автор: Клешнина Светлана Анатольевна

Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №1 «Теремок» комбинированного вида р.п. Тоншаево Нижегородской области

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Неудачная охота» с использованием приемов ТРИЗ»

Методическая разработка

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием приемов ТРИЗ»

 

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Неудачная охота».

Цель: Развивать у детей умение составлять рассказ по серии картинок с опорой на схемы.

Задачи:

−  формировать умение составлять речевой текст, как сопровождение к серии картинок; продолжать Формировать умение оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; готовить детей к обучению;

−  развивать эмоциональную отзывчивость, нормы общения со сверстниками и взрослыми;

−  расширить и знание о домашних животных и зимующих птицах;

−  развивать двигательную активность в игровых заданиях, координацию движений, мелкую моторику рук.  

Методы и приёмы:

−  практические – дидактическая игра «Круги Луллия»;

−  наглядные – демонстрационный показ серии сюжетных картинок «Неудачная охота», схемы этапов работы по картинкам, универсальное пособие «Радужка-познавайка»;

−  словесные — .беседа, вопрос, пояснения, физминутка.

Материалы и оборудование: универсальное пособие по ТРИЗ «Радужка-познавайка», круги Луллия, серия сюжетных картинок «Неудачная охота», схемы этапов работы с сюжетными картинками.

Ход ООД.

  1. Организационный момент:

−  Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли воспитатели нашего детского сада, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с педагогами)

−  А ещё какими словами можно поприветствовать друг друга. (Дети рассуждают и показывают действия)

−  А какими движениями можно поприветствовать друг друга. (Дети рассуждают и показывают действия)

−  Давайте подойдём к нашим гостям и поздороваемся с ними с помощью действий. (Дети выполняют)

−  Мы поприветствовали взрослых, а теперь давайте поприветствуем друг друга. Игровое упражнение «Добрые ладошки». (Дети участвуют в игре)

  1. Основная часть:

−  Ребята, Радужка узнал, что мы с вами составляем рассказы о домашних животных и решил сделать для нас сюрприз. Он смонтировал фильм об одном из домашних животных и прислал его нам. (Воспитатель открывает коробку и ищет в ней плёнку)

−  Что же это такое! Ребята, посмотрите, волшебник Дробление разделил мультфильм на кадры. Что же нам теперь делать, мы не сможем посмотреть мультфильм. (Дети рассуждают и приходят к выводу, что надо разложить кадры мультфильма и составить из них рассказ).

 

Этап 1. «Паровозик из картинок»

Педагог даёт в руки ребёнку набор перепутанных картинок и просит разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо и не трогать картинки руками. (Ребёнок выполняет действия и показывает схему игры «Паровозик из картинок»)

Этап 2. «Назови место, где происходят события»

−  В каком месте происходят события? (дети обсуждают)

−  Покажи схему, обозначающую место, где происходят события. (Ребёнок показывает схему)

Этап 3. «Определи время событий»

−  Кто быстрее скажет, в какое время года происходит это событие? (Дети отвечают)

−  В какое время суток? (Дети отвечают)

Воспитатель предлагает найти схему, обозначающую время событий.

Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках»

−  Посмотрите на каждый «вагончик» паровозика из картинок и найдите главного героя. (Дети рассуждают)

−  Что ещё нарисовано на всех картинках? (Дети отвечают)

−  Найди схему, обозначающую героев на всех картинках. (Ребёнок показывает схему)

Этап 5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Воспитатель показывает картинку-схему данного этапа.

−  Посмотрите на картинки и назовите поочерёдно: героя, его действия, для чего он это делает. (Дети рассуждают)

Этап 6. «Что за чем?»

Воспитатель демонстрирует схему данного этапа.

−  Что обозначает эта схема? (Приглашает ребёнка выполнить действия в соответствии с данной схемой)

−  Возьми любую картинку, что на ней изображено? (Ребёнок выбирает картинку ирассказывает, что на ней изображено)

−  А что раньше кошка делала до этого? Что будет делать потом? Какая картинка будет последней? (Ребёнок рассуждает)

−  Разложи картинки «кадры мультфильма», чтобы было понятно, о чём наш фильм. (Ребёнок раскладывает картинки в логической последовательности)

−  Найди схему игры «Что сначала, что потом». (Ребёнок находит и показывает схему)

Физкульминутка.

Игровое упражнение «Раз, два, три – кошечку изобрази».

Воспитатель произносит слова «Раз, два, три …(ловкую, царапающуюся, прыгающую, карабкающую, весёлую) кошечку изобрази». (Дети имитируют движение животного)

Этап 7. «Составь рассказ»

Предложить детям восстановить сюжет фильма, т. е. составить рассказ по серии картинок, используя схему игры «Составь рассказ». (Дети составляют рассказ)

−  Ребята, вы хорошо восстановили и озвучили фильм, Радужка очень рад этому. И в подарок вам он приготовил игру «Круги Луллия». Посмотрите, что изображено на кругах Луллия. (Дети отвечают)

−  Давайте поиграем в эту игру. (Дети при помощи колец восстанавливают логическую цепочку: животное→первый звук в названии животного→количество слогов в слове)

Заключительная часть.

Дети обсуждают что им понравилось делать и почему. Воспитатель раздаёт детям раскраски и предлагает детям организовать выставку «Эти домашние животные».