автор: Иванова Ольга Константиновна
Заведующий Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Реализация образовательных программ дополнительного образования детей в ГБДОУ
Реализации образовательных программ дополнительного образования детей
Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое значение в этом процессе имеет дополнительные занятия с детьми подготовительной группы. Такие занятия способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной ступени.
Еще до внедрения интерактивных технологий в дошкольное образование на уровне образовательных стандартов, основную деятельность детей в детском саду составляли игры и взаимодействия. В процессе игры дети распределяли роли, самостоятельно или при помощи педагога устанавливали правила, стремились получить желаемый результат (например, построить домик из кубиков).
Интерактивное взаимодействие приобрело новые формы с появлением компьютерных и информационных технологий. Дети все чаще стали играть с компьютером или планшетом, и все меньше уделять внимания взаимодействию друг с другом и другими взрослыми. Для того, чтобы извлечь пользу из объективно сложившейся ситуации, необходимо вовлекать интерактивные и информационные технологии в образовательную и воспитательную практику.
В интерактивном образовании значительное место отводится информационно-коммуникационным технологиям. Такими технологиями являются информационно-обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподнести информацию в увлекательной игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию помощи героям задания. Мультимедийные презентации в работе педагога эффективно используются для того, чтобы сопроводить информацию визуальными образами, обеспечить запоминаемость и эмоциональную вовлеченность детей .
Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется следующими положениями:
- интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей. Благодаря использованию интерактивных технологий каждый ребенок вовлекается в процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка участия и определенной доли самостоятельности.
- интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками, взрослыми. С каждым субъектом взаимодействия ребенок должен выстроить такие отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.
- интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной совместной деятельности.
- интерактивные технологии позволяют одновременно предоставить всем воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.
Еще одно значение интерактивных технологий в дошкольном образовании заключается в расширении форм и методов работы с детьми. Большое поле для деятельности открывают интерактивные технологии с использованием современных информационных технологий. Они позволяют решить такие сложные задачи, как активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и восприятия, умение гибко мыслить.
Таким образом, интерактивные технологии в дошкольном образовании – это способы и средства взаимодействия, используемые для активизации поведения воспитанников и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. Интерактивные технологии создают условия для развития познавательной деятельности детей, способствуют проявлению самостоятельности и творческих способностей.
-
- Анализ опыта использования интерактивных технологий в работе педагогов ГБДОУ детский сад №50 Кировского района Санкт-Петербурга показал, что для реализации основной и дополнительных образовательных программ в учреждении используются компьютерные, мультимедийные технологии, а также формы групповой работы с детьми и их родителями. Приоритетным направлением деятельности ГБДОУ детский сад №50 является разработка и апробация программ дополнительного образования с применением компьютерного комплекса KidSmart. Данный комплекс основан на использовании специализированного программного оборудования и обеспечения, позволяющего формировать и развивать навыки математического, логического мышления и расширения кругозора. Опрос родителей на предмет выявления отношений к использованию интерактивных технологий показал, что родители понимают значимость интерактивных форм работы и одобряют их внедрение в образовательную деятельность.
- Программа информационно-коммуникативного воспитания с использованием возможностей интерактивной технологии KidSmart. Программа нацелена на активизацию познавательной и коммуникативной деятельности детей 6-8 лет. Реализация программы рассчитана на период с сентября по май. Для реализации гибкого и индивидуального подхода к образовательной деятельности разработано два варианта Программы.
Тестовый запуск Программы был реализован в 2015-2016 гг. По завершению тестового периода была проведена оценка эффективности путем проверки уровня форсированности навыков у двух групп детей: контрольной, не принимавшей участие в Программы и экспериментальной. Результаты оценки показали, что в целом дети, для работы с которыми использовались интерактивные технологии, лучше справляются с заданиями, в меньшей степени испытывают сложности при выполнении поставленных задач.
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:
– предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– стимулирует познавательную активность детей;
– предоставляет возможность индивидуализации обучения;
– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
– позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
На основании полученных результатов и опыта реализации программы с использованием интерактивных технологий можно сделать вывод о том, что интерактивные технологии обладают широким спектром возможностей в образовательной деятельности, позволяют активизировать познавательные процессы, приобрести новые знания, умения, коммуникативные навыки. В то же время, использование только интерактивных технологий не обеспечит качественного решения педагогических задач. Поэтому необходимо использовать технологии образовательной деятельности комплексно, применяя их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.