автор: Игнатова Елена Александровна

Преподаватель музыкальной литературы ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. С.Я. Лемешева»

«О новом подходе в преподавании музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ на основе предполагаемых изменениях в искусстве первой трети XXI века»

Игнатова Елена Александровна

ДМШ имени С.Я.  Лемешева

Преподаватель музыкальной литературы

г. Москва

       «О новом подходе в преподавании музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ    на основе предполагаемых изменениях в искусстве первой трети XXI века»

Введение

Идея влияния музыки  космоса возникла у меня  давно, когда несколько лет  назад восторженные ученики делились своими  впечатлениями от посещения открывшегося после  реконструкции планетария в Москве. Показ созвездий  звёздного неба там сопровождала музыка И.С. Баха. Впечатления  от увиденного и услышанного надолго запомнились детям. Когда появилась   возможность в нашей школе на экране при помощи современных компьютерных технологий смотреть видеоматериал    вместе с разбором музыкальных произведений, то одним из первых видео и была музыка И.С. Баха с фотографиями  Вселенной, снятой при помощи телескопа Хаблл. И, конечно же, это всегда производит неизгладимое впечатление на учащихся. Объяснить   воздействие вибраций космоса, планет, созвездий, в процессе создания музыкальных совершенных произведений, может астрология. Решающие влияние  на написание статьи для научно- методической конференции на меня оказала статья Семиры и В.Веташа «Музыка планет. Смысл и цвет музыкальных тональностей». Cтатья выходила в сборнике «Астрология: век XX» М.,1990: Другие  их статьи были напечатаны в книге «Астрология имени, цвета и звука» Ростов, «Феникс», 2005 и сборнике «Метафизика музыки и музыка метафизики» под ред. Т.А. Апинян и К.С. Пигрова СПбГУ и СПб. Консерватория, 2007.Начиная  с древнейших времён, от музыкального искусства Древней Греции, эпохи Возрождения, музыки композиторов эпохи Барокко и до сегодняшних дней, вы сможете проследить эту связь, а также уже сейчас заглянуть в недалёкое будущее и  узнать о намечающихся тенденциях в искусстве первой трети XXI века.

Древние  мыслители  были убеждены   в том, что все   явления макро — и микрокосмоса  регулируются одними и теми же   законами, и главнейшая задача науки  состоит в их открытии. Идеальным примером  такого подхода может служить знаменитая идея о «гармонии сфер». Всякое   движение создаёт звучание. Без движения существовало бы полное безмолвие. Движение  любого тела — и камня, и струны -вызывает звучание. Если это всеобщий закон, то он должен  действовать во всякой среде и на всех уровнях. Значит, движение планет также создаёт звучание. Ведь  невозможно, чтобы движение столь огромных тел не вызывало звука. Следовательно, можно допустить, что весь космос  наполнен звучанием — «гармонией сфер».

Вселенная — это звук. Звук является тонкой формой эфира, первого из элементов материи. Из эфира рождается воздух, из него — огонь, из огня — вода, а из воды  — земля. Так, через ряд постепенных уплотнений, возникает проявленный мир. 

Наивысшие достижения в музыке связаны с чувством вселенской гармонии — с чувством, которое невозможно развить при помощи упражнений. Оно приходит внезапно, в свое время и по собственной воле. Это особый дар высшего мира. Сознание великих творцов вибрирует в унисон с самим мирозданием. Вселенная звучит, каждая планета распространяет звуковые волны. Пифагор писал о гармонии, музыке трех сфер — звезд (включая планеты), Луны и Солнца, которые соотносились с тремя музыкальными интервалами: квартой, квинтой и октавой. Эта грандиозная космическая симфония, как правило, недоступна для обычного слуха. Однако ее можно услышать сердцем. Такой неслышимый, нефизический звук известен как особая сила — энергия вдохновения. 

Звукоряд состоит из 88 звуков. Именно из них созданы величайшие музыкальные творения. Небосвод Вселенной разделен тоже на 88 секторов, которые в свою очередь распределены между 12 уровнями — от низшего к высшему. Каждому уровню соответствуют определённые созвездия. Таким образом существует неразрывная связь космоса с музыкальной системой. 

Лира — одно из созвездий и музыкальный инструмент в Древней Греции.

Как любимый древнегреческий музыкальный инструмент оказался среди созвездий? Легенда гласит, что лиру Орфея боги поместили на небо, потому что он так прекрасно пел и играл на ней, что даже дикие животные, забыв свой страх перед людьми, выходили из леса и становились в круг слушающих. Одна из первых опер  о легендарном Орфее – опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей».

Считаю, что данное произведение идеально подходит для иллюстрации  и подробного изучения сразу нескольких тем I полугодия для первого  года обучения по предмету «Музыкальная литература».

К основным темам, таким, как: «Мифы  и легенды о музыке», «Музыкальный образ. Характер  музыкальной темы и типы её развития», «Тембры певческих голосов», «В мире  музыкальных инструментов», «Рождение оперы», предложенным для прохождения в  течение всего учебного года , в своей педагогической практике добавляю   изучение оперы К. Монтеверди «Орфей». В этом произведении имеется богатейший  материал для изучения разбора оперы, оперных терминов, типов оперных голосов, приёмов полифонии, инструментов  симфонического оркестра и т.д. На уроках мы не только смотрим, разбираем и слушаем, а также заполняем словарь музыкальных терминов, составляем таблицу по каждому  действию оперы.

Сразу  после оперы   знакомимся с темой «Рождение  фортепиано», а далее очень подробно  изучаем инструменты симфонического оркестра. И  всё успеваем пройти в первом полугодии.

В своём издании партитуры оперы Монтеверди указывает 40 инструментов, которые, объединённые в различные группы, используются для изображения различных сцен и характеров персонажей. Так, струнные, клавесины и продольные флейты представляют пасторальные области Фракии, населённые нимфами и пастухами; медные духовые иллюстрируют подземный мир и его обитателей.  В cозданном в эпоху перехода от Возрождения к Барокко, «Орфее» Монтеверди использует все современные ему музыкальные достижения и особенно смело — полифонию.

В «Орфее» много самостоятельных оркестровых эпизодов: увертюра (кстати, это первая оперная увертюра!), вступления к отдельным сценам и актам, раскрывающие эмоционально-психологический строй драматических ситуаций. Струнная смычковая группа состоит из двух скрипок, десяти виол да браччо, трех виол да гамба и двух контрабасовых виол. Щипковые инструменты представлены двумя басовыми лютнями и арфой. В состав духовых инструментов входят: две маленькие флейты, два корнета, кларино (высокая труба), три трубы с сурдинами, четыре или пять тромбонов. Кроме того, фигурируют клавишные инструменты: два чембало, три различного типа органа. Всего — около сорока инструментов!

Увертюра к «Орфею» состоит из двух частей. Первая называется Токката. Она отмечена ярким звучанием медных духовых инструментов и выдержана в быстром, энергичном движении, в активном волевом ритме. За ней следует вторая часть, названная Ритурнель, воплощающая характер драмы в скорбных, элегических звучаниях струнных инструментов. Музыка Ритурнеля многократно повторяется во всех наиболее волнующих моментах драматического действия, тем самым становясь как бы сквозной музыкальной темой оперы.

    Нимфы и пастухи — соло и хором — торжественно поют о том, как они счастливы по поводу бракосочетания Орфея и Эвридики, которое будет отпраздновано сегодня же («В этот счастливый и радостный день»). Жених и невеста также поют о своем счастье, и все действие завершается чудесным радостным полифоническим хором («Приди, Гименей»). Соло Орфея «Роза небес» — гимн солнцу  написано в речитативном стиле.        Как поразительно слились в ней речитативность и песенность! Она рождена самим чувством, а не интонациями речи.

В  конце  оперы, cкитаясь по пустынным просторам Фракии, Орфей поет свои скорбные песни. Аполлон, бог музыки, предстает перед ним, обращаясь к нему как к своему сыну, и предлагает взять его на небеса, где он сможет открыть красоту Эвридики в солнце и звездах. Вместе они возносятся на небо. При этом звучит расцвеченный виртуозными колоратурами их дуэт.

Если мы хотим воспитать Музыкантов с большой буквы, а еще шире, Людей Искусства и огромную аудиторию людей, глубоко воспринимающих искусство, то мы должны вести музыкальную  литературу как важнейший предмет, который смог бы в первую очередь быть не столько информативным, сколько поэтичным, психологическим, если хотите, музыкально-философским. Он может называться «Психология восприятия искусства» (музыки, поэзии, литературы, изобразительного искусства). Проще говоря, это предмет, цель которого – раскрыть в человеке его возможности в любви. Ибо именно искусство отличается от других сфер бытия тем, что любовь здесь первична, любовь является первопричиной контакта с искусством и потребности в этом контакте. Ведь искусство по сути своей – это грандиозная энергия любви. Моя цель – сделать все возможное, чтобы маленький человек испытал огромную внутреннюю потребность, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством. Что называется, заболел искусством.

Как показывает  практика, даже первоклассники на  уроках «Слушания музыки» с удовольствием  не только слушали, но и разбирали, внимательно  следили по нотам за вступлением голосов в экспозиции  знаменитой четырёхголосной органной фуги ре — минор И.С. Баха.  Благодаря современным компьютерным технологиям на уроках дети   могут вместе со звучанием разбирать нотный текст, останавливаться   в нужных местах, размышлять, задавать и отвечать на вопросы. Это произведение  оставляет в их памяти неизгладимое впечатление, и когда они будут постарше, мы   снова вернёмся к нему и будем изучать, но уже более подробно.

 Ещё  одно произведение  И.С Баха- арию из оркестровой  сюиты №3 ре мажор- слушаем и одновременно смотрим фотографии Вселенной,снятые телескопом  Хаблл.

Немецкий композитор  XX века Пауль Хендемит (1895-1963) также предлагает свое особое понимание гармонии мира, смысла существования Вселенной. Главный герой  его оперы «Гармония мира» (1957)  немецкий астроном и мыслитель XVII века Иоганн Кеплер (1571-1630), автор знаменитого одноимённого трактата, открывшего важнейшие законы движения планет,  стремится разгадать тайну мироздания. В опере представлен ряд биографических сцен из жизни Кеплера, хотя не в этом суть драмы. Главное — в конфликте концепции: между беспорядочной земной жизнью и упорядоченным идеализированным миром. Истинность мировой гармонии Кеплер видит лишь в мире ином. Этой скорбной нотой печали и разочарования в суетных мирских делах пронизана опера. 

В опере — грандиозный финал, где герои преображаются в небесные светила и ведут величавый хоровод (симфоническая пассакалия), а присоединяющийся хор утверждает идею гармонии мира. 

Ещё один  английский композитор XX века Густав Холст (1874 — 1934),яркий и самобытный. Одно из его самых знаменитых сочинений-   
«Планеты» интереснейшее по замыслу, и по музыке. Это захватывающая музыка и по оркестровке, и по характеру,   и по гармонии. Она представляет музыкальное описание семи планет — Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Описания имеют астрологический характер. Землю композитор не включил, Плутон обнаружили только в 1930 году. Названия частей:

  1. Mars — The Bringer Of War, («Марс. Вестник войны») 
  2. Venus — The Bringer Of Peace, («Венера. Вестник мира») 
  3. Mercury — The Winged Messenger, («Меркурий. Крылатый посланник») 
  4. Jupiter — The Bringer of Jollity, («Юпитер. Приносящий радость») 
  5. Saturn — The Bringer Of Old Age, («Сатурн. Вестник старости») 
  6. Uranus — The Magician, («Уран. Волшебник») 
  7. Neptune -The Mystic, («Нептун. Мистик») 

Когда в 1930 году открыли Плутон, Холст думал «дописать» сюиту, но затем передумал. Хотя в 2000 году Колин Мэтьюс, знаток творчества Холста, сам сочинил в качестве дополнения симфоническую поэму «Pluto -the Renewer» («Плутон- Обновитель»). «Планеты» благодаря красочной партитуре насыщены ярким, оригинальным и вместе с тем запоминающимся тематизмом, ритмически изобретательной и отмеченной блестящей инструментовкой.

И, несмотря на то, что с момента первого исполнения «Планет» прошло  почти сто лет, эта музыка до сих пор захватывает не только симфонической мощью, богатейшей оркестровкой и красотой мелодий, но и возможностью, не выходя из дома, попутешествовать по Галактике. 

Музыкальные способности  человека являются одной из вершин связи человека и космоса. Композитор через услышанное  (а истинная музыка — она не пишется, ее слышат) передает нам ту меру гармонии или хаоса, которая имеет место в макрокосмосе в то самое время и в том самом месте, где живет и пишет этот композитор. Что писали Моцарт и Вивальди, и что пишут современные композиторы? Есть различие? Большое! Музыка отражает объективное состояние внутренних скрытых уровней Вселенной как в нас самих, так и в окружающем обществе, где взаимодействуют люди, каждый из которых претерпевает индивидуальную эволюцию в рамках общего процесса. Большая часть композиторов отражает сиюминутное состояние космоса, некоторые  из них в мировую гармонию проникают гораздо глубже и отражают ее в целом или какие-то ее части, замкнутые или незамкнутые. В качестве такого композитора-макрофилософа можно назвать И.С. Баха. Что же говорит астрология о наших музыкальных способностях?

Какие планеты должны быть выделены по космограмме, и по гороскопу,   т.е. сильные планеты? У людей, связанных с музыкой, на первом месте по силе  должен быть Нептун, вторым по силе — Луна; третьей — Венера; четвертым — Солнце, и пятым — Плутон. 

В начале  февраля 2012 года  Нептун вошёл в знак   Рыбы(в одном из лучших положений планеты) и будет находиться в этом знаке 14 лет, до  начала 2026 года. Знак Рыбы – обитель Нептуна, здесь он может проявить свою силу во всей своей нептунианской глубине и неоднозначности.

Если Уран несёт человечеству  идеи, то Нептун оперирует образами, способствует формированию мистического сознания, особой тонкости восприятия. С ним связаны все виды искусств, особенно музыка и поэзия. Он позволяет воображению дорисовать то, что осветила вспышка Урана. Являясь высшей октавой Венеры, Нептун поднимает любовь на необычайную высоту, способствует формированию идеала. Он определяет в человеке уровень его чувствительности и сверхчувствительности, способность и потребность жертвовать собой, любить и сострадать. Он вносит глубину взаимопроникновения в  отношения  между людьми, дает способность сопереживать.

Нептун    в знаке Рыбы (….1685-1698, 1849-1863, 2012-2025… годы)

Поколение, которое   рождается при Нептуне  в Рыбах, будет решать психологические    проблемы своего цикла — Нептуна. У них особое  «философское чувство», способность «склеивать мир», находить  смысл, возможно, уникальное религиозное и мистическое чувство. 

Попытку связать музыкальные жанры со знаками Зодиака,  следует начать со знака Рыбы. Здесь все его свойства — таинственность, отрешённость и глубокая внутренняя сосредоточенность – представлены во всей полноте. Знаку Рыбы соответствует духовная музыка, прежде всего органная. 

Орган — чрезвычайно сложный инструмент, обладающий объёмностью звучания, — символизирующий целостность и гармонию Вселенной.
Не случайно расцвет европейской духовной музыки, происходящий в конце XVII века, совпадает с нахождением Нептуна в Рыбах. Великий  немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах имел в гороскопе Нептун, а также Луну, Венеру и Меркурий в Рыбах.

И.С. Бах-монументальное чудо мировой музыки. Композитор, достиг таких высот в своём творчестве, что равных ему  просто нет. Он- вершина. – Он- Эверест. На пике его вдохновения космос разговаривает с нами. А мы, слушая музыку Баха  разговариваем с космосом. И, в то же время, эта музыка очень земная. Она- о каждом из нас, но и – обо всех. Как в капле воды – море. Полифоническое мастерство великого Мастера абсолютно. Но оно – только средство для передачи мыслей, чувств, образов. Бах-творец, создавший собственную вселенную. И мы благодарно приобщаемся  к его творчеству, как к роднику восполняя силы для жизни, для веры, для любви. У другого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя Солнце в соединении с Нептуном в Рыбах. Музыка Генделя словно льётся сама собой (неслучайно название самого известного произведения «Музыка на воде»).

Но именно Баха даже в большей степени, нежели Генделя, относят к мыслителям: его полифонию, его систему развития музыкальных тем сравнивают  с концепцией учёных и философов той эпохи. Гармония небесных сфер, стройный ход светил. Эти и им подобные образы- понятия употреблялись ещё во времена античности философами пифагорейской школы. Греческое понимание прекрасного объединяло совершенное соотношение форм в зодчестве, скульптуре  с гармонией математических соотношений в космосе. Океан музыки Баха питает огромное количество композиторов, направлений музыки и явлений искусства. Бах сегодня оказывается ближе жителям XXI века, чем своим современникам. Нептун в Рыбах был также у итальянских композиторов: А. Скарлатти, А. Корелли.

Историческую шкалу рождения композиторов также определяет движение планет по знакам Зодиака. Так, есть определенные периоды, когда композиторы, вошедшие в историю, рождались целыми «гроздьями». 

С 1678 по 1685 год родились Вивальди, Телеман, Рамо, Бах, Гендель и Скарлатти (последние трое в один год). В это время Нептун проходил по знакам Водолея и Рыб, а Плутон находился также в водном знаке Рака.

 С 1809 по 1813 год родились Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер и Верди. В это время в Рыбах находился Плутон, а Нептун пребывал в Стрельце.

Следующую «партию» композиторов история выпустила с 1833 по 1844 год: это Брамс, Бородин, Сен-Санс, Кюи, Балакирев, Делиб, Бизе, Мусоргский, Чайковский, Дворжак, Массне, Григ, Римский-Корсаков и другие. В это время Нептун второй раз за обозреваемый период вошёл в знак Водолея (Плутон в это время был в Тельце). И вслед за тем, когда Нептун проходил по знакам Рыб и Овна — своей собственной обители и обители своего помощника Марса — с 1858 по 1865 год родились Пуччини, Вольф, Малер, Альбенис, Дебюсси и Рихард Штраус. 

 А затем природа резко снизила темпы музыкального творчества высокого — симфонического — уровня, на время исчерпав себя.

Правда, Нептун в Раке (1903-1913 годы), знаке экзальтации Юпитера и дружественной ему Луны также способствовал некоторому всплеску рождаемости музыкантов: в соединении с Юпитером он дал Шостаковича, в соединении с Марсом — Бриттена, в квадрате с Марсом и Луной — Хачатуряна и Мравинского. 

Астрологическое музыковедение — иной, кроме статистического, способ подвести под исследование музыкального творчества объективную базу. А всё ли мы знаем о музыке? Может быть, новый взгляд приведет к неожиданным и смелым решениям. 

Планеты, расположенные за Сатурном, так называемые транссатурновые планеты, имеют длительный период обращения и  в астрологии определяют длительные периоды влияния в соответствии со своим трактованием. Нептун делает полный оборот вокруг Солнца за 164 года, и сейчас он вступил в знак своего могущества — знак Рыбы, главным управителем которого он является. В этом знаке он пробудет 14 лет(с 2012 по 2025 годы).Как его пребывание там может повлиять на нашу жизнь? В астрологии Нептун является высшей октавой Венеры. Он отвечает за наши чувства, религию, вдохновение, интуицию, музыку. Нептун, вступив в знак Рыбы, набирает силу, и всё, что с ним связано, тоже усиливается. Возрастет значение музыки в жизни людей. Давно замечено астрологами, что наличие музыкального слуха в гороскопе рождения зависит именно от планеты Нептун. В ближайшие 10 лет увеличится число детей, родившихся с абсолютным музыкальным слухом. Появятся новые выдающиеся композиторы, будут созданы новые замечательные музыкальные произведения, которые прославят своих авторов в веках. А возможно будут изобретены новые направления в музыке вообще. Люди станут больше петь, музицировать  и чаще посещать концерты. А от нас только зависит умело распознать в них таланты и направить их в нужное русло.


                                            Использованная литература:

  1.   Бронфин Е.Ф. Клаудио Монтеверди   Л., Музыка, 1970.
  2.   Герцман Е.В. «Музыка Древней Греции  и Рима» СПб «Алетейя», 1995.
  3.   Казиник М.С. «Тайны гениев» М., Новый Акрополь, 2011.
  4.   Левая Т. Н., Леонтьева О.Т. «Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество» М., Музыка 1974.
  5.   «Метафизика музыки и музыка метафизики»  в  сборнике

(под ред. Т.А. Апинян и К.С. Пигрова) СПбГУ и СПб. Консерватория, 2007. 

  1.   Семира., Веташ В.  «Астрологическое музыковедение и его перспективы» в сборнике «Астрология. Век XX», М.,1991.
  2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/HOLST_GUSTAV_TEODOR.html

  1.   Christopher Simpson. The Division-Viol. London, 1667, Pars II, § 13 (перев., комм. и заглавие Ф. Равдоникаса). 

http://www.earlymusic.ru/earlymusic/18/50/tajny-gvidonovoj-ruki.html

http://www.earlymusic.ru/uploads/cgmusic/id18/ravdonikas-em2010.pdf