автор: Илюхина Неонилла Владимировна

воспитатель ДС №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти Самарская обл.

Викторина «История моего города: Ставрополь-на-Волге в годы войны»

Викторина «История моего города: Ставрополь-на-Волге в годы войны»

 

Илюхина Неонилла Владимировна, воспитатель

Детский сад №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти

 

Вид викторины: историческая

Возраст детей: 6-7 лет

Задание для совместной деятельности детей:

Задание 

(действие 

и его содержание)

Способ

предъявления

задания

Способ 

презентации

результатов 

выполнения задания

1. Ответьте на вопросы Словесный  Устный ответ
2. Объясните значение слова Словесный  Устный ответ 
3. Расскажите,как помогали ставропольчане фронту Словесный Устный ответ
4. Найди картинки.

Выберите картинки

Словесный с использованием картинок Выкладывании картинок на наборном полотне (на  доске)
5. Составьте пословицу Словесный с демонстрацией кубиков со словами Выкладывание пословицы на полу.

Устный ответ — объяснение

6. Назовите героев-земляков Словесный Устный ответ 
7. Памятные места нашего города. Узнайте, чей это памятник и расскажите об этом герое Демонстрация фотографий памятников на слайде Устный ответ
8. Прочитайте стихотворение Словесный Устный ответ

 

Способ оценивания результатов викторины: на магнитную доску каждой команды после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает одну звёздочку; после выполнения последнего задания подсчитывается количество звёздочек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество звёздочек.

Способ награждения детей: команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество звёздочек, полученных каждой командой; вручает детям медали «Знатоки  истории города»: дети, набравшие большее количество звёздочек, получают медали красного цвета, меньшее количество звёздочек – желтого цвета.

 

Задачи:

– развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий в  родном городе;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения

– формировать у детей умение работать в команде, соблюдая правила сотрудничества.

 

Материалы и оборудование:

– объявление о викторине; 

– презентация памятников героям-землякам в городе Тольятти;

– детские рисунки по мотивам Победы нашего народа в годы ВОВ;

конкурсное чтение стихотворений о войне;

– презентация о героях-земляках, о ставропольчанах — тружениках тыла, сбор информации;

– медали с надписью «Знатоки истории Ставрополя» красного и желтого цвета (по количеству участников);

– материал для подведения итогов викторины (звёздочки). 

 

Материалы для деятельности детей: 

– флеш-карта с записью информации для демонстрации на слайдах: Ставрополь-на-Волге (военное время), картинки с изображением производимых товаров и продуктов для фронта;

– тексты пословиц;

– фотографии памятников героям-землякам: барельеф Героя Советского Союза Василия Ивановича Жилина; памятник-бюст Носову В.П., Герою Российской Федерации; памятник-бюст Герою советского Союза Евгению, Александровичу Никонову; памятник-горельеф Ульяне Громовой  — Герою Советского Союза;

– карточки со словами: фронт, тыл;

– картинки: хлеб, яйца, молоко, мясо, телогрейки, зерно, полушубки, валенки, варежки, носки, обувь, консерсы, лыжи, повозки, машины\, самолёты, танки;

– два набора кубиков со словами к пословицам;

– аудиозапись музыки. 

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: ноутбук,  мультимедийное оборудование; табло для выставления звёздочек (баллов), материала для подведения итогов викторины: звёздочки из картона.

Методы и приемы

  1. Рассматривание, обсуждение:

– Кто хочет принять участие в викторине? Кем хотите быть? (участником команды, зрителем-болельщиком, помощником ведущего)

– Кого мы выберем капитаном?

– Как мы назовем команды?

– Как команды будут приветствовать друг друга?

– Какие правила должны соблюдать участники викторины?

– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?

  1. Объяснение правил проведения викторины, заданий и способов их выполнения с использованием наглядного материала. 
  2. Обсуждение результатов выполнения заданий: Правильно ли выполнено задание? Почему вы считаете, что задание выполнено правильно? Есть ли дополнения у команды-противника? другие варианты ответа? 
  3. Исправление ошибок, допущенных командами.
  4. Похвала

Ведущий приглашает участников викторины «История моего города: Ставрополь-на-Волге в годы войны» для подведения итогов и награждения:команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество звёздочек, полученных каждой командой; вручает детям медали.

 

Ход викторины:

Звучит музыка

Дети стоят командами друг напротив друга.

Ведущий: Добрый день! Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на  викторине «История моего города: Ставрополь-на-Волге в годы войны». Сегодня в нашей викторине участвуют две команды…

Дети: «Патриоты»

Дети: «Почемучки»

Ведущий: Прошу команды поприветствовать друг друга. Ваш девиз…

Дети: «Патриоты». Наш девиз: «Патриот, шагай вперёд, и с тобой любой пойдёт».

Дети: «Почемучки». Наш девиз:  «Хотим на свете всё узнать, вопросы любим задавать».

Ведущий: Дорогие участники! Прошу всех соблюдать наши правила, которые вы хорошо знаете. Хочу напомнить, что готовый ответ команды даёт её представитель. За правильный ответ команда получает 1 звёздочку, если команда не знает ответа, другая может ответить и заработать 1 балл. Если игроки обеих команд затрудняются ответить, то они могут всего один раз воспользоваться помощью зала. Всем удачи! 

(Дети занимают места за столами с табличками, названиями своей команды).

Ведущий: Уважаемые участники! Сегодня мы с вами пройдём по дороге истории нашего города в далёкие военные годы. Представляю вашему вниманию маршрутную карту нашей викторины (на магнитной доске закреплена карта-маршрут с обозначением заданий викторины). Мы будем делать остановки на маршруте, в течение которых вам предстоит показать свои знания, умения, а также сплочённость команды. Итак, отправляемся в историю нашего города.

 

Первая остановка – «Историческая»

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

— Уважаемые игроки, каждая команда по очереди отвечает на вопрос:

  1. Какую годовщину Великой Отечественной войны отмечает наша страна в этом году? (74 года)
  2. Сколько лет длилась Великая Отечественная война? (4 года)
  3. Как называлась наша область в годы войны? (Куйбышевская)
  4. Какое название носил наш город? (Ставрополь-на-Волге)

Ведущий. Молодцы! Ваш ответ порадовал. Да в те далёкие годы наш город и городом то не был, а был селом и назывался не Тольятти, а Ставрополь-на-Волге, но внёс немалую лепту в победу над врагом. (Демонстрация слайда с изображением Ставрополя-на-Волге.)

 

Задание 2. Объясните значение слова.

-Теперь вам предстоит объяснить значение слова.

Капитаны команд берут карточки со словами (фронт, тыл), совещаются с командой, выбирают тех, кто будет отвечать и объяснять значение слов.

 

Вторая остановка – «Всё для фронта, всё для победы!»

 

Задание 3.Как помогали ставропольчане фронту?

Ведущий: — Большинство мужчин ушло на фронт, оставались только женщины, старики и дети, но Ставрополь продолжал трудиться и чем только мог, помогал фронту. Назовите, чем наши земляки помогали фронту. Отвечать будет по очереди каждый игрок  команды (сначала первый игрок, затем второй…).

(Добывали нефть в Зольном и Яблоневом овраге, выращивали зерно, шили телогрейки, валенки, полушубки, вязали шерстяные носки и варежки, тёплое бельё, выпускали обувь, пищекомбинат готовил концентраты, изготовляли лыжи и повозки, проводился сбор молока, мяса, масла, яиц, школьники собирали и сдавали фронту лекарственные травы).

Молодцы, ребята, вы с успехом справляетесь с заданиями. Ведущий подбадривает детей и ставит звёздочки.

 

Задание 4. Найди картинки

— А теперь поиграем в игру «Найди картинки» — из предложенных картинок выбрать те, на которых изображено, чем помогали ставропольчане фронту.

— Молодцы, ребята, вы с успехом справляетесь с заданиями. Правильность выполнения задания вы можете проверить на экране.

Демонстрация на слайде картинок.

Ведущий подбадривает детей и ставит звёздочки.

— Защитников Родины нужно было обеспечить хлебом. Эта забота в основном легла на плечи женщин, стариков и подростков. Крупных промышленных предприятий в городе не было, а существующие мелкие, перестроили свою работу для выполнения военных заказов.  За ударный труд в Великой Отечественной войне 1565 тружеников Ставрополя-на-Волге и Ставропольского района были награждены орденами и медалями.

 

Физминутка.

— Делу время, а потехе час. Чтобы сохранить бодрость духа, предлагаю вам поиграть.

Русская народная игра «Гори, гори ясно…»

 

Третья остановка – «Пословица недаром молвится»

 

Задание 5. Составь пословицу

— Какое же следующее задание ожидает нас на маршруте?

Сейчас каждой команде предстоит составить пословицу. На ковре лежат кубики со словами.  Нужно командой сложить кубики, прочитать пословицу и объяснить её значение.

  1. Кто  за Родину горой – тот истинный герой.
  2. За край родной иди бесстрашно в бой.

Демонстрация слайда с пословицами. Ведущий зачитывает пословицы.

 

Четвёртая остановка – «Памятная»

Задание 6. Кого из героев-земляков вы знаете?

— Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, за ответ получает маленькую звёздочку (Евгений Никонов, Виктор Носов, Василий Жилин, Фёдор Ларин, Дмитрий Голосов, Валентина Ступина, Н.Ф. Дорофеев, К. Викторов).

 

Задание 7. Фотозагадка «Памятные места нашего города».

— Узнайте, где находится, кому посвящён памятник, расскажите об этом. (На площади Свободы на одной из сторон обелиска Славы помещён барельеф Герою советского союза Василию Ивановичу Жилину. Памятник –бюст Носову В.П., Герою Российской Федерации. Памятник-бюст Герою советского союза Евгению Александровичу Никонову. Памятник-горельеф Ульяне Громовой – Герою советского Союза).

— Сражаясь с врагом на фронтах Великой Отечественной войны, ставропольчане демонстрировали настоящий героизм и мужество. Наш город и ставропольский район дали фронту шестнадцать Героев советского Союза, а также двух полных кавалеров орденов Славы. Многие солдаты были удостоены высоких наград страны. Каждые медаль и орден были оплачены кровью бойцов и, к сожалению, зачастую их жизнями.

 

Пятая остановка – «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

Задание 8. Домашнее задание.

— Нам, ребята, всегда стоит помнить о том, какими усилиями далась победа. Помнить тех людей, которые сражались за неё на фронте и трудились в тылу.

— Уважаемые участники! А сейчас настало время выполнить домашнее задание.  Оценивать это задание будут наши уважаемые зрители. Чьё стихотворение понравится больше, мы определим по аплодисментам.

Участники команд читают стихи.

Уважаемые зрители! Прошу аплодисменты команде «Патриоты» (зрители аплодируют). Команде «Почемучки»…

Ведущий оценивает задание по тому, какой команде аплодисменты звучали громче

 

Вспомним, товарищ, как в годы военные 

Б. Аксёнов

 Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

 Остались подростки да женщины бедные.

Старухи убогие и старики.

Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье.

Вносим свой вклад в окончанье войны.

Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили —

Сокрушим, одолеем врага!

 

Труженикам тыла

Б.Поляков

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом.

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья.

Кто был в окопах, те — герои.

В тылу бурлило и кипело —

Трудилась Родина моя.

Но тыл решительным настроем

Сильнее стали женщин плечи,

Взрослели дети на глазах.

Горели доменные печи,

Рожь колосилась на полях.

Всё для Победы! Всё для Фронта!

А сами в поле и к станку.

Чтобы отправить хлеб и танки

На фронт солдату-мужику.

Всё отдали: силы, средства…

Война тащила за собой

Детей, не ведающих детства,

И женщин с горькою судьбой.

Кто был в окопах, те – герои,

Остановившие фашизм,

Но тыл решительным настроем

Не меньший ведал героизм.

Жива ещё в потомках память

Тех героических времён – 

Советским труженикам тыла

Низкий наш земной поклон!

 

-Наша викторина подошла к концу, мы прошли по маршруту, вы успешно справились со всеми заданиями и показали, что хорошо знаете историю своего города и гордитесь этой историей.

Ведущий приглашает участников викторины «История моего города: Ставрополь-на-Волге в годы войны» для подведения итогов  и награждения: команды выстраиваются друг против друга, ведущий озвучивает количество звёздочек, полученных каждой командой, вручает детям медали.

 

Литература

1.Дыбина,О.В. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле»/ О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, А.А. Ошкина, Е.А.Сидякина; под ред.О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014.

2.Щетинина, В.В. Викторина: учебно-методическое пособие / В.В. Щетинина, В.А.Маненькова, Т.И. Штапакова; под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015.