Автор: Зиновкина Екатерина Юрьевна

учитель ГБОУ Школа 1794 Москва

Герой и мир в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Герой и мир в поэме М.Ю. Лермонтова  «Мцыри»

Цель: сформировать у учащихся представление об образе Мцыри в поэме.

Задачи: образовательные – познакомить учащихся с характерными чертами Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова;

воспитательные – воспитывать аккуратность, дисциплинированность, активность, наблюдательность;

развивающие – развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную, моторную, слуховую память, связную литературную речь.

Оформление доски: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме.

 

Этапы урока Содержание урока
1. Оргмомент.

2. Сообщение темы

3. Постановка учебной задачи.

4. Беседа по тексту

5. Подготовка к устному сочинению. Составление плана

6. Д/з

-Здравствуйте, садитесь.

– Итак, мы продолжаем с вами рассматривать поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и сегодня поговорим о главном герое, его образе в поэме, о его характерных чертах. Т. е. тема нашего урока – свободолюбивый характер Мцыри.

– Перечитайте тему урока. Что требует от нас формулировка темы: рассуждения, описания, рассказа?

– По поводу чего мы будем рассуждать? Что же главное? (Свободолюбивый)

– Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, в процессе нашей работы мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия. Чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и их причины.

– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “свобода”.)

– Каково значение слова “свобода” по словарю В.И. Даля? (Проверка домашнего задания)

– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

– Что же значит слово “свободолюбивый”?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?

– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

– Как рос?

Вывод. Рожденный среди вольного народа, он был обречен на жизнь в тюрьме – монастыре.

– Когда формируется характер?

– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что передано с молоком матери, заложено природой. Какие черты?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. …

…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок.

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

– Дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Нет. Обобщенный портрет. Судьба многих горцев. Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

“Судьбой монах” (божий человек, чистый).

– Какая была мечта?

– Какие причины побега?

– Какая черта характера двигала им? (Жажда свободы, воли.)

– А какие ещё черты характера проявились во время побега?

– Почему так много пейзажных зарисовок? (Чуткость души через понимание природы свободе Мцыри мог любоваться природой. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно. 

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я увидал:

Мне было свыше то дано.

Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Всё ему кажется родным и близким. Он получает удовольствие от борьбы с бесконечным лесом, от тревожных ночей.

Ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь

Ночную свежесть тех лесов.

Мцыри наделяет природу фантастическими, незримыми существами, знающими тайну неба и земли. Синеву и чистоту небес он воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полет.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог.

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам.

Красочность и сочность языка особенно ощутима при описании природы. Очень выразительные сравнения:

Я видел горные хребты

Причудливые, как мечты.

В снегах, горящих, как алмаз.

И солнце сквозь хрусталь земли

Сияло сладостней луны.

Едва взошла заря,

Палящий луч её обжег

В тюрьме воспитанный цветок.)

Вывод. Все изобразительные средства направлены к тому, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Богатство изобразительных средств стоит в тесной связи с богатством внутреннего мира героя поэмы. Любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие ещё черты характера проявились во время побега? (Смелость. Бой с барсом. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.)

– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его?

– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.

– Какой художественный прием использует автор? Приведите примеры. (Сравнение.

Помощи людской я не желал,

Я был чужой для них навек,

Как зверь степной.

В борьбе с барсом Мцыри узнал, что он силен и смел.

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.)

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви.

И мрак очей был глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои смутились.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко.)

– За этим образом скрыт образ сестры, образ матери, любимой девушки.

– Итак, какими же чертами характера обладала Мцыри? (Из многих черт характера выделяется свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить.)

Примерный план.

1. Значение слова “свобода” по словарю В. Даля.

2. Истоки и проявление свободолюбия.

  • Черты характера, заложенные природой.
  • Обобщенный портрет. Судьба многих горцев.
  • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
  • Чуткость души через понимание природы.
  • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
  • Мцыри – человек, жаждущий любви.

3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий.

Подготовить устное сочинение на тему: “Свободолюбивый характер Мцыри”.

 

При планировании урока использовались материалы методического пособия Егоровой Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс , 2009.