автор: Киреева Анна Николаевна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №332 «Березка»

Формирование познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование

Формирование познавательного интереса у детей младшего возраста через эксперементирование.

Киреева Анна Николаевна 

МАДОУ «Детский сад №332 «Березка»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

воспитатель, 

Ребенок, появившийся на свет — уже исследователь.  Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность.  С одной стороны, это расширяет его представления об окружающем его мире, с другой – он начинает понимать причинно – следственные, временные и пространственные отношения, которые позволяют ему понять целостную картину мира. 

Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. 

  Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. 

Развитие познавательных интересов один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день. В настоящее время остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта. Развитию познавательных интересов дошкольников до недавнего времени не уделялось особого внимания, между тем познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.  Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности, в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях. 

        Экспериментирование рассматривается как идеальный метод при формировании основ естественно -научных и экологических понятий.   Знания, полученные на практике, всегда более осознанные и прочные, чем те, которые можно почерпнуть из книг.  В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника. Постепенно, по нарастанию определенных знаний, умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. С детьми младшего возраста можно проводить несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы.  Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через эксперименты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменения и т.д.). Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно — следственных связей.

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

 Задачи: 

1.Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать вывод  

2.Развитие любознательности и познавательной мотивации, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости. 

3.Обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

4.Формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Внимательно изучив научно-методическую литературу, практические и теоретические сведения о проведении экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста, мы выбрали основным методом по проведению экспериментирования —  проведение элементарных опытов. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами был оформлен центр экспериментирования «Незнайка», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. 

В процессе опытно-экспериментальной деятельности формируются элементарные понятия, закрепляются свойства предметов.   В работе используется доступное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, весы, пакеты, и т.д.).  

Были определены формы детской исследовательской деятельности:

— организованная (занятия);

— совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в центре экспериментирования «Незнайка»;

— игры-эксперименты и дидактические игры; 

— проблемно — игровые ситуации.

Составили тематический план опытно-экспериментальной деятельности с постепенным усложнением поставленных познавательных задач. Создали необходимую предметно — развивающую среду и подобрали необходимое оборудование. Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями.  Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В начале учебного года, на первом родительском собрании мы сообщили родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовили памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Родителям были предложены примерные планы совместной деятельности с детьми дома.

 Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего возраста». В родительский уголок мы поместили консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности. В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. 

Исследовательская деятельность, которую мы старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. 

Подводя итоги в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.  

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.