Автор: Катеева Кадрия Мунировна

воспитатель г. Пенза МБДОУ № 142 » Мечта»

Краткосрочный проект.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №142 города Пензы  «Мечта»

 

Проект

« В мире воды»

Выполнила

воспитатель:

Катеева К.М. 

Экологический проект 

«В мире воды»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (22.03.2017г. – 17.04.2017г.)

Участники проекта: дети  группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Актуальность: Вода в нашей жизни занимает очень важное место, без нее не может прожить ни одно живое существо на планете. Не смотря на то, что площадь нашей Земли состоит на ¾ из воды, пригодной для питья воды не хватает. Вмешательство людей в природу приводит к загрязнению многих водоемов. Очень важно уже в дошкольном возрасте дать детям представления об экологической проблеме, о значимости воды, чтобы вырастить сознательных граждан, любящих природу и заботящихся о ней. В среднем дошкольном возрасте возрастает интерес у детей к окружающей нас природе, появляется желание узнать не только откуда? и почему?  но и что может произойти если…? Экспериментальная деятельность, как нельзя лучше, даст ответы на многие детские вопросы о свойствах воды, а также научит самостоятельно делать выводы.

Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля
  • Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру
  • Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности
  • Активизировать творческое мышление детей
  • Обогащать и развивать детскую речь
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
  • Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей

Планируемый результат:

  • У детей сформируются базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов
  • У детей появятся умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
  • У детей сформируется устойчивый интерес к познанию окружающего мира
  • Дети приобретут экологический опыт при взаимодействии с природой, научаться бережному отношению к воде
  • Повысится компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (22.03.2017г. – 27.03.2017г.):
  • Выявление имеющихся знаний у детей о воде, степени заинтересованности данной темой (форма работы – беседа)
  • Разработка плана проекта
  • Подбор методической литературы
  • Пополнение опытно-экспериментального уголка для реализации проекта
  • Организация предметно-развивающей среды
  • Создание картотеки бесед, наблюдений с детьми по теме проекта
  • Подбор детской литературы (загадки, стихотворения, сказки, рассказы) о воде
  • Создание картотеки игр с детьми по теме проекта
  • Подбор музыкальных произведений, в основе которых заложена тема воды
  • Подготовить информационный материал для родителей
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роли в данном проекте
  1. Основной этап 

(27.03.2017г. – 12.04.2017г.)

 

Работа с детьми:

Вид деятельности Интеграция образовательных областей  

Содержание деятельности

 

 

Социально-коммуникативная

 

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Здоровье

Познание

Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе», «Водоемы нашего поселка», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!»

Рассматривание иллюстраций известных художников о воде: И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Айвазовский «От штиля к урагану», И.Репин «Тройка» (ученики мастеровые везут воду).

НОД «Обитатели морей и океанов»

НОД «Вода – источник жизни»

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская

 

 

 

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

 

Опыты: «Вода – это жидкость», «Вода растворитель», «Вода меняет цвет», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса)», «Плавает-тонет», «Мыльные пузыри»

Эксперименты: «Отражение в воде», «Лед — тоже вода», «Вода и мыло творят чудеса», «Испарение воды»

Наблюдения: « Кошка пьет водичку», «Весенний дождь», «Лужи на асфальте», «Облака — белогривые лошадки», «Куда исчезли лужи?»

 

 

 

 

 

 

Чтение

 

 

 

Чтение художественной литературой

Познание

Социализация

Коммуникация

Здоровье

Рассказы: К. Паустовский «Поэзия дождя», Н.Носов «Карасик», М.Пришвин «Сытые пузыри», М. Пришвин «Лесной ручей», Т.Шорыгина «Родник», М. Пришвин «Капля и камень»;

Сказки: Н.Болтачева «Сказка о круговороте воды в природе»,  Эстер Адам «Сказка о ручейке», Н. Рыжова «Жила-была вода» (экологическая сказка»), К.Чуковский «Мойдодыр», И.Урядова «Сказка о воде»;

Стихотворения: Б.Заходер «Что случилось с рекой?», Е. Стеквашова «Моряк», В. Минькова «Дождик», С. Олегова «Я по воде могу ходить», Е.Андреева «Снежок и Алешка», Г. Люшнин «Капелька», А.Тараскин «Сколько  знаю я дождей», С. Погореловский «Весенний разговор», Т.Жтброва «Ручеек», П. Синявский «Кто не умывается», Т. Маршалова «Капля дождевая», С. Олегова «Баллада о воде», В.Иванова «Трудолюбивая вода», С.Олегова «Вода – это то, что всем жизнь нам дает»;

Потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Дождик, дождик, не дожди»,  «Ах, водичка-вода», «Что такое чистым быть?»

Загадки о воде.

 

 

 

 

Игровая

 

 

Физическая культура

Здоровье

Социализация

Коммуникация

Познание

 

Подвижные игры: «Водяной», «Ручеек», «Море волнуется», «Болото: с кочки на кочку», «Караси и щука»;

Дидактические игры: «Собери картинку», «Кто больше назовет?», «Кто живет в воде, а кто на суше?», «Найди отражение», «Доскажи словечко», «Угадай, кто я?», «Так бывает, или нет?»;

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Морское путешествие», «Семья (сюжет — на прогулке после дождя)», «Водолазы», «Рыболовы»;

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Замри»;

Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей!», «Водичка и дождик», «С какой горы бежишь сюда, водичка?»

Физкультминутки: «А над морем мы с тобой», «Тихо плещется вода», «С неба падает вода»

 

 

 

 

Продуктивная

 

 

 

Художественное творчество

Рисование: «Оттепель», «Природные водоемы» (река, море, озеро, болото и т.д.), «Искусственные водоемы» (фонтан, бассейн, аквариум), «Весенний дождик», «Лужа на асфальте», «В море синем кит живет»;

Аппликация: «Облака», «Капельки», «Плывут в море корабли»

Лепка: «Озеро с камышами», «Рыбки в аквариуме»

Конструирование: «Корабли дальнего плавания», Мост через реку»

 

Трудовая

Труд

Здоровье

Познание

«Полив цветов», «Купание кукол», «Пусть одежда будет чистой», «Влажная уборка»
 

 

 

Музыкальная

 

 

Музыка

Социализация

Познание

Аудиозапись «Звуки природы»: «Звонкий ручей», «Шум водопада», «Шум моря», «Крик морских птиц»;

Детские песенки: «Дождь в ладошках», «Вода буль-буль», «Синяя вода», «Облака — белогривые лошадки»

Классические муз. произведения: С. Рахманинов «Весенние воды», А. Вивальди «Шторм», К. Дебюсси «Море», М. Равель «Игра воды», Ф. Лист «Фонтаны виллы Д’Эсте».


Работа с родителями:

  • Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта
  • Консультация «Вода важна для организма» (способы закаливания, соблюдение питьевого режима)
  • Рекомендации в подборе литературы о воде для домашнего прочтения с детьми
  • Открытое занятие по экспериментальной деятельности совместно с родителями «Опыты с водой»
  • Рекомендации какие водоемы посетить с ребенком, что о них рассказать
  • Беседа «Правила безопасного поведения на водоемах в весенний период»
  • Консультация «Экологическое воспитание детей дома»
  • Выставка творческих работ по теме проекта

      

   3.Заключительный этап (12.04.2017г. – 17.04.2017г.)

  • Итоговое музыкальное мероприятие «Царица-водица!» с использование презентации;
  • Коллективная работа: коллаж «В мире воды»
  • Выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности
  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье» 

                                      

Результаты проекта:

  • У детей сформировались базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов
  • У детей появились умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
  • У детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира
  • Дети приобрели экологический опыт при взаимодействии с природой, научились бережному отношению к воде
  • Компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей повысилась.