб, цилиндр, шар, призма, конус.

Практика: знакомство с  простейшими геометрическими телами и  фигурами.

1 0.5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам
3 Тема 1. Начальные понятия об элементах простейших геометрических телах и фигурах и их элементах

Теория: Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах  и их элементах. Куб, параллелепипед, цилиндр, шар, призма, конус.

Практика: знакомство с  простейшими геометрическими телами и  фигурами.

1 0.5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам
3 Тема 3. Сопоставление форм технических объектов

с геометрическими телами

Практика: сопоставление форм технических объектов

с геометрическими телами

1,5 1.5 Практическая работа по сопоставлению форм технических объектов

с геометрическими телами

Наблюдение, беседа по вопросам
3 Тема 4. Элементы геометрических тел

Теория: элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.

Практика: сопоставление геометрических тел с геометрическими фигурами.

1 0,5 1.5 Практическая работа по сопоставлению геометрических тел с геометрическими фигурами Наблюдение, беседа по вопросам
3 Тема 5. Способы разметки, трафареты

Теория: Знакомство с трафаретами. Виды трафаретов. Использование трафаретов

Практика: нанесение  на бумагу различных фигур с помощью трафаретов.

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы,

практическая работа с трафаретами

Наблюдение, беседа по вопросам
3 Тема 5. Способы разметки, трафареты

Теория: Знакомство с трафаретами. Виды трафаретов. Использование трафаретов

Практика: нанесение  на бумагу различных фигур с помощью трафаретов.

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы,

практическая работа с трафаретами

Наблюдение, беседа по вопросам
РАЗДЕЛ 4.ТРАНСПОРТ, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель: формирование общего представления учащихся о транспорте

4 Тема 1.  Общее представление о транспорте,

Теория: Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный,  воздушный, речной, морской, трубопроводный, космический.
1,5     – 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация в/ф, Беседа по вопросам
4 Тема 2.  Автомобильный транспорт. Его виды.

 

Теория: Автомобильный транспорт. Его виды. Достоинства и недостатки данного вида транспорта.

Практика: рисование моделей автомобильного вида транспорта по выбору

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация в/ф, Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 3. Экскурсия по улицам города.

Практика: экскурсия по улицам города. Наблюдение за различными видами транспорта, внешним оформлением, цветовой  окраской, знаками на машинах

1,5 1.5 Экскурсия Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 4. Нанесение на бумагу контуров

автомобилей

Практика: нанесение на бумагу контуров автомобилей с помощью  трафаретов. Раскраска цветными карандашами

1,5 1.5 Практическая работа Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 5.

Вырезание контуров автомобилей

Практика: вырезание контуров автомобилей, наклеивание их на специально подготовленную бумажную основу

1,5 1.5 Практическая работа Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 6. Знакомство с устройством автомобиля

Теория: автомобиль, его основные  части: кузов, пассажирский салон, моторное и   багажное отделение, рама с колёсами.

Практика: знакомство с устройством автомобиля

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, практическая работа Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 7.

Знакомство с морским транспортом

Теория: морской транспорт, его назначение. Виды морского  транспорта.

Практика: зарисовка контуров корабля с помощью трафарета. раскраска

1 0,5 1,5 Лекция с элементами беседы, практическая работа, просмотр в/ф, Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 8.

Вырезание контуров корабля

Практика: вырезание контуров корабля и наклеивание на специально подготовленную основу

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, практическая работа, просмотр в/ф, Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 9. Знакомство с речным  транспортом

Теория: речной  транспорт, его назначение. Виды речных  судов.

Практика: зарисовка контуров лодки с помощью трафарета. раскраска

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, просмотр в/ф, практическая работа Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 10.

Вырезание контуров лодки

Практика: вырезание контуров лодки, наклеивание её на специально подготовленную бумажную основу

1,5 1.5 Практическая работа Беседа по вопросам,

наблюдение

4 Тема 11. Воздушный транспорт, его виды и назначение.

Теория: Воздушный транспорт, его виды и назначение.

Практика: рисование модели любого вида воздушного транспорта по выбору

1 0,5 1.5 Лекция с элементами беседы, практическая работа, просмотр в/ф, Беседа по вопросам,

наблюдение

РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И МАКЕТОВ  ИЗ ПЛОСКИХ И ОБЪЁМНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Цель: освоение  учащимися способов конструирования   моделей из разных материалов

5 Тема 1. Конструирование моделей автотехники  посредством сгибания бумаги

Теория: Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе работы с бумагой. Линия видимого контура (сплошная толстая линия).   Условное изображение линии сгиба и обозначение места для клея. Определение места нахождения линии сгиба. Правила сгибания и складывания.

Практика: знакомство с  условным обозначением линии видимого контура   – сплошной толстой линией, условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея на образцах

.

1 0,5 1,5 Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядного материала Беседа по вопросам,

наблюдение

5 Тема 3 Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

1.5 1.5 Практическая работа с трафаретами и шаблонами Наблюдение
5 Тема 3 Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

1.5 1.5 Практическая работа с трафаретами и шаблонами Наблюдение
5 Тема 4 Изготовление простой модели по шаблону – «Автомобиль 08».

Практика: изготовление простой модели по шаблону – «Автомобиль 08».

1.5 1.5 Практическая работа с трафаретами и шаблонами Наблюдение
5 Тема 5 Изготовление простой модели по шаблону – «Скорая помощь».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Скорая помощь».

1.5 1.5 Практическая работа с трафаретами и шаблонами Наблюдение
5 Тема 6 Изготовление простой модели по шаблону – «Грузовой автомобиль».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Грузовой автомобиль».

1.5 1.5 Практическая работа с трафаретами и шаблонами Наблюдение
5 Тема 7 Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам.

Теория: Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке.

Практика: разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке.

1 0,5 1.5 Беседа, демонстрация  способов и приёмов работы, практическая работа Беседа по вопросам
РАЗДЕЛ 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ,  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Цель: Проверка соответствия знаний  и умений заявленным результатам

7 Тема 1. Промежуточная  аттестация

Теория: проверка уровня усвоения теоретических  знаний

Практика:   проверка уровня освоения практических  умений

0,5 1 1.5 Устные ответы  на вопросы, практическое изготовление модели  любого автомобиля из бумаги и картона Анализ устных ответов, проверка выполненных практических  работ
РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И МАКЕТОВ  ИЗ ПЛОСКИХ И ОБЪЁМНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Цель: освоение  учащимися способов конструирования   моделей из разных материалов

5 Тема 1 Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению геометрических фигур Наблюдение
5 Тема 1 Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению геометрических фигур Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 1 Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению геометрических фигур Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 2. Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел (макет грузовика: основание – картонный прямоугольник, колеса – цилиндры, кузов и кабина – параллелепипеды)

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению макетов геометрических фигур Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 3. Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов посредством сочетания геометрических фигур и тел (макет железнодорожной платформы вагона: рама – картонный

прямоугольник, колеса – цилиндры или картонные диски на осях, кузов – параллелепипед,  цистерна – горизонтально приклеенный цилиндр)

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению макетов геометрических фигур Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 4. Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел (макеты автомобилей различного назначения: рама – картонный прямоугольник, колеса – диски на осях, кузов – различные геометрические тела и их комбинации).

1.5 1.5 Практическая работа по изготовлению макетов Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 5. Разметка по шаблону упрощённой модели автобуса

Практика: разметка по шаблону упрощённой модели автобуса

1.5 1.5 Практическая работа по шаблону Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 6. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели гоночной машины

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 6. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

изготовление  упрощённой модели гоночной машины

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение
5 Тема 7. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели самолёта

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 7. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели самолёта

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 8. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели парашюта

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 8. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели парашюта

1.5 1.5 Практическая работа Изготовление модели Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 9. Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

Теория: соединение (сборка) плоских деталей между собой различными способами

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи клея.

0,5 1 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация педагогом приёма Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 10. Соединение, сборка плоских деталей.

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи заклёпок

1.5 1.5 Практическая работа Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 11. Соединение, сборка плоских деталей.

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи тонкой мягкой проволоки

1.5 1.5 Практическая работа Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 25. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов

Теория: конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов.

Практика:  конструирование из бумаги и тонкого картона модели самолёта.

0,5 1 1.5 Лекция с элементами беседы, демонстрация педагогом приёма Наблюдение, беседа по вопросам
5 Тема 26. Конструирование модели самолёта.

Практика:  конструирование из бумаги и тонкого картона модели самолёта. Покраска модели.

1.5 1.5 Практическая работа Наблюдение, беседа по вопросам
РАЗДЕЛ 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ,  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Цель: Проверка соответствия знаний  и умений заявленным результатам.

7 Тема 2. Итоговая   аттестация

Теория: проверка уровня усвоения теоретических  знаний

Практика:   проверка уровня освоения практических  умений и навыков

0,5 1 1.5 Устные ответы  на вопросы, практическое изготовление модели  любого автомобиля из бумаги и картона Анализ устных ответов, проверка выполненных практических  работ
РАЗДЕЛ №1.  ВВОДНОЕ, ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ.

ЦЕЛЬ: Введение в предмет и подведение итогов работы объединения

1 Тема 2. Итоговое занятие

Теория: подведение итогов работы объединения и результатов освоения программы. Достижения учащихся. Награждение лучших учащихся. Фотографирование

1,5 1,5 Рассказ, беседа. Презентация результатов освоения программы наблюдения, обратная рефлексия
26,5 54,5 81

 

Содержание программы

РАЗДЕЛ №1.  ВВОДНОЕ, ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. Цели, задачи и содержание работы объединения. Понятие – начальное техническое моделирование. Правила внутреннего распорядка, требования ТБ и правил санитарной гигиены.

Введение в предмет «Начальное техническое моделирование».

Практика: Знакомство с образцами  готовых моделей, которые могут быть выполнены учащимися в процессе реализации программы.

Тема 1.2. Техническое конструирование и моделирование   в деятельности человека.

Теория: Знакомство с историей технического моделирования. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях.

Практика: просмотр фильмов и фотографий о конструировании и моделировании в своём объединении и других объединениях.

Тема 1.3.  Итоговое занятие

Теория: подведение итогов работы объединения. Презентация достижений учащихся объединения  и награждение лучших учащихся. Рекомендации на летний оздоровительный период.

Практика:  викторина «Умники и умницы в НТМ»

РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ В НАЧАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ

Тема 2.1.Бумага и картон, их виды и свойства

Теория: Бумага, картон, их  виды и свойства.

Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой). Картон его основные свойства (прочность, отношение к влаге).

Практика: знакомство с образцами бумаги и  картона.

Тема 2.2. Древесина, металл, пластмасса, кожа, их виды и   свойства

Теория: Древесина, металл, пластмасса, кожа, их виды и   свойства, способы использования в НТМ

Практика: знакомство с образцами древесины, металла, пластмассы, кожи.

Тема 2.3.  Инструменты, применяемые при обработке различных материалов в НТМ

Теория: инструменты, применяемые при обработке бумаги, картона, металла, кожи и пластмассы.  Правила пользования инструментами и , правила их хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).

Практика: Знакомство с инструментами применяемыми при обработке различных материалов. Приёмы работы с инструментами.

Тема 2.4. Приёмы работы с бумагой

Практика: складывание бумаги пополам, вчетверо, отрезание, приклеивание, сушка. Склеивание бумаги за часть плоскости.

Тема 2.5.  Приёмы работы с картоном

Теория: Приёмы работы с картоном

Практика:  Сгибание картона, разметка линии сгиба. Правила разрезания картона по контурам. Разметка контуров деталей на картоне. Использование шаблонов в работе с картоном

Тема 2.6.  Приёмы работы с картоном

Теория: Правила оклеивания картона бумагой и др. мелкими элементами

Практика: Игра «Бумага – картон »

РАЗДЕЛ 3. НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ  ТЕЛАХ И ФИГУРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ.

Тема 3.1. Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах  и их элементах.

Теория: Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах: куб, цилиндр, шар, призма, конус.

Практика: знакомство с  простейшими геометрическими телами и  фигурами.

Тема 3.2. Начальные понятия об элементах простейших геометрических телах и фигурах  и их элементах

Теория: Начальные понятия о простейших геометрических телах и фигурах  и их элементах. Куб, параллелепипед, цилиндр, шар, призма, конус.

Практика: знакомство с  простейшими геометрическими телами и  фигурами.   

Тема 3.3. Сопоставление форм технических объектов

с геометрическими телами

Практика: сопоставление форм технических объектов  с геометрическими телами

Тема 3.4.  Элементы геометрических тел

Теория: элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.

Практика: сопоставление геометрических тел с геометрическими фигурами. Геометрические тела,  как объемная основа предметов и технических объектов.

Тема 3.5.  Способы разметки, трафареты.

Теория: Знакомство с трафаретами. Виды трафаретов. Использование трафаретов.

Практика: нанесение  на бумагу различных фигур с помощью трафаретов.

 

. РАЗДЕЛ 4.ТРАНСПОРТ, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ

Тема 4.1.  Общее представление о транспорте

Теория: Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный,  воздушный, речной, морской, трубопроводный, космический.

Тема 4.2.  Автомобильный транспорт. Его виды.

Теория: Автомобильный транспорт. Его виды. Достоинства и недостатки данного вида транспорта.

Практика: рисование моделей автомобильного вида транспорта по выбору.

Тема 4.3. Экскурсия по улицам города

Практика: экскурсия по улицам города. Наблюдение за различными видами транспорта, внешним оформлением, цветовой  окраской, знаками на машинах

Тема 4.4. Нанесение на бумагу контуров автомобилей

Практика: нанесение на бумагу контуров автомобилей с помощью  трафаретов. Раскраска цветными карандашами

Тема 4.5.  Вырезание контуров автомобилей

Практика: вырезание контуров автомобилей, наклеивание их на специально подготовленную бумажную основу

Тема 4. 6. Знакомство с устройством  автомобиля

Теория: автомобиль, его основные  части: кузов, пассажирский салон, моторное и   багажное отделение, рама с колёсами.

Практика: знакомство с устройством автомобиля

Тема  4.7.  Знакомство с морским транспортом.

Теория: морской транспорт, его назначение. Виды морского транспорта.

Практика: зарисовка контуров корабля с помощью трафарета. Раскраска

Тема 4. 8.  Вырезание контуров корабля.

Практика: вырезание контуров корабля и наклеивание на специально подготовленную

Тема  4. 9. Знакомство с речным  транспортом

Теория: речной  транспорт, его назначение. Виды речных  судов.

Практика: зарисовка контуров лодки с помощью трафарета, раскраска

Тема 4. 10  Вырезание контуров лодки

Практика: вырезание контуров лодки, наклеивание её на специально подготовленную бумажную основу

Тема 4.11. Воздушный транспорт, его виды и назначение.

Теория: Воздушный транспорт, его виды и назначение.

Практика: рисование модели любого вида воздушного транспорта по выбору

РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И МАКЕТОВ  ИЗ ПЛОСКИХ И ОБЪЁМНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Тема 5.1.  Конструирование моделей автотехники  посредством сгибания бумаги

Теория: Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе работы с бумагой. Линия видимого контура (сплошная толстая линия).   Условное изображение линии сгиба и обозначение места для клея. Определение места нахождения линии сгиба. Правила сгибания и складывания.

Практика: знакомство с  условным обозначением линии видимого контура   – сплошной толстой линией, условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея на образцах

Тема 5. 2. Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Автобус».

Тема 5.3. Изготовление простой модели по шаблону – «Автомобиль 08».

Практика: изготовление простой модели по шаблону – «Автомобиль 08». -Тема 5.4.  Изготовление простой модели по шаблону – «Скорая помощь».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Скорая помощь». Тема 5.5. Изготовление простой модели по шаблону – «Грузовой автомобиль».

Практика: Изготовление простой модели по шаблону – «Грузовой автомобиль».

Тема 5.6. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам.

Теория: Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке.

Практика: разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке.

Тема  5.7. Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

Тема 5.7.  Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

Тема 5.7.  Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету

Тема 5.7.  Изготовление геометрических фигур.

Практика: изготовление из плотной бумаги и картона набора геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету  

Тема 5.8. Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел (макет грузовика: основание – картонный прямоугольник, колеса – цилиндры, кузов и кабина – параллелепипеды)Тема Тема  5.9. Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов посредством сочетания геометрических фигур и тел (макет железнодорожной платформы вагона: рама – картонный

прямоугольник, колеса – цилиндры или картонные диски на осях, кузов – параллелепипед,  цистерна – горизонтально приклеенный цилиндр) Тема Тема 5.10.  Создание макетов технических объектов

Практика: Создание макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел (макеты автомобилей различного назначения: рама – картонный прямоугольник, колеса – диски на осях, кузов – различные геометрические тела и их комбинации).

Тема 5.11. Разметка по шаблону упрощённой модели автобуса

Практика: разметка по шаблону упрощённой модели автобуса

Тема  5.12. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Тема 5.12.  Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Тема 5.13.  Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели самолёта  

Тема 5.13. Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели самолёта

Тема 5.14.  Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели парашюта  

Тема 5.14.  Изготовление  упрощённой модели гоночной машины

Практика: изготовление  упрощённой модели парашюта

Тема 5.15. Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

Теория: соединение (сборка) плоских деталей между собой различными способами

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи клея.

Тема 5.16. Соединение, сборка плоских деталей.

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи заклёпок

Тема 5.17. Соединение, сборка плоских деталей.

Практика: соединение (сборка) плоских деталей между собой  при помощи тонкой мягкой проволоки

Тема 5.18. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов

Теория: конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов.

Практика:  конструирование из бумаги и тонкого картона модели самолёта.

Тема 5.19.Конструирование модели самолёта.

Практика:  конструирование из бумаги и тонкого картона модели самолёта. Покраска модели.

 Тема 5.20. Изготовление упрощённой модели гоночного автомобиля.

Практика: изготовление упрощённой модели гоночного автомобиля.

Тема 5.21. Изготовление упрощённой модели гоночного автомобиля.

Практика: изготовление упрощённой модели гоночного автомобиля.

РАЗДЕЛ 6.  КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ИЗ ДЕТАЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ  КОНСТРУКТОРОВ

Тема 6.1. Знакомство с различными конструкторами

Теория: Понятие «Конструктор». Виды конструкторов: магнитный, металлический, Лего конструктор

Практика: знакомство с различными конструкторами

Тема 6.2. Изготовление модели ретро автомобиля из деталей металлического конструктора.

Практика: знакомство с деталями металлического конструктора.

Изготовление модели ретро автомобиля из деталей конструктора

Тема 6.2. Изготовление модели ретро автомобиля

Практика: изготовление модели ретро автомобиля из деталей металлического конструктора.

Тема 6.3. Знакомство с деталями  конструктора «Лего – техник».

Теория: знакомство с деталями  конструктора «Лего – техник».

Практика: изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Тема 6.4. Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Практика:

Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник»

Тема 6.4. Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Практика:

Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник»

Тема 6.4. Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Практика: Изготовление модели вертолёта из деталей магнитного  конструктора

Тема 6.4. Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Практика: знакомство с деталями  конструктора «Лего – техник».

Изготовление автомобильного крана из деталей конструктора «Лего – техник».

Тема 6.5. Изготовление моделей по собственному замыслу.

Практика: изготовление моделей из деталей металлического, магнитного  и «Лего – техник» конструкторов по собственному замыслу

Тема 6.5. Изготовление моделей по собственному замыслу

Практика: изготовление моделей из деталей металлического, магнитного  и «Лего – техник» конструкторов по собственному замыслу

Тема 6.6. Выставка моделей из конструкторов

Практика: выставка моделей изготовленных из деталей металлического, магнитного  и «Лего – техник» конструкторов по собственному замыслу

РАЗДЕЛ 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ,  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Тема 7.1. Промежуточная  аттестация

Теория: проверка уровня усвоения теоретических  знаний

Практика:   проверка уровня освоения практических  умений

Тема 7.2. Итоговая  аттестация

Теория: проверка уровня усвоения теоретических  знаний

Практика:   проверка уровня освоения практических  умений

 

Рекомендуемые рефераты:

1.Способы изготовления бумаги и картона.

2.Автомобили времён Великой отечественной войны.

  1. Современные отечественные  виды легковых автомобилей

 

1.4.  Планируемые результаты

 

Предметные результаты:

  • учащиеся будут иметь сформированную систему знаний по технике  безопасности при работе с инструментами;
  • узнают  назначение  окружающих и часто встречающихся  технических объектов;
  • название  основных  частей  изготавливаемых макетов и моделей;
  • будут знать  название  и  назначение  инструментов ручного труда, правила  пользования;
  • узнают элементарные свойства различных материалов и способы их обработки;
  • освоят простейшие правила организации  рабочего места;
  • освоят  способы   разметки  по трафарету;
  • научатся  соединять детали  из  различных материалов;
  • научатся делать поделки из различных материалов;
  • учащиеся смогут конструировать простейшие  модели автотехники по схемам металлического, магнитного и  лего конструкторов;
  • учащиеся освоят методику элементарных исследований свойств материалов;
  • смогут находить линии сгиба на различных материалах;
  • овладеют  элементарными графическими навыками;

Метапредметные результаты:

 

  • учащиеся будут уметь ставить учебные цели и задачи;
  • планировать способы и пути достижения своих целей;
  • выбирать эффективные способы решения задач;
  • корректировать свои действия в связи с изменением ситуации;
  • оценивать правильность выполнения учебных задач;
  • применять условные знаки, модели, схемы, диаграммы для решения и оформления учебных задач;
  • анализировать, отстаивать  свою точку зрения, делать выводы и умозаключения.

Личностные результаты:

  • внутренняя потребность в соблюдении  нравственных норм и правил поведения в обществе;
  • способность к самооценке и рефлексии;
  • жизненное самоопределение;
  • способствовать воспитанию самодисциплины;
  • критически переносить неудачи и поражения
  • самостоятельность, ответственность.

 

  1. Комплекс организационно – педагогических условий

 

2.1.  Календарный учебный график

Календарный учебный график с указанием количества учебных недель, учебных дней, продолжительности каникул и указанием учебных периодов составляется ежегодно на новый учебный год и прописывается в рабочей программе.

 

                               2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение:

 

  • хорошо освещённое помещение;
  • стол, высота которого соответствует росту работающего за ним;
  • стулья;
  • клеенка, бумага (накрывается на стол);
  • ножницы с тупыми концами длиной до 170мм;
  • гладилка;
  • циркуль;
  • линейка длиной до 300мм;
  • угольник;
  • карандаш марки М или ТМ;
  • резинка (ластик);
  • щетинные кисточки для клея;
  • баночки для мытья кистей;
  • клей ПВА;
  • краски акварель (гуашь);
  • наборы иллюстрационных материалов;
  • готовые поделки геометрических тел и фигур  для демонстраций;
  • конструкторы: металлический, магнитный, Лего – техник;
  • картон;
  • бумага;
  • образцы материалов: бумажные, картонные, деревянные,                         пластмассовые, кожаные, металлические.

 

Информационно- методические условия реализации программы:

  • учебный календарный график;
  • лекционные материалы;
  • методические материалы и разработки занятий;
  • расписание занятий;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • методические материалы «Современные педагогические и здоровьесберегающие технологии».

 

2.3. Формы аттестации/контроля

Для определения результативности усвоения программы  используются различные формы текущего тематического контроля знаний:

    • опрос;
    • анализ выполненных работ;
    • наблюдение;
    • проверка выполненных работ;
    • самостоятельная практическая работа;
    • коллективная рефлексия;
    • тестирование.

 

По мере прохождения  тем, расположенных в учебно-тематическом плане,  проводятся:

  • выставки работ;
  • защита работ;
  • составление презентаций Power Point.

 

Оценивание производится по пятибальной шкале, измеряется в баллах.

Для определения результативности усвоения программы  педагогом разработаны критерии, часть которых используется  не только для текущего тематического контроля, но и и для промежуточного и итогового.

ЗУН 3 балла 4 балла 5 баллов
Знание видов  и

свойств

бумаги и

картона

Минимальные

знания.

Неполные

представления о

свойствах бумаги и

картона.

Отлично знает свойства

Бумаги и картона

Умение

применять

разные

инструменты

на практике.

Не умеет применять

инструменты

Применяет

инструменты  с

помощью педагога.

Отлично владеет

инструментам

Владение

техническими

приёмами  в

работе с

бумагой и

картоном.

Слабо владеет приёмами работы с бумагой и картоном Частично владеет

приёмами работы

с бумагой и картоном.

Отлично владеет

техническими

приёмами  работы с бумагой и картоном

Знание видов

соединения

деталей  из

бумаги и

картона.

Имеет минимальные

знания.

Частично знает виды

соединений

Отлично владеет

знаниями соединения

деталей.

Владение

приёмами

работы со

схемами и

чертежами.

Минимальные

знания  работы со  схемами и чертежами

Частично владеет

приёмами работы  со

схемами и чертежами.

Отлично ориентируется

в работе  со схемами  и чертежами

Умение складывать

геометрические

фигуры

Выполняет простейшие

работы по складыванию геометрических фигур

Выполняет работы

средней

сложности по складыванию геометрических фигур

Выполняет сложные

работы по складыванию геометрических фигур

Умение читать  элементарные схемы и чертежи Имеет минимальные умения читать схемы и чертежи Частично читает схемы и чертежи Умеет читать схемы и чертежи
Умение

самостоятельно

выполнять

плоскостную

модель с

подвижными

деталями.

Выполняет с помощью

педагога

Выполняет с

подсказками

педагога

Самостоятельно

выполняет

Умение выполнять

объёмные модели.

Выполняет с помощью

педагога.

Выполняет с

подсказками

педагога.

Самостоятельно

выполняет

Аккуратность выполнения работы видны следы клея; детали приклеены криво клей виден только в некоторых местах следов  клея не видно, пропорции деталей соблюдены

 

2.4. Оценочные материалы

Промежуточная и итоговая аттестация включает  выполнение теоретических и практических заданий учащимися.

Промежуточная аттестация (1 полугодие)

Теоретическая часть включает письменные ответы  на вопросы:

  1. Какие виды бумаги используются для обёртывания конфет?                                                                                                                      (обёрточная)
  2. Какие виды картона тебе известны в зависимости от его толщины?

                                                                        (однослойный, многослойный)

  1. Какая  бумага используется для  удаления налётов ржавчины?

                                                                                                                                      (наждачная)

  1. Что такое трафарет?

                                              (Контур какой-то фигуры или какого-то предмета)

                                                                                

  1. Какие элементарные геометрические тела тебе известны?

                                                             (Куб, цилиндр, шар, призма, конус)

  1. Какие виды автомобилей  тебе известны?

                                                             (Грузовые, легковые, специальные)

Критерии оценивания теоретических  ответов

Ответ на 6 вопросов – 5 баллов

Ответ на 5  вопросов – 4 балла;

Ответ на 4 вопроса – 3 балла;

Ответ на  3 и менее вопросов –  2 балла.

Практическая часть включает:

  1. Изготовление модели  легкового автомобиля из бумаги и картона.

Критерии оценивания практического задания

Критерий 3 и менее  баллов       4 балла 5 баллов
Качество окрашивания модели видны пробелы, плотность нанесения краски  неравномерная плотность нанесения краски  равномерная только в некоторых местах Нет пробелов, плотность нанесения краски по всей модели равномерная
Владение

приёмами склеивания деталей  

Во многих местах детали не проклеяны. Склеивание деталей осуществленно не аккуратно. Почти все детали склеяны аккуратно, за исключением некоторых мест в самих деталях. Отлично владеет

приёмами   склеивания деталей  

Владение приёмами вырезания деталей  бумаги и картона Вырезание деталей не по контуру. На многих деталях наблюдается ассиметрия в зеркально склеяных частях детали. Почти  все детали вырезаны чётко по контуру, за исключением некоторых Отлично владеет

приёмами вырезания

Степень самостоятельности учащегося  при выполнении работы Выполняет с помощью

педагога.

Выполняет с

подсказками

педагога.

Самостоятельно

выполняет

 

Лист оценивания   работ учащихся

И.Ф. учащегося 3 и менее баллов 4 балла 5 баллов

 

Итоговая аттестация (1I полугодие)

Итоговая аттестация включает выполнение коллективного творческого задания  в трёх подгруппах:

Изготовление модели:

1 подгруппа –  по собственному замыслу собрать модель специального вида транспорта  из деталей металлического конструктора;

2 подгруппа – по собственному замыслу собрать модель специального вида транспорта  из деталей магнитного конструктора;

3 подгруппа – по собственному замыслу собрать модель специального вида транспорта     из деталей конструктора «Лего – техник»

 

Критерии оценивания практического   задания

Критерий 3 и менее  баллов       4 балла 5 баллов
Степень самостоятельности в выполнении Педагог подсказывает  идею и помогает учащимся  собрать модель Педагог подсказывает идею, но учащиеся самостоятельно собирают модель Абсолютно самостоятельное выполнение
Дополнительные балы 1 балл – за оригинальность конструкции

1 балл – за  практическую значимость конструкции

 

 

Лист оценивания   работ учащихся

И.Ф. учащегося 3 и менее баллов 4 балла 5 баллов

 

2.5. Методическое  обеспечение образовательного процесса

Изучение  программного материала  рассчитано на 1 год. Теоретическая и практическая  часть даются в соответствии с учебным планом. Обучение проводится с обучающимися, желающими приобрести  знания по игре в шахматы. Теоретические и практические занятия проводятся в оборудованных кабинетах. Теоретические занятия составляют -30%, практические -70%, от общего количества часов, рассчитанных на учебный год.

Все виды занятий, предусмотренные учебно-тематическим и календарно-тематическим планами,  проводятся по утвержденному расписанию.

При организации занятия педагог  планирует свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулируя тему, цель, задачи:

  • занятие должно быть проблемным и развивающим:
  • педагог сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять их на сотрудничество с педагогом и одногруппниками;
  • педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания занятия – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как направленность программы, стремление учащихся их  настроение;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи
  • занятие должно быть добрым.

Методы, в основе которых лежат способы организации занятий:

  • словесный (устное изложение, анализ позиции);
  • наглядный (наблюдение, работа по образцу);
  • практический (шашечная партия).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
  • в парах – шахматная партия;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Приёмы:

шахматная партия, игры, решение задач, диалог, устное изложение; анализ комбинации и позиции, разбор и анализ партии и т.д.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  •   объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую  информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся;
  • частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Современные образовательные технологии:

  • игровые;
  • групповые;
  • индивидуализация обучения;
  • проблемного обучения;
  • ИКТ – технологии;
  • здоровьесберегающие;
  • технологии критического мышления: mind map.

Выбор методов и технологий обучения зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

 

Формы занятий:

 

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • рассказ –  беседа;
  • практикум;  
  • выставка работ.

Дидактические материалы:

  • демонстрационные материалы;
  • схемы;
  • инструкционные карты;
  • шаблоны;
  • памятки;
  • рекомендации;
  • специальная литература;
  • видеозаписи, мультимедийные презентации;

 

Методические рекомендации по внедрению в учебно – воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий

 

Стремительное ухудшение здоровья детей и педагогов диктует необходимость поиска механизмов приостановки этой тенденции, которая в значительной мере препятствует развитию ребёнка, целостному и устойчивому формированию человека. Являясь учреждением дополнительного образования детей, педагогический коллектив имеет богатый педагогический опыт по сохранению здоровья своих воспитанников. Поэтому он ставит необходимым условием для развития культуры здоровья применение инновационных педагогических подходов, позволяющих осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности. В их ряду следует назвать системный здоровьесберегающий педагогический подход, осуществление которого способствует воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды людей.

Для этого в образовательный процесс были включены здоровьесберегающие технологии. Они включают в себя различные здоровьесберегающие элементы, которые проводятся с воспитанниками на занятиях с целью сохранения как психологического, так и физического здоровья детей, развития культуры здоровья. Для данной программы разработаны методические рекомендации по использованию на занятиях здоровьесберегающих технологий.

  1. На занятиях обязательно чередуются виды деятельности в зависимости от специфики и цели занятий.
  2. Устраиваются физкультминутки и динамические паузы с использованием разнообразных упражнений каждые 20 минут занятия.
  3. Проводятся минутки релаксации, дыхательная гимнастика, массаж активных точек и обязательно гимнастика для глаз.
  4. Обязательным моментом на занятиях является эмоциональная разрядка в виде юмористической паузы или игры в «снежки» (из бумаги). Такие эмоциональные разрядки педагог проводит в конце занятия. Возможно проведение их в течение занятия при развитии конфликтов и других острых эмоциональных ситуациях.
  5. На каждом занятии обязательно проводится профилактика нарушения осанки и зрения. Педагог в течение занятия следит за рабочей позой воспитанников.
  6. Несколько раз в год организуется коллективный отдых – выезд в кино, посещение кафе, конного клуба и т. д., что способствует снятию психоэмоционального напряжения и улучшает психологический климат в коллективе.

 

Гимнастика для глаз (по методике Э.С. Аветисова)

Комплекс состоит из трех групп упражнений. Группы не обязательно выполнять все одновременно. Их можно варьировать на Ваше усмотрение. Можно выполнять первую группу в начале занятия, вторую группу – в середине, третью группу – в конце занятия.

Упражнения должны выполняться регулярно.

Группа 1

(для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа 2

(для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа 3

(для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

 

Дыхательная гимнастика

Неправильное дыхание – это впалая грудь и вогнутые плечи, возрастающее число болезней дыхательных путей, головного мозга, желудочно-кишечного тракта, гипоксия. Дыхательная гимнастика позволяет организму восполнить недостаток кислорода в клетках организма и тем самым улучшить состояние здоровья и даже избавиться от болезней органов дыхания.

Вашему вниманию, уважаемые педагоги, предложены несложные упражнения, которые широко используют йоги. Упражнения простые, но очень эффективные.

Упражнение 1

(возбуждает нервную систему, придает бодрость, снимает усталость)

1) Встать прямо.

2) Вдохнуть полное дыхание и задержать его.

3) Протянуть руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы и оставляя в них только такое количество нервной силы, чтобы держать их в вытянутом положении.

4) Медленно отвести руки к плечам, постепенно сжимая мускулы и вкладывая в них силу таким образом, чтобы, когда руки будут совсем раздвинуты, кулаки крепко сжаты и в мышцах рук чувствовалась бы дрожь.

5) Затем, по-прежнему держа мускулы напряженными, медленно раскрыть сжатые кулаки, и затем быстро сжать их. Повторить это движение несколько раз.

6) Сильно выдохнуть воздух через рот.

7) Проделать очистительное дыхание.

Упражнение 2.

Очистительное дыхание (успокаивает нервную систему)

1.Вдохнуть полное дыхание.

2.Удержать дыхание на несколько секунд.

3.Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

 

Комплекс упражнений для массажа активных точек организма

 

Массаж этих точек улучшает кровоснабжение головного мозга, усиливает отток лимфы, регулируя тем самым кровяное давление, способствует улучшению зрения и слуха. Кроме того, активные движения стимулируют кровообращение в кончиках пальцев, а поскольку нервные окончания пальцев непосредственно связаны с мозгом, их работа способствует успокоению и расслаблению.
    Нет необходимости сильно надавливать на точки. На каждую точку следует надавливать вторым или третьим пальцем 8-10 раз. 

  1. Разогреваем ладошки: трем их друг об дружку, сжимаем-разжимаем кулачки в быстром темпе, трясем кистями рук.
  2. Начинаем с лица: массажируем точку в середине лба.
  3. Пальцами проводим линии бровей, слегка надавливая от переносицы к вискам.

4.Легкими движениями указательных пальцев проводим по крыльям носа сверху вниз.

  1. Массажируем точки на крыльях носа.
  2. Массажируем точки на висках.
  3. Растираем мочки ушей.
  4. Гладим легкими движениями пальцев за ушами.

 

Список литературы

 

Для педагога:

 

  1. Выгонов В.В. «Изделия из бумаги». Издательство ЗАО «Издательство Дом

МСП», 2001.

  1. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1 -4 классах». Издательство «Арктоус»,

1996.

  1. Глушкова И. «Сделай сам. Для мальчиков». Издательство «Премьера», 1999.
  2. Докучаева Н. «Мастерим бумажный мир. Строим город». Издательство ТОО

«Динамит», 1997.

  1. Ермаков А.М. «Простейшие авиамодели». Москва, «Просвещение», 1984.
  2. Журавлева А.П. «Что нам стоит флот построить». Москва, «Патриот», 1990.
  3. Кобитина И.И. «Работая с бумагой. Поделки и игры». Издательство ТЦ

«Сфера», 1999.

  1. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Издательство

Академия развития, ООО Академия, ООО Академия Холдинг, 2001.

  1. Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах». Москва

«Просвещение», 1988.

  1. Журналы «Начальная школа» 1983 – 2001гг.
  2. Журналы «Мастерок». Москва, «Молодая гвардия», 1970 – 1989.
  3. Свободные Интернет-ресурсы по техническому моделированию и

конструированию.

 

Для учащихся:

 

  1. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги», 2002.
  2. Корнеева Г.М. «Бумага. Играем, вырезаем, клеим», 2001.
  3. Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для младших школьников», 2007.
  4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума для учащихся

начальных классов», 2009.

  1. Том Тит «Научные забавы», 2009.
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983. – 85 с.

7.Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с.

  1. Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.: Академия развития,
  2. – 128 с.
  3. Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.: Эксмо, 2009. –

128 с.

  1. Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. – 192 с.
  2. Лыкова И. А. Аппликация из бумаги. – М.: ООО Карапуз Дидактик, 2007. – 20 с.
  3. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – М.: Детство-Пресс, 2009.

– 64 с.

  1. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.: БАО-Пресс,
  2. – 50 с.
  3. Шилкова Е. Аппликация. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 264 с.
  4. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. –

Смоленск: Русич, 2002. – 656 с.

  1. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 160 с.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Начальное техническое моделирование”
Пролистать наверх