Игры и упражнения для повышения самооценки младших школьников
Самовоценка – это представление человека о себе, своих возможностях, достоинствах и недостатках. Самооценка формируется на основе восприятия и оценивания себя по критериям, которые человек считает важными. Она является важным фактором, влияющим на успешность человека в различных сферах жизни, в том числе в учебе.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста только начинает формироваться. В этот период важно поддерживать ее на нормальном уровне и способствовать формированию адекватной самооценки. В статье представлены игры и упражнения, которые помогут в этом.
- Упражнение «Зеркало».
Это упражнение позволяет ребенку осознать свои положительные качества. Для этого нужно попросить ребенка представить, что он смотрит на себя в зеркало. Пусть ребенок скажет себе комплименты, например: «Я умный», «Я добрый», «У меня красивые глаза». - Игра «Волшебный мешочек».
Для проведения этой игры понадобятся небольшие предметы. Это могут быть бусинки, пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен опустить руку в мешочек и на ощупь определить, что это за предмет. Затем ребенок вынимает предмет из мешочка и называет его. Таким образом ребенок будет учиться оценивать себя на основе тактильных ощущений. - Игра «Комплимент».
В этой игре ребенок учится не только осознавать свои достоинства, но и делать комплименты другим детям. Дети делятся на две команды, и каждый игрок должен по очереди сказать комплимент своему сопернику. Например: «Ты очень умный», «У тебя красивые глаза», «Ты всегда готов помочь». - Игра «Лесенка».
Эта игра помогает ребенку осознать свою самооценку и сравнить ее с самооценкой других детей. Для проведения игры необходимо нарисовать на листе бумаги лесенку из десяти ступенек. На каждой ступеньке нужно написать какое-либо качество человека (ум, сила, красота и т.д.). Ребенок должен поставить галочку на той ступеньке, где, по его мнению, находится его самооценка. Затем ребенок должен попросить другого ребенка оценить его самооценку, поставив галочку на ступеньке, на которой, по мнению этого ребенка, находится самооценка данного ребенка. После этого дети меняются ролями и оценивают самооценку друг друга. - Игра «Мой дневник».
Для этой игры понадобится дневник, который ребенок будет вести. Ребенок должен записать в дневник свои достижения за день. Также ребенок может записать свои планы на будущее. Ведение дневника поможет ребенку осознать свои успехи и достижения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению самооценки.
Таким образом, игры и упражнения помогут ребенку осознать свои достоинства и научиться адекватно оценивать себя.