автор: Имангулова Альфия Минибаевна

воспитатель МБОУ «Школа развития №24»

«Огонь — друг или враг?»

 «Огонь – друг или враг?»

Задачи:

  • закрепление знаний детей об одной из природных стихий (огне), возможностей использования его человеком;
  • развивать  умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
  • закрепление правил противопожарной безопасности и поведения при возникновении пожара;
  • чувства ответственности за свои поступки, умения предвидеть и по возможности избегать опасности;

 

Оборудование и материал: 

иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций,

карточки с вопросами, презентация, карточки  зеленого и красного цветов по 2 на каждого ребенка для д/и «Огонь – друг или враг»,

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

 

Экскурсия по детскому саду:

  • Рассматривание стендов «Пожарной безопасности»;
  • Пожарного крана, огнетушителей;
  • Пожарной сигнализации.

Ход образовательной ситуации:

 

Введение в ситуацию.

Дидактическая задача:

    • мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

 — Ребята кто может называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни (пожар, землетрясение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.)

  —  Сегодня  шла утром на работу,  первоклашки попросили передать вам письмо. 

Хотите узнать что там написано? (ответы детей)

«Ребята к вам обращаются за помощью первоклассники. Мы знаем, скоро вы пойдёте в школу, и много уже знаете. 

   Учительница наша на уроке задала нам вопрос: огонь – друг или огонь – враг  человеку? При обсуждении вопроса, о том огонь друг или враг человеку, наши мнение разделились.  Поэтому мы решили обратится, именно к вам за помощью» 

— сможете помочь? (ответы детей)

— да

 

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

    • актуализировать представления о функциях огня в жизни человека.
    • формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.

Для этого нам  надо поделиться на две команды, а теперь внимание посмотрите свои бейджики, у кого  улыбающийся огнь – это одна команда, у кого злой огонь – это другая команда. Получилось поделиться?

(воспитатель на доске прикрепляет картинки злого и улыбающегося огня)

На столе лежать картинки, вам надо отобрать те картинки, которые подходят вашей команде.  

у кого злой огонь собирает картинки, где огонь – враг, у кого улыбающийся огонь  собирает картинки, где огонь – друг. 

— Ребята как огонь нам помогает? (дети называют)

— Ребята, когда огонь нам враг? (дети называют)

(выходит равное количество)

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

    • создать мотивационную ситуацию для выяснения, откуда появился огонь. 
    • формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

 — как вы думаете  огонь – друг или огонь – враг  человеку

Смогли  помочь? (нет)

-Почему не смогли? (мы не знаем) 

Значит, что нам нужно узнать? (огонь – друг или огонь – враг  человеку)

-А когда что — то не знаешь, что нужно делать?  (спросить, посмотреть)

-Еще можно посмотреть в лэпбуке

 

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

    • формировать представление детей об истории появления огня и его роли в жизни человека.
    • формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

       Проходите на стульчики 

Слайд1

— Как узнать огонь друг или огонь враг человеку? (сравнить пользу огня и беды от огня)

— Давайте сравним 

Давным – давно постепенно первобытные люди научились использовать огонь. 

Слайд 2

— Подумайте, как они его научились использовать?

Воспитатель выслушивает все ответы детей, затем для обобщения и конкретизации информации используется показ слайдов.   

  Внимание на экран:

Демонстрация на экране слайдов:

 (Слайд 2)  -Раньше люди не умели добывать огонь. Они его видели во время грозы, лесных пожаров, извержений вулканов и боялись его.

 (Слайд 3)   Постепенно наши древние предки узнали немало секретов добывания огня. 

(Слайд4) Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер древнего человека. На огне человек научился готовить пищу.   

  (Слайд 5) 

 —  Как вы думаете, как  помогает огонь человеку в современном мире?             

    огонь даёт человеку свет, тепло, возможность приготовить пищу, согреться

 (Слайд 6) Как и в древности, огонь и сейчас согревает нас, помогает людям готовить пищу. Иногда — на костре в туристическом походе, но чаще всего — на газовой плите в кухне или  в уютной деревенской печке. 

 

 (Слайд 6) а ещё как

 

(Слайд 7) На хлебозаводе в печах пекут хлеб.

  — На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома. 

 — Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. 

 —  Заглядывает утром в окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь.  Оно — огромный раскаленный шар. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете. Огонь нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах. 

    

-. Какие беды может принести огонь?

(Слайд 7)    пожары, Пожары приносят неисчислимые беды, травмы и гибель людей, уничтожают всё на своём пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде: уничтожает деревья,  кустарники,  цветы, и траву, 

 

— А все-таки, почему возникают пожары?

— Давайте вместе подумаем, что может стать причиной пожара в доме? 

Дети называют причины пожара, воспитатель корректирует: 

(Слайд8) неисправные электроприборы, электрические провода, шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой.

Пожар в лесу:  оставленный костер или плохо был потушен, сигарета, спички, природные явления (молнии) 

Вот ребята мы с вами сравнили пользу огня и беды от огня

Какой вывод мы можем с вами сделать. что мы можем ответит первоклашкам?

(Слайд 9)

Вывод: Что огонь может быть и другом и врагом, всё зависит от того как мы с ним обращаемся. Жизнь на земле без огня не возможно, но с огнём надо быть очень осторожным

 

(слайд 10) Физминутка

 

5Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

  • Закрепить понятия: огонь-друг, огонь-враг.

Формировать умение внимательно слушать и анализировать. 

Словесная игра  «Друг или враг».

 Дети подходят к столу, на котором разложены карточки зелёного и красного цвета по 2 на каждого ребёнка

  Пройдите за столы, на котором лежать карточки зелёного и красного цвета по два на каждого. Внимание задание:

— Я буду называть какой может быть огонь добрый или злой (друг или враг). Вам нужно поднять карточку зелёного цвета если огонь-друг, карточка красного цвета, если  огонь-враг

— Огонь помогает готовить пищу (дети поднимают карточку зеленого цвета);

— Сушим белье у огня (красная карточка);

— Свечи на елке (красная карточка);

— Огонь в камине; 

— Дети играют со спичками; 

— Фейерверки зажигаем дома;

— Люди греются у костра;

— Не затушенный костер в лесу;

— Огонь прогоняет темноту;

— В доме пожар

Дидактическое упражнение «Вызов пожарных»

— Представьте, что вы одни дома, и по какой-то причине возник пожар. Давайте потренируемся

— Что вы должны сделать?

—  набрать номер телефона пожарной или спасательной службы и сообщить о случившемся пожаре. 

     Для этого что вы  должны знать?

— свой адрес: улицу, номер дома, подъезда и квартиры, этаж и есть ли в подъезде домофон.

свой адрес.

А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?

 

Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь…..

 

Воспитатель: Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

 

Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем,  шарфом …..

 

6Осмысление.

Дидактические задачи:

  • Кому помогали?
  • О чем они спорили?
  • Удалось вам помочь первоклашкам?
  • Вам удалось помочь первоклашкам, потому что вы  узнали, огонь может быть для нас и другом, и врагом. 

 

И я думаю, что всегда будете внимательно и осторожно, что самые главные виновники пожаров — люди, их забывчивость, невнимательность.

 

                 

 

.