автор: Ильина Оксана Дмитриевна
Учитель-дефектолог МДОБУ “ДСКВ №10”
“Представление педагогического опыта по использованию су-джок терапии в работе дефектолога”
Представление педагогического опыта учителя-дефектолога
МДОБУ «ДСКВ №10» Ильиной Оксаны Дмитриевны.
Ильина Оксана Дмитриевна, 04 октября 1986 года рождения, образование высшее, окончила в 2008 г. РГПУ им. Герцена, дефектологический факультет: квалификация олигофренопедагог. Педагогический стаж- 12 лет. В данном учреждении работаю 2 года.
С 2018 года я работаю над темой: «Су-Джок терапия в работе учителя-дефектолога».
Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач в моей работе. Ведь охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом , пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни».( глава 4, статья 41)
Обоснование актуальности опыта.
На мой взгляд, речь – это средство человеческого общения ,является условием воспитания и обучения,приобщает к культуре и передает духовные ценности от поколения к поколению. В дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык, фонетическая , лексическая и грамматическая стороны речи.Умственное воспитание детей зависит от полноценного владения ребенком родным языком. Я замечаю, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, речевого и умственного развития , таких детей в группе компенсирующей направленности все больше и больше , поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Актуальность данной темы определяется тем, что задержка психического развития является системным дефектом, поэтому развитие речи у детей с ЗПР является трудным и очень важным процессом,так как при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер.Дефектологами накоплены данные о речевом развитии детей с ЗПР.У таких детей наблюдается нарушение словообразовательных процессов, так же несформированность связной речи.Поэтому при работе с такими детьми в первую очередь встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Основная идея опыта.
В коррекционно-педагогической работе, которую я провожу с детьми группы компенсирующей направленности , я использую нетрадиционный метод су-Джок . Су – Джок терапия-это эффективный, на мой взгляд, метод, который обеспечивает развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер и благотворно воздействует на весь организм ребенка.
Я считаю, что при введении ФГОС необходима разработка и внедрение развивающих ,здоровьесберегающих технологий оздоровительной направленности.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.
В своей работе я использую, как традиционные методы воздействия, так и нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении поставленной цели и принадлежат к числу эффективных средств коррекционной работы.
Работая в данной группе я поняла, что уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности .У детей с задержкой психического развития как правило нарушены психические функции ,а также оказывается несформированной речевая система ,что в свою очередь ,ограничивает возможности перехода к пониманию и усвояемости материала. Из моей практики выявлено, что большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.У детей с ЗПР имеются видимые нарушения речи.У таких детей наблюдается нарушение словообразовательных процессов , так же несформированность развернутого речевого высказывания. На мой взгляд, Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью коррекции различных нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активной их работе. Метод Су-джок–это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Создателем метода Су-джок является корейский профессор Пак-Чже Ву.Использование этого метода необходимо для полного преодоления речевого недоразвития, и для подготовки детей к школьному обучению.
Новизна, творческие находки.
Я думаю, что своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных , инновационных средств и приемов в развитии связной речи, познавательных процессов, мелкой моторики. Я изучила исследования профессора Пак Чже Ву, разработавшего су-Джок терапию и и сделала вывод, что отдельные участки нашего тела взаимно влияют друг на друга по принципу подобия (сходство формы эмбриона человека с ухом, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Ведь сама природа создала это. В этом
причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Я считаю, что неправильное применение этого метода никогда не наносит человеку вред – оно просто не приносит пользы. Поэтому, определив нужные точки можно развивать и речевую сферу ребенка и мелкую моторику. На кистях рук и стопах ног располагаются точки соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать работу различных органов. Я думаю, что воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, а это очень важно при работе с детьми с ЗПР.
В коррекционной работе приемы су-Джок терапии я активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма, для развития речи а так же познавательных процессов.
Этот метод вызывает интерес и любовь у детей. Дети на занятиях с большим интересом и охотой занимаются с су-Джок шариками.
Технология опыта.
Я считаю, что коррекционная работа педагога должна быть направлена на оздоровление ребенка с ЗПР. На мой взгляд, здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий.
Я уделяю особое внимание не только обучению дошкольников в своей возрастной группе, но и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные оздоровительные игры, точечный массаж, игротерапия , су-джок терапия.
Меня заинтересовало то, что су-джок метод, проверен исследованиями и доказал свою эффективность и безопасность. Эта работа проста и доступна, а самое главное очень интересна детям. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться долгое время.
Цель: коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение иммунитета,развитие мелкой моторики,развитие психических функций.
Задачи:
воздействие на специальные точки по системе су –Джок;
стимулирование речевых зон ;
повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых и психических нарушений у детей;
коррекция связной речи ;
повышение иммунитета и оздоровление в целом организма детей;
В своей работе я использую су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком мы стимулируем зоны на ладонях, а массажные колечки надеваем на пальчики. Ими можно массировать различные места . Эту работу провожу во время динамической паузы на занятиях, в свободной деятельности детей, в вечернее время по моему заданию проводят вопитатели.
Пути реализации су-джок терапии в работе учителя-дефектолога:
- работа с педагогами (я знакомлю с су-Джок приемами работы).
- работа с детьми (использую на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
- работа с родителями (практикум по использованию су-Джок терапии, открытое занятие,родителям очень понравился этот метод и все приобрели такие шарики )
- создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы проведения су – Джок терапии на занятиях:
I этап. Я знакомлю детей с су-Джок шариком, правилами его использования.
II этап. Закрепляю знания в упражнениях, играх.
III этап. Дети самостоятельно используют шарик су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации работы с су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, частью занятия.
В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:
- массаж специальным шариком ладоней рук. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко, его мы надеваем на пальчики.
- массаж эластичным кольцом, детям очень нравится, а также он помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж , до покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
- массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д. Мы это выполняем с детьми после дневного сна.
В коррекционных целях су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, рисованием активизирует развитие речи детей, а также развивает мелкую моторику, что очень важно для развития ребенка с задержкой психического развития.
Все перечисленные приемы я рекомендую к использованию педагогам группы компенсирующей направленности и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью для них были проведены консультации, семинары – практикумы, презентация.
Формы работы с детьми.
- пальчиковая гимнастика
- совершенствование лексико-грамматических категорий
- развитие памяти, внимания
- пространственных представлений
- выполнение гимнастики
- звуковой анализ слов
- совершенствование навыков употребления предлогов
- слоговая структура слов
Результативность опыта.
Мною был подготовлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР для выступлений на методических мероприятиях, семинарах-практикумах. Работаю во взаимосвязи с родителями детей, посещающих группу.Оказываю консультативную помощь родителям. Разработала перспективный план работы с детьми и с родителями, подобрала тематику консультаций. Рекомендую использовать этот метод в домашних условиях.
Я считаю, что применяя су-Джок терапию в коррекционной работе, мы тем самым повышаем уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей, корректируем речь с движениями,развиваем мелкую моторику.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции различных нарушений у детей.
В работе над данной темой я не испытывала трудностей, поскольку неоспоримыми достоинствами су – Джок терапии являются высокая эффективность – при правильном применении наступает положительный результат.
А также не менее важен тот аспект, что су-Джок шарик абсолютно безопасен и неправильное применение его никогда не наносит вред ,этот метод может просто быть неэффективным, но на мой взгляд это бывает очень редко.
Простота применения – для получения результата су – Джок шарики можно использовать на занятиях. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Работая над этой темой я пришла к следующему мнению, что су – Джок терапия – это эффективный метод самооздоровления .
Я считаю, что данный материал будет полезен как учителям-дефектологам, так и учителям-логопедам, и воспитателям всех возрастных групп. Примененяя в своей работе здоровьесберегающие технологии ,в том числе метод су-Джок повышается результативность воспитательно- образовательного процесса, формируется у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Список литературы
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно- методическое пособие , 2009.
- Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
- Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38
- Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208
- Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург 1996.
Приложение
Сказка «Ежик в лесу»
Упражнения с шариком массажером Су – Джок
Цель: развитее речи, развитие мелкой моторики.
Оборудование: Су – Джок шарик – массажер.
Жил был ежик в лесу, в своем домике (зажимаем шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своего домика (раскрываем ладошки и показываем шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбаемся , раскрываем одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатываем шарик), катился и прибежал на лесную полянку (ладошки соединяем в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать по полянке (зажимаем шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаемся колючками шарика к кончику пальца и делаем глубокий вдох). Вдруг небо потемнело (зажимаем шарик в одном кулачке, в другом) и пошел дождь: кап-кап (кончиками пальцев стучим по колючкам шарика) .
Спрятался ежик под большое дерево (ладошкой левой руки делаем шляпку и прячем шарик ) и укрылся от дождя, а когда дождь прошел, то на полянке выросли разные цветочки(показываем пальчики) .
Текст проверен на https://antiplagiat.ru
Заимствование – 39,18%
Цитирование – 0%
Оригинальность – 60.82%