автор: Имангулова Альфия Минибаевна
воспитатель МБОУ “Школа развития №24”
“Огонь – друг или враг?”
«Огонь – друг или враг?»
Задачи:
- закрепление знаний детей об одной из природных стихий (огне), возможностей использования его человеком;
- развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
- закрепление правил противопожарной безопасности и поведения при возникновении пожара;
- чувства ответственности за свои поступки, умения предвидеть и по возможности избегать опасности;
Оборудование и материал:
иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций,
карточки с вопросами, презентация, карточки зеленого и красного цветов по 2 на каждого ребенка для д/и «Огонь – друг или враг»,
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Экскурсия по детскому саду:
- Рассматривание стендов «Пожарной безопасности»;
- Пожарного крана, огнетушителей;
- Пожарной сигнализации.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
-
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
– Ребята кто может называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни (пожар, землетрясение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.)
– Сегодня шла утром на работу, первоклашки попросили передать вам письмо.
Хотите узнать что там написано? (ответы детей)
«Ребята к вам обращаются за помощью первоклассники. Мы знаем, скоро вы пойдёте в школу, и много уже знаете.
Учительница наша на уроке задала нам вопрос: огонь – друг или огонь – враг человеку? При обсуждении вопроса, о том огонь друг или враг человеку, наши мнение разделились. Поэтому мы решили обратится, именно к вам за помощью»
– сможете помочь? (ответы детей)
– да
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
-
- актуализировать представления о функциях огня в жизни человека.
- формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.
Для этого нам надо поделиться на две команды, а теперь внимание посмотрите свои бейджики, у кого улыбающийся огнь – это одна команда, у кого злой огонь – это другая команда. Получилось поделиться?
(воспитатель на доске прикрепляет картинки злого и улыбающегося огня)
На столе лежать картинки, вам надо отобрать те картинки, которые подходят вашей команде.
у кого злой огонь собирает картинки, где огонь – враг, у кого улыбающийся огонь собирает картинки, где огонь – друг.
– Ребята как огонь нам помогает? (дети называют)
– Ребята, когда огонь нам враг? (дети называют)
(выходит равное количество)
3.Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
-
- создать мотивационную ситуацию для выяснения, откуда появился огонь.
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
– как вы думаете огонь – друг или огонь – враг человеку
Смогли помочь? (нет)
-Почему не смогли? (мы не знаем)
– Значит, что нам нужно узнать? (огонь – друг или огонь – враг человеку)
-А когда что – то не знаешь, что нужно делать? (спросить, посмотреть)
-Еще можно посмотреть в лэпбуке
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
-
- формировать представление детей об истории появления огня и его роли в жизни человека.
- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Проходите на стульчики
Слайд1
– Как узнать огонь друг или огонь враг человеку? (сравнить пользу огня и беды от огня)
– Давайте сравним
Давным – давно постепенно первобытные люди научились использовать огонь.
Слайд 2
– Подумайте, как они его научились использовать?
Воспитатель выслушивает все ответы детей, затем для обобщения и конкретизации информации используется показ слайдов.
Внимание на экран:
Демонстрация на экране слайдов:
(Слайд 2) -Раньше люди не умели добывать огонь. Они его видели во время грозы, лесных пожаров, извержений вулканов и боялись его.
(Слайд 3) Постепенно наши древние предки узнали немало секретов добывания огня.
(Слайд4) Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер древнего человека. На огне человек научился готовить пищу.
(Слайд 5)
– Как вы думаете, как помогает огонь человеку в современном мире?
огонь даёт человеку свет, тепло, возможность приготовить пищу, согреться
(Слайд 6) Как и в древности, огонь и сейчас согревает нас, помогает людям готовить пищу. Иногда – на костре в туристическом походе, но чаще всего — на газовой плите в кухне или в уютной деревенской печке.
(Слайд 6) а ещё как
(Слайд 7) На хлебозаводе в печах пекут хлеб.
– На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.
– Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль.
– Заглядывает утром в окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Оно – огромный раскаленный шар. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете. Огонь нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.
-. Какие беды может принести огонь?
(Слайд 7) пожары, Пожары приносят неисчислимые беды, травмы и гибель людей, уничтожают всё на своём пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде: уничтожает деревья, кустарники, цветы, и траву,
– А все-таки, почему возникают пожары?
– Давайте вместе подумаем, что может стать причиной пожара в доме?
Дети называют причины пожара, воспитатель корректирует:
(Слайд8) неисправные электроприборы, электрические провода, шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой.
Пожар в лесу: оставленный костер или плохо был потушен, сигарета, спички, природные явления (молнии)
Вот ребята мы с вами сравнили пользу огня и беды от огня
Какой вывод мы можем с вами сделать. что мы можем ответит первоклашкам?
(Слайд 9)
Вывод: Что огонь может быть и другом и врагом, всё зависит от того как мы с ним обращаемся. Жизнь на земле без огня не возможно, но с огнём надо быть очень осторожным
(слайд 10) Физминутка
5Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- Закрепить понятия: огонь-друг, огонь-враг.
Формировать умение внимательно слушать и анализировать.
Словесная игра «Друг или враг».
Дети подходят к столу, на котором разложены карточки зелёного и красного цвета по 2 на каждого ребёнка.
Пройдите за столы, на котором лежать карточки зелёного и красного цвета по два на каждого. Внимание задание:
– Я буду называть какой может быть огонь добрый или злой (друг или враг). Вам нужно поднять карточку зелёного цвета если огонь-друг, карточка красного цвета, если огонь-враг
– Огонь помогает готовить пищу (дети поднимают карточку зеленого цвета);
– Сушим белье у огня (красная карточка);
– Свечи на елке (красная карточка);
– Огонь в камине;
– Дети играют со спичками;
– Фейерверки зажигаем дома;
– Люди греются у костра;
– Не затушенный костер в лесу;
– Огонь прогоняет темноту;
– В доме пожар
Дидактическое упражнение «Вызов пожарных»
– Представьте, что вы одни дома, и по какой-то причине возник пожар. Давайте потренируемся
– Что вы должны сделать?
– набрать номер телефона пожарной или спасательной службы и сообщить о случившемся пожаре.
Для этого что вы должны знать?
– свой адрес: улицу, номер дома, подъезда и квартиры, этаж и есть ли в подъезде домофон.
свой адрес.
А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?
Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь…..
Воспитатель: Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем, шарфом …..
6Осмысление.
Дидактические задачи:
- Кому помогали?
- О чем они спорили?
- Удалось вам помочь первоклашкам?
- Вам удалось помочь первоклашкам, потому что вы узнали, огонь может быть для нас и другом, и врагом.
И я думаю, что всегда будете внимательно и осторожно, что самые главные виновники пожаров – люди, их забывчивость, невнимательность.
.