Автор: Катеева Кадрия Мунировна
воспитатель г. Пенза МБДОУ № 142 ” Мечта”
Краткосрочный проект.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №142 города Пензы «Мечта»
Проект
« В мире воды»
Выполнила
воспитатель:
Катеева К.М.
Экологический проект
“В мире воды”
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (22.03.2017г. – 17.04.2017г.)
Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Актуальность: Вода в нашей жизни занимает очень важное место, без нее не может прожить ни одно живое существо на планете. Не смотря на то, что площадь нашей Земли состоит на ¾ из воды, пригодной для питья воды не хватает. Вмешательство людей в природу приводит к загрязнению многих водоемов. Очень важно уже в дошкольном возрасте дать детям представления об экологической проблеме, о значимости воды, чтобы вырастить сознательных граждан, любящих природу и заботящихся о ней. В среднем дошкольном возрасте возрастает интерес у детей к окружающей нас природе, появляется желание узнать не только откуда? и почему? но и что может произойти если…? Экспериментальная деятельность, как нельзя лучше, даст ответы на многие детские вопросы о свойствах воды, а также научит самостоятельно делать выводы.
Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля
- Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру
- Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности
- Активизировать творческое мышление детей
- Обогащать и развивать детскую речь
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
- Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей
Планируемый результат:
- У детей сформируются базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов
- У детей появятся умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
- У детей сформируется устойчивый интерес к познанию окружающего мира
- Дети приобретут экологический опыт при взаимодействии с природой, научаться бережному отношению к воде
- Повысится компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей
Этапы проекта:
- Подготовительный этап (22.03.2017г. – 27.03.2017г.):
- Выявление имеющихся знаний у детей о воде, степени заинтересованности данной темой (форма работы – беседа)
- Разработка плана проекта
- Подбор методической литературы
- Пополнение опытно-экспериментального уголка для реализации проекта
- Организация предметно-развивающей среды
- Создание картотеки бесед, наблюдений с детьми по теме проекта
- Подбор детской литературы (загадки, стихотворения, сказки, рассказы) о воде
- Создание картотеки игр с детьми по теме проекта
- Подбор музыкальных произведений, в основе которых заложена тема воды
- Подготовить информационный материал для родителей
- Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роли в данном проекте
- Основной этап
(27.03.2017г. – 12.04.2017г.)
Работа с детьми:
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей |
Содержание деятельности |
Социально-коммуникативная |
Коммуникация Социализация Безопасность Здоровье Познание |
Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе», «Водоемы нашего поселка», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!»
Рассматривание иллюстраций известных художников о воде: И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Айвазовский «От штиля к урагану», И.Репин «Тройка» (ученики мастеровые везут воду). НОД «Обитатели морей и океанов» НОД «Вода – источник жизни» |
Познавательно-исследовательская |
Познание Коммуникация Социализация Безопасность
|
Опыты: «Вода – это жидкость», «Вода растворитель», «Вода меняет цвет», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса)», «Плавает-тонет», «Мыльные пузыри»
Эксперименты: «Отражение в воде», «Лед – тоже вода», «Вода и мыло творят чудеса», «Испарение воды» Наблюдения: « Кошка пьет водичку», «Весенний дождь», «Лужи на асфальте», «Облака – белогривые лошадки», «Куда исчезли лужи?» |
Чтение |
Чтение художественной литературой Познание Социализация Коммуникация Здоровье |
Рассказы: К. Паустовский «Поэзия дождя», Н.Носов «Карасик», М.Пришвин «Сытые пузыри», М. Пришвин «Лесной ручей», Т.Шорыгина «Родник», М. Пришвин «Капля и камень»;
Сказки: Н.Болтачева «Сказка о круговороте воды в природе», Эстер Адам «Сказка о ручейке», Н. Рыжова «Жила-была вода» (экологическая сказка»), К.Чуковский «Мойдодыр», И.Урядова «Сказка о воде»; Стихотворения: Б.Заходер «Что случилось с рекой?», Е. Стеквашова «Моряк», В. Минькова «Дождик», С. Олегова «Я по воде могу ходить», Е.Андреева «Снежок и Алешка», Г. Люшнин «Капелька», А.Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Погореловский «Весенний разговор», Т.Жтброва «Ручеек», П. Синявский «Кто не умывается», Т. Маршалова «Капля дождевая», С. Олегова «Баллада о воде», В.Иванова «Трудолюбивая вода», С.Олегова «Вода – это то, что всем жизнь нам дает»; Потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Дождик, дождик, не дожди», «Ах, водичка-вода», «Что такое чистым быть?» Загадки о воде. |
Игровая |
Физическая культура Здоровье Социализация Коммуникация Познание
|
Подвижные игры: «Водяной», «Ручеек», «Море волнуется», «Болото: с кочки на кочку», «Караси и щука»;
Дидактические игры: «Собери картинку», «Кто больше назовет?», «Кто живет в воде, а кто на суше?», «Найди отражение», «Доскажи словечко», «Угадай, кто я?», «Так бывает, или нет?»; Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Морское путешествие», «Семья (сюжет – на прогулке после дождя)», «Водолазы», «Рыболовы»; Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Замри»; Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей!», «Водичка и дождик», «С какой горы бежишь сюда, водичка?» Физкультминутки: «А над морем мы с тобой», «Тихо плещется вода», «С неба падает вода» |
Продуктивная |
Художественное творчество |
Рисование: «Оттепель», «Природные водоемы» (река, море, озеро, болото и т.д.), «Искусственные водоемы» (фонтан, бассейн, аквариум), «Весенний дождик», «Лужа на асфальте», «В море синем кит живет»;
Аппликация: «Облака», «Капельки», «Плывут в море корабли» Лепка: «Озеро с камышами», «Рыбки в аквариуме» Конструирование: «Корабли дальнего плавания», Мост через реку» |
Трудовая |
Труд
Здоровье Познание |
«Полив цветов», «Купание кукол», «Пусть одежда будет чистой», «Влажная уборка» |
Музыкальная |
Музыка Социализация Познание |
Аудиозапись «Звуки природы»: «Звонкий ручей», «Шум водопада», «Шум моря», «Крик морских птиц»;
Детские песенки: «Дождь в ладошках», «Вода буль-буль», «Синяя вода», «Облака – белогривые лошадки» Классические муз. произведения: С. Рахманинов «Весенние воды», А. Вивальди «Шторм», К. Дебюсси «Море», М. Равель «Игра воды», Ф. Лист «Фонтаны виллы Д’Эсте». |
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта
- Консультация «Вода важна для организма» (способы закаливания, соблюдение питьевого режима)
- Рекомендации в подборе литературы о воде для домашнего прочтения с детьми
- Открытое занятие по экспериментальной деятельности совместно с родителями «Опыты с водой»
- Рекомендации какие водоемы посетить с ребенком, что о них рассказать
- Беседа «Правила безопасного поведения на водоемах в весенний период»
- Консультация «Экологическое воспитание детей дома»
- Выставка творческих работ по теме проекта
3.Заключительный этап (12.04.2017г. – 17.04.2017г.)
- Итоговое музыкальное мероприятие «Царица-водица!» с использование презентации;
- Коллективная работа: коллаж «В мире воды»
- Выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности
- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»
Результаты проекта:
- У детей сформировались базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов
- У детей появились умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
- У детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира
- Дети приобрели экологический опыт при взаимодействии с природой, научились бережному отношению к воде
- Компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей повысилась.