Автор: Ивакина Елена Валерьевна

воспитатель МАДОУ № 18, г.Мончегорск, Мурманская область

Краеведческое путешествие «Земля Тре»

Краеведческое путешествие «Земля Тре»

Задачи:

Совершить с детьми путешествие к «Земле Тре» — в далекое прошлое Кольского полуострова. 

-Познакомить детей с историей появления первобытных людей на Кольском полуострове.

-В форме игры повторить и закрепить знания о трудовых и бытовых традициях коренных жителей Кольского севера — саамов.

— Познакомить детей с Международным днем единения саамов – 6 февраля. 

-Расширять словарный запас детей.

-Прививать интерес к историко-культурному наследию коренных народов нашего края.

 

 1 слайд Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, а именно в путешествие по нашему родному краю. Мы узнаем, как и откуда пришли сюда люди, как произошло заселение Кольского полуострова.

2 слайд «Земля Тре» – так в старину называли наш Кольский полуостров. Впоследствии это название сохранилось в выражениях «Терский наволок» (Кольский полуостров) и «Терский берег». 

Почему Тре (а также ТЬРЕ, ТЕРЬЕ, ТИР)? 

На этот счёт имеются различные мнения. В Финляндии считали, что слово происходит от Карельского названия Кольского полуострова «Турья» («заклянёт тебя турьянец» в Калевале). Иногда Кольский полуостров называют Лапландией от лопарей — населения, издавна проживавшего на нем. Лапландия, в переводе с местного языка, это край земли. Новгородцы называли нынешнюю Русскую Лапландию странным именем Тре, которое производят от шведского trae, то есть дерево, лес. 

3 слайд Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе России. С севера и северо-востока Кольский полуостров омывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока Белым морем и одним из его заливов Кандалакшским. Побережье Баренцева моря от западной границы до мыса Святой нос называется Мурманским берегом. Часть побережья от мыса Святой нос до устья реки Варзуги носит название Терский берег, от Варзуги до Кандалакши Кандалакшский и от Кандалакши до Кеми Карельский берег. Кольский полуостров на западе и северо-западе граничит с Финляндией и Норвегией, на юге с Карелией. 

Большая часть Кольского полуострова расположена за полярным кругом. В сочетании с другими географическими факторами (влиянием незамерзающего Баренцева моря, разнообразием рельефа и пр.) это определяет особенности его климата, погоды, ландшафтов, растительного и животного мира. 

В поморских пословицах, изречениях и присловьях запечатлелись особенности местной жизни: «Голод и на Мурман гонит», «Кто на Мурмане н бывал, тот и горя не видал, богу не моливался», «Море-горе, а без него вдвое», «Пойдешь в Поной-не вернешься домой». 

4 слайд Суровый климат не позволял выращивать зерновые культуры, известные в среднеевропейской полосе (рожь, ячмень, овес), а местных, дикорастущих злаков, способных созревать за короткое северное лето, в Заполярье не существовало. 

5 слайд На Кольском полуострове ученые обнаружили много стоянок первобытных людей. Ценный материал о их жизни дали раскопки на острове Большой Олений, который находится в трех километрах к северу от города Полярный. Людей, которые там обитали, называют оленеостровцами. Археологи определили, что они жили примерно тысячу лет назад до новой эры и являются предками современных саамов. 

6 слайд Кольский полуостров стал обживаться людьми после таяния льдов ледникового периода и установления приемлемого для проживания климата. По данным ученых, теплое течение Гольфстрим из Атлантики около 10 тысяч лет назад проникло к берегам Мурмана и растопило льды, местами 2-х километровой толщины. Течение Гольфстрим, изменило климат нашего Заполярья. На Кольском полуострове появились леса, травы, ягельные мхи. Стали водиться олени, лоси, песцы, белки, водоплавающая птица, в морях — рыба и тюлени.

7 слайд Много-много тысяч лет назад, в поисках богатых и никем не занятых промысловых угодий, в Заполярье пришли  группы людей, которые раньше проживали не берегах рек  Оки и Волги. Пришедшие с юга охотники и рыболовы селились на морских берегах, близ устьев рек и небольших заливов, где имелась питьевая вода и легче было добыть пищу. Основными промысловыми орудиями являлись луки со стрелами, копья и гарпуны. Они умели перегораживать небольшие реки и ловить рыбу вершами — ловушками, сплетенными из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Жилищами были полуземлянки, в которых постоянно поддерживался огонь.

Они умели изготовлять глиняную посуду, при этом стенки сосудов украшали глубокими ямками и оттисками гребенчатого штампа. Поэтому их называют племенами ямочно-гребенчатой керамики.

В конце II — начале I тысячелетия до нашей эры климат Заполярья существенно изменился. По сравнению с современным он тогда был более теплым и сухим. Толстоствольные лиственные деревья покрыли Север вплоть до Хибин. 

8 слайд В это время на Кольский полуостров пришли племена угро-финнов, предки, которых обитали на Северном Урале. Они имели небольшой рост (для мужчин в среднем 155 см) и сравнительно широкое лицо. В результате смешения новых пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность — древние саамы. 

9 слайд Традиционно саамы жили в деревянных домах из досок, и назывались вежа. Пол и стены покрывали оленьими шкурами, в потолке организовывали окошко для выхода дыма, в центре устраивали очаг из камня. Постройки были прямоугольной или квадратной формы, входная дверь всегда была обращена на юг. В ряде селений дома устанавливали на одном или четырех шестах. . Здесь спали, ели, занимались делами. . Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. 10 слайд В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом.

11 слайд Основное занятие саамов — охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов. Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси. Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские — треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли. 

 

Как и другие народы, саами создали свою культуру. Фольклор, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа. Еще один важный пласт фольклора — легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории. 

12 слайд Саамы сохранили свою культуру, их быт с давних времен почти не изменился. Чум из оленьих шкур, меховая одежда и поджаренное на костре мясо.  Житель тундры никогда не берет больше, чем ему нужно, только так можно жить в согласии с природой. В основе самобытной саамской культуры лежит бережное отношение к природе, стремление жить в мире и согласии, уважение к старшему поколению – простые, но в то же время важные жизненные ориентиры. Саамы — это хранители нашей кольской тайны. И как к хранителям кольской тайны к ним у нас должно быть бережное отношение. 

13 слайд 6 февраля отмечается Национальный праздник Саамов. В этот день саами поднимают свой национальный флаг. Поют на концертах. Танцуют.  Устраивают спортивные состязания.  Катаются на оленях. Весело проводят свой праздник.

 

В-ль: Ребята, мне кажется нас кто – то зовёт!  

Смешной в колпачке своем красном,
Он зла никому не творит.
Но что бы ты в тундре ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь — он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика — нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит. Ты его не буди.

 — Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя? Да это же наш знакомый гном – Чахкли! (игрушка Гном)

В-ль: Чахкли хочет с вами поиграть! Я прошу вас выбрать картинки с изображением предметов и разделиться на 2 команды. В первой команде дети с предметами, которые относятся к жизни и быту коренных жителей нашего края и во второй команде – дети с предметами, не принадлежащими Саамам и рассказать о том, что выбрали.

Игра «Угадай, где чьё».

В-ль:   Чахкли   просит нашей помощи, так как он собрался на праздник к саамам  Он хочет иметь такой же наряд, как у саамов. Кому досталась морошка,  собирает картинку из желтого конверта, а кому  брусника —   из красного конверта. (собрать разрезные картинки, чтобы узнать, в каком наряде он сможет отправиться на праздник).

Игра «Собери наряд»

В-ль: Ребята, а Чахкли интересуется, знаете ли вы, кто самый верный друг Саамов? Правильно – Олень! Про него говорят – «Олень возит, олень кормит, олень одевает». Олени живут в стаде. А вожака, то есть главного оленя зовут Гирвас. Хотите послушать интересную историю про оленей? Усаживайтесь поудобнее и слушайте.

Сказка «Гирвас-озеро».

Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут (в-ль показывает картинку озера Гирвас и оленя).

В-ль: Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья? (ответы детей)

Ну вот, мы с вами и совершили путешествие в далеко прошлое нашего северного края, «Земле Тре». Вы много узнали из истории жизни коренного народа – саамов. Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось?