«Средства и методы воспитания гуманных чувств у дошкольников»



автор: Ионова Екатерина Геннадьевна
Воспитатель
Детский сад №24, г. Великий Новгород

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у дошкольников»

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у дошкольников»

Введение

Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у  дошкольников

Обследование и анализ уровня воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Результаты исследования

Список литературы

 

Введение

Проблема воспитания гуманных чувств как никогда актуальна в настоящее время и обусловлена гуманизацией педагогического процесса, предполагающей «очеловечение знаний», т.е. такую организацию, при котором знания имеют личный смысл. Гуманизация педагогического процесса связана с признанием самоценности детства, уникальности личности ребёнка, реализацией интересов каждого ребенка.

Ещё К.Д. Ушинский рассматривал воспитание неразрывно со свободой, инициативой, самостоятельностью ребёнка и утверждал, что нормальное развитие и становление личности ребёнка может происходить только при эмоциональном комфорте. Он отмечал, что эмоциональный человек активно воспринимает окружающее, а, следовательно, стремится заботиться, ухаживать за окружающими природными объектами, проявлять заботу о них. 

Гуманизм как нравственное качество может проявляться только по отношению к другим. Ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, с взрослыми, со сверстниками, с природой должен прийти к пониманию смысла добра, совести, правдивости. А сделать это возможно через ознакомление с элементарными нормами нравственности, через личный пример взрослого [6]. Такой подход в педагогическом процессе нацеливает воспитателей на использование возможностей экологического образования детей. 

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Одной из задач экологического образования детей дошкольного возраста является развитие эмоциональной сферы. Таким образом, экологическое образование может стать эффективным средством воспитания у детей дошкольного возраста гуманных чувств. 

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования модели процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста, в воспитании у детей гуманных чувств [4]. 

Задачи исследования. В ходе исследования мною решались задачи, связанные с анализом психолого-педагогической литературы, созданием модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста, разработкой и апробированием комплекса экологических мероприятий, обеспечивающих воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. 

Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у  дошкольников

Мною  были выделены основополагающие понятия по теме исследования. В энциклопедическом словаре «гуманизм» рассматривается как признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. 

«Гуманность» – человечность, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему. Чувство рассматривается как своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается отношение человека к миру. Оно может  быть более или менее устойчивым (любовь, ненависть) или кратковременным (радость, печаль). В отличие от эмоций, чувства присущи только человеку. Основными особенностями чувств, по которым люди отличаются друг от друга, являются направленность чувств, их глубина, устойчивость, действенность [7]. 

Г.А. Урунтаева рассматривает чувство как высшую культурно обусловленную эмоцию человека, связанную с некоторым социальным объектом. Воспитанию гуманных чувств посвящены исследования А.М. Виноградовой, В.К. Котырло, А.Д. Кошелевой, Л.П. Князевой, И.В. Княжиной, Л.А. Пеньевской, Л.Н. Проколиенко, Л.П. Стрелковой и др. 

Ученые и практики часто отмечают в поведении детей расхождения между правильным словесным воспроизведением нравственных представлений и действиями, поступками. Еще до недавнего времени этот феномен объяснялся несовпадением развития представлений и опыта нравственного поведения дошкольников. Считалось, что оптимизация воспитательных воздействий, направленная на организацию взаимоотношений ребенка с окружающим –надежное средство «сближения», так называемых знаемых и реально действующих мотивов, которые способствуют формированию нравственного поведения детей [5].

 С.А. Козлова, Т.А. Куликова подчеркивали, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве. Чувства могут проявляться: в отношении к коллективу, к искусству, к природе. Таким образом, в гуманных чувствах выражается отношение человека к окружающему миру. 

Критериями сформированности осознанного, гуманного отношения к природе является понимание необходимости бережного, заботливого отношения к природе, основанное на нравственной, эстетической, практической значимости природы для человека, освоение форм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. 

На основе гуманных чувств у ребёнка в дальнейшем формируются начала сложных чувств: справедливость, любовь к своей Родине, а в дальнейшем – чувства патриотизма, гражданственности. От степени воспитанности этих чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. Если у ребенка, например, развиты чувства стыда, совести, то они превращаются в тормоз, удерживающий от поступков, противоречащих требованиям морали. Гуманные чувства создают своеобразный стержень личности [2]. 

В дошкольном возрасте чувства закрепляются относительно быстро. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные моральным переживанием, закрепляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся способом поведения в жизненных ситуациях, создают стержень личности. А невоспитанность, неразвитость чувств ребенка может привести к тому, что вырастет личность убогая и бездушная. 

Особенность процесса воспитания гуманных чувств состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом. Эмоциональный опыт приобретается ребенком постоянно, в нем достаточно выражен компонент стихийности [1]. 

Обследование и анализ уровня воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время я работаю с группой детей старшего дошкольного возраста. Мною была исследована и проведена опытно-экспериментальная работа по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.   

Параметрами оценки знаний о природе являлись: полнота, существенность, обобщённость, системность, а также познавательный интерес детей, осознание ценности природы, эмоционально-эстетический компонент, гуманные чувства.

Диагностика представляет собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий, предложенных детям всей группы. Вопросы и задания распределены на блоки.

I.Выявление полноты знаний о живой природе.

Вопросы и игровые задания:

– какие признаки живого ты знаешь?;

– назови комнатные растения в группе?;

– каких животных ты знаешь? (по картинкам);

– назови сезоны года (по картинкам);

– д/и “Хорошо – плохо” (хорошие и плохие поступки по отношению к природе);

– д/и “Узнай по голосу животного”/

  1. Существенность знаний.

– расскажите, как передвигаются эти животные? Почему?;

– какие условия нужны растениям для роста?;

– какое время года изображено на картинках? Как ты узнал?

– что общего у животных, растений и человека?;

– д/и “Угадай, про кого расскажу”;

– д/и “Живое – неживое”.

– отчего некоторые животные бегают, другие ползают (плавают, летают, лазают);

– нужны ли животным растения;

– могут ли растения обойтись без животных.

III. Обобщённость знаний.

– д/и “Лото” (назови одним словом всё, что изображено на картинках);

– опиши, какой бывает природа зимой, весной, летом, осенью?;

– что должен сделать человек, чтобы вырастить растение?;

– разложи картинки на две группы: растения – животные.

– чем живая природа отличается от неживой;

– какие живые существа ты знаешь? Что их объединяет?

– чем животные похожи на растения;

– что нужно всем животным на земле. Отбери картинки, на которых нарисовано, что относится к неживой природе, но необходимо живым существам,

– где живут птицы. Могут ли водоплавающие птицы жить в лесу.

  1. Системность знаний.

– для чего растению нужен стебель, корень, лист и т.д.?;

– как растение и животные приспосабливаются к смене сезонов? Почему?;

– чем живая природа отличается от не живой? К какой относится человек?;

– д/и “Кто где живёт?”.

– как объяснить, что у большинства животных детёныши рождаются весной;

– как птицы размножаются. Ухаживают ли за своим потомством;

– д/ и “Что сначала, что потом.” (как происходит рост и развитие птицы, лягушки, кошки, бабочки и др.Рассказывая, ребёнок раскладывает карточки – модели).

  1. Знание правил поведения в природе.

– д/и “Экологические знаки”;

– как ты думаешь, можно ли шуметь в лесу?”;

– что нужно сделать, если птенец выпал из гнезда?;

– выбери картинки, на которых дети поступают правильно. Почему ты выбрал эти? (мальчик дразнит собаку, дети оставили мусор на поляне, дети идут по лесной тропинке друг за другом, девочка обходит муравейник).

Реальное поведение детей анализировалось по результатам наблюдений за деятельностью детей в живой природе, уголке природы в группе.

  1. Эмоционально-эстетический компонент.

– какое комнатное растение тебе больше всего нравится? Почему?;

– ты любишь животных? Почему?;

– какая картина тебе больше всего нравится? (на первой изображён букет в вазе, на второй – лесная поляна с цветущими растениями);

– какое время года тебе больше всего нравится? Почему?

VII. Выявление гуманных чувств.

– предложить ребёнку полюбоваться растениями в уголке природы (заранее поставить туда одно завядшее растение). Хорошо ли чувствуют себя все растения? Которому из них нужна помощь? Что нужно сделать?;

– предложить картинки, на которых люди обижают животных, ломают ветки деревьев и т.д. попросить рассказать, какие чувства вызывают эти картинки;

– как люди охраняют природу.

VIII. Осознание детьми ценности природы.

– какую пользу природа приносит человеку?;

– чем тебе интересна природа?;

– помогает ли природа людям быть здоровыми?;

– может ли жить природа без человека?

  1. Наличие познавательного интереса.

Анализ наличия познавательного интереса был проведён с помощью наблюдений на занятиях, в игровой деятельности, в повседневной деятельности.

Для обработки полученных при диагностике данных проводилась по пятибалльной системе, где:

1 балл – узкие, неадекватные знания, частые заблуждения;

2 балла – нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположения. Отсутствуют знания об объективно-существенных сторонах;

3 балла – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;

4 балла – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщённости знаний;

5 баллов – системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

23 балла – высокий уровень.

Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.

 37 – баллов – средний уровень.

Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.

Менее 40 баллов – низкий уровень.

Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.

Таким образом, мною была разработана модель процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на воспитание гуманных чувств у детей. Её основу составила система системно и познавательно взаимосвязанных между собой эколого-ориентированных видов деятельности ребенка. 

Я  использовала серию мероприятий, построенных в соответствии с механизмом процесса воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью этих занятий можно назвать интеграцию задач экологического и гуманистического воспитания.  

Одним из педагогических условий реализации модели педагогического процесса являлась последовательная реализация выделенных нами блоков работы. Модель процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста включала блоки: 

1) формирования знаний о гуманных чувствах, о природе; 

2) формирования интереса к проявлению гуманных чувств по отношению к природе;

 3) формирования желаний быть гуманным, мотивов; 

4) формирования умений быть гуманным; 

5) реализации умений быть гуманным в эколого-ориентированной деятельности. 

Блок реализации умений в поступках и деятельности служил обратной связью между остальными блоками. Невысокие результаты диагностики побудили меня к разработке комплекса экологических мероприятий, направленных на воспитание у детей гуманных чувств. Для каждого блока мы определили свои формы работы и их тематику [3]. 

В первый блок входили занятия, беседы, целью которых было формирование знаний о гуманных чувствах, о природе. Их темы были разнообразны, например: «Кого можно назвать справедливым», «Что, значит, быть заботливым?», «Кого можно назвать другом природы», «Через добрые дела можно стать юным экологом». Занятия строились по цепочке, то есть каждое следующее занятие дополняло предыдущее. Полученные на занятиях знания закреплялись вне занятий, в разных видах эколого-ориентированной деятельности. С детьми проводилась беседа на тему: «Доброта спасет мир, что это значит?», «Как мы заботимся о домашних животных», «Как увидеть, что человек нуждается в помощи?». 

Одним из условий успешного воспитания гуманных чувств являлось постоянное обращение к природоведческой тематике. Я не только раскрывала сущность понятий: доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, но и формировали понятия «живое – неживое», раскрывали роль человека в природе, законы взаимодействия с природой, старались показать самоценность каждого живого организма. Я подводила детей к пониманию признаков живого организма: двигается, дышит, питается, растет, дает потомство, выделению особенностей внешнего вида, строения.  

Содержание экологического образования было направлено на раскрытие ценностных, познавательных, нормативных аспектов общения с природой, глобального значения экологических проблем. Воспитанию гуманных чувств способствовали: решение проблемных ситуаций, экологические сказки, чтение художественной литературы, экскурсии. Эти формы работы помогали детям усвоить знания о гуманных чувствах и о природе. Для решения этих же задач мною широко использовались наблюдения в природе. Для этого я создала систему взаимосвязанных, логично построенных наблюдений. Организуя наблюдения, учила детей видеть признаки живого в растениях и животных, помогала установить сначала простейшие, а затем более сложные многозвеньевые связи и зависимости. Понимание поведения животных я рассматривала как основу для воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Я  эмоционально подготавливали детей к наблюдению, создавала у них эмоционально-позитивную установку на предстоящую встречу с живым объектом, эмоционально рассказывала о том, что живое существо хочет познакомиться и уверено, что найдет среди ребят друзей. 

Важным средством воспитания гуманных чувств у детей выступало общение с животными. Дети становились добрее, внимательнее, учились заботиться о животном. Домашние животные становились настоящими друзьями для детей. С ними они не только играли, но и общались, разговаривали. Они стремились больше узнать о повадках животного, научиться ухаживать за ними. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу – это залог гуманного отношения к людям.

Трудность процесса воспитания гуманных чувств по отношения к растениям была связана с тем, что дети дошкольного возраста не соотносили понятие «живой организм» с растениями. Устранить этот пробел в знаниях позволили циклические наблюдения за ростом и развитием растений с фиксацией изменений во внешнем виде растений в календарях. Я  использовала систему опытов, раскрывающих функции частей растения, потребности растений во влаге, тепле, свете. Для этого я выращивала с детьми лук тремя различными способами: при наличии всех условий, в темноте, в холоде. 

Второй блок работы, представленный в модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование интереса детей к проявлению гуманных чувств. Для этого я использовала игры, вечера-встречи, досуги. С детьми проводились вечера встреч под названием «Кто, где живет», «Кто живет в степи», «Кто живет в доме?», «Что люблю, то берегу». Такие встречи позволяли ребенку понять зависимость благополучия каждого живого существа от условий обитания. Я  использовала игры, разнообразные по содержанию: «Заботливый мышонок», «Цветик-семицветик»,  «Береги природу». Игры проводились на прогулках, перед занятиями и в свободное время. 

Гуманистический подход в организации среды стал систематизирующим фактором в моей работе. Наряду с существующими в настоящее время вариантами моделей создания экологической среды Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., мною были выделены 5 центров организации деятельности детей: центр восприятия («я чувствую»); центр практической деятельности детей («я действую»); центр познавательной деятельности детей («я узнаю») центр рефлексивной деятельности детей («я оцениваю»); центр творческой деятельности детей («я создаю») [4]. 

Третий блок модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста был направлен на формирование у детей желания быть гуманным. Для этого я использовала «Копилку добрых дел», экологические сказки, экологическую тропку. Для создания интереса у детей проявлению гуманных чувств я использовала чтение художественных произведений, экологических сказок, проводили обсуждение поступков их героев. Проводила  досуги, вечера, например, «Вечер песен и стихотворений», «День красоты». Развлечения у детей вызывали интерес к познанию и желание быть гуманными. В моей работе я  широко использовала приход литературно-сказочных персонажей. Каждая встреча с ними сопровождалась решением проблемных ситуаций: «Почему не растет фасоль», «Почему Снеговик растаял?», «За что можно похвалить Карлсона». Ведущими методами воспитания гуманного отношения к природе у детей дошкольного выступали: опыты, поисковая деятельность, просмотр диафильмов, видеофильмов, различные виды изобразительной деятельности на экологические темы. 

С детьми проводились «уроки» доброты, «уроки» мышления, выставки и экспозиции [3]. Особая роль отводилась проведению «уроков» доброты». Дети участвовали в обсуждении вопросов: «Почему надо заботиться о малышах?», «Кто и как защищает своих детенышей?», «Как человек помогает природе?». Дети оформили свои коллекции, участвовали в организации экологических выставок, экспозиций. Всё это способствовало созданию специальной обстановки для вхождения ребенка в мир природы. 

Были подготовлены и проведены выставки на тему: «Человек и его добрые дела на земле», «Лес – друг человека». Экскурсоводами на этих выставках выступали сами дети. 

Блок работы, направленный на формирование у детей умений быть гуманным, был реализован через экологический театр, в котором дети обыгрывали поступки детей в природе. Особый интерес у детей вызвала экологическая лаборатория «Чем можем,  поможем». Мощным фактором развития гуманных чувств выступала сюжетно ролевая игра. Я  учитывала, что гуманные чувства формируются в процессе реального взаимоотношения ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие таких отношений тесно связано с формированием морально-этических представлений детей, становлением опыта нравственного поведения. 

Эффективной стала такая организация деятельности и общения детей, при которой ребенок выступает субъектом гуманных переживаний и испытывает доброжелательность товарищей по отношению к себе. Я  создавала проблемную ситуацию, в которой детям предоставлялась возможность «выплеснуть» свои эмоции и чувства. Эмоционально обратиться к живому существу, например» «Здравствуй, Кешенька, мой хороший, красивый  мы тебя любим, не обидим, кушай, пожалуйста». Дети учились устанавливать взаимоотношения со сверстниками, найти выход из создавшейся ситуации. Самостоятельная деятельность детей была связана с участием в играх, проведением экспериментов, уходом за растениями и животными в уголке природы и дома, работой с литературой, энциклопедиями. 

Блок реализации умений быть гуманным в эколого-ориентированной деятельности имел обратную связь с остальными блоками. Главными формами воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста стали акции, природоохранная деятельность детей, труд в природе. Широко использовались индивидуальные задания. Особое место в моей работе занимала практическая деятельность детей, которая была направлена на охрану окружающей природы. Дети старались заботиться о больных деревьях на участке. Я привлекала детей к практической деятельности по охране природы: сбор семян для подкормки птиц, сбор семян для размножения растений. Провела природоохранные акции: «Зеленая елочка – живая иголочка», «Птицы – наши крылатые друзья», «Мы заботимся о братьях наших меньших». Дети рисовали плакаты в защиту ели, птиц.  

Я предложила родителям с детьми изготовить кормушки для птиц. Затем устроили праздник для птиц: развесили кормушки на участке детского сада, насыпали угощение – семечки подсолнуха, крошки хлеба, семена травяных растений. Дети расставляли изготовленные совместно со взрослыми и самостоятельно природоохранные знаки, разъясняли их значение. Особое положение в системе практических дел детей занимали трудовые десанты, рейды. В «Панораме добрых дел» отмечались хорошие поступки каждого ребенка. 

Результаты исследования. Педагогический процесс, организованный в соответствии с моделью процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста, направленный на воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста, оказался эффективным. Проведенная мною работа способствовала повышению среднего показателя высокого уровня воспитанности у детей гуманных чувств на 65 %. 

В основу моей модели я положила механизм нравственного воспитания (знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки поступки и поведение). На основе знаний у детей накапливаются представления о заботе, доброте, сочувствии, о преимуществах овладения ими. На основе этих знаний у детей появится желание быть гуманным, мотив приобретения соответствующих качеств. Появление мотива влечет за собой положительное отношения к гуманным поступкам, порождает потребность в их практической реализации. Поступки и поведение выступают в качестве обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемых гуманных отношений дошкольников к природе.

 

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. 2003. № 5. С. 52-54.
  2. Воспитание гуманных чувств у детей /Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1987.
  3. Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 45-49.
  4. Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности: монография. М.: ТЦ Сфера, 2009. 282 с.
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду. М.: Творческий центр, 2004. 216 с.
  6. Мусс Г.Н. Проблемы преемственности в патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой // Школа будущего. 2012. № 6. С.61-65.
  7. Русакова Т.Г. Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект: сборник научных статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. 180 с.

 

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у дошкольников»
Пролистать наверх