автор: Каменская Инна Валерьевна

учитель русского языка и литературы г. Санкт-Петербург

Как изучать тему подвига на уроках литературы в 10 классе?

Как изучать тему подвига на уроках литературы?

 

По моим наблюдениям, современные дети очень похожи на нас в прошлом: они учатся, общаются, переживают неудачи, стремятся к успеху, развиваются, ищут свою жизненную тропу. Как мы когда-то пробовали жизнь, так подростки пробуют её сейчас. Видимо, витки развития человека всегда одинаковы. Различия, конечно, есть: у современной молодёжи все быстрее. Получил информацию, обработал, мгновенно сделал выбор. Этот выбор диктует интернет, искушение, конкуренция, публичность, ориентирование на «продать» и «прокачать», удовольствие и быстрый результат.  Время распоряжается так, что учиться можно дома, работать удалённо,  еду заказывать на дом, то есть пространство становится ограниченным. Человек, вероятно, скоро будет развивать свои ресурсы , только сидя перед компьютером.
Таким образом, ресурсы развитыми полноценно быть не могут, и они остаются невостребованными. Поэтому взрослым кажется, что молодёжь проявляет малодушие, равнодушие или цинизм.  Вследствие  долгого времяпрепровождения в ирреальном пространстве подростки не знают, как надо реагировать, что сказать, что сделать. Поэтому наша задача – быть рядом, помочь создать активный жизненный коридор, усилить связи в нем, параллельно с миром Интернета, чтобы переход из одного пространства в другой был менее травматичен.

Мы, взрослые, тоже пребываем в некоей иллюзии, что подростки ленивы и безынициативны. И опять же создаётся это ощущение, возможно, от того, что они привыкли получать информацию в готовом виде. Но стоит им предложить новые формы, мы видим метаморфозы. И сердце в них трепещет, и вот они готовы уже быть гуманистами и понимают, что нравственно, что нет.

Как учитель литературы имею возможность на уроке диалога о герое и подвиге, начало которого происходит в 10 классе уже в начале сентября: при изучении «Бесприданницы» А. Н. Островского в эпизоде, где Паратов, пройдя по лужам в белом плаще, поднимает карету, чтобы в неё села Лариса. В классе дети оживляются: «Герой, герой!» (восхищённо и иронично), но к концу чтения пьесы дети оказываются разочарованными поступком «принца на белом коне». Есть возможность для вопроса: встречается ли  ситуация в жизни, когда  высокое мнение о человеке исчезает: сначала был героем в наших глазах, потом — нет? 

 Далее дискуссию разумно продолжить в октябре, читая роман «Обломов» И.А. Гончарова. Автор употребляет в конце романа  «погиб Обломов», говоря о смерти главного героя, хотя, как известно,  тот просто умер от «апоплексического удара», то есть смерть была отнюдь не героической, даже привычной, или естественной, — по состоянию здоровья. Почему именно это слово использует автор?

 В ноябре  после  изучения романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева  учащимся  предложить  написать сочинение по теме на выбор, одна из тем которых звучит так: «Можно ли назвать Базарова героем?» 

В декабре при подготовке к сочинению ЕГЭ целесообразно взять тексты о Великой Отечественной войне  и рассмотреть проблему подвига и причины самопожертвования.

 В январе и феврале уместно запланировать  организацию и проведение устных журналов «Блокада Ленинграда» и «Битва под Москвой» для младших школьников. Роль наставника для старшеклассника имеет колоссальное значение и выводит учащихся на новый уровень понимания сопричастности к событиям данной тематики. 

При подготовке  к празднику 9 Мая желательно предусмотреть беседу о  семейных историях и предложить непосредственное участие в «Живом полку», записать видеорепортажи с места событий, просмотреть ролики, вспомнить на классном часе, какими были  состояние учащихся и атмосфера праздника.  

На одном из последних уроков по изучению произведений на тему войны дать учащимся возможность ответить на вопросы: почему тема подвига изучается всегда на одном из последних уроков, в самом конце произведения? Когда возникает эта тема? Что необходимо помнить? Почему? Учащиеся проведут параллель с судьбой героя, выбором им жизненного пути и решением самопожертвования. Обобщая все изученное, вспомнить эпизоды уроков, где говорили о подвиге. Естественно завершение изучение этой темы в 10 классе минутой молчания.

Поступательно, без назидания (современные дети этого не принимают)  рассматривать  слово «подвиг» с разных сторон, начиная с ироничного словоупотребления  в книге или фильме, продолжать  наблюдать в текстах художественной литературы, находить, как это слово отзывается в нашей жизни и каким образом применимо оно к самому учащемуся — то есть искать формы такой деятельности, где в процессе учащийся обретёт истинное значение слова «подвиг», лишённое искусственности, ложности и цинизма.